Задания для самоподготовки. вопросы для самоподготовки
Вопросы для самоподготовки
1. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка;
2. Единство и взаимодействие воспитания и развития в становлении личности ребенка;
3. Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей при воспитании детей;
4. Влияние различных видов деятедьности на психическое развитие ребенка;
5. Своеобразие периода раннего и дошкольного детства.
Задания для самоподготовки
Задание 1.Составьте словарь по теме и подготовьтесь к педагогическому диктанту.
1) фактор развития; 2) наследственность; 3) воспитание; 4) возрастная периодизация; 5) сензитивные периоды развития | 6) факторы социализации; 7) среда; 8) ведущая деятельность; 9) формирование; 10) зона актуального развития | 11) социальные факторы развития; 12) развитие; 13) зона ближайшего развития; 14) социализация; 15) возрастная сензитивность |
Задание 2.Используя метод глоссирования, покажите общее и особенное в понятиях:
- «формирование» и «воспитание»;
- «социализация» и «воспитание»;
- “развитие” и “формирование».
Задание 3.Используя метод“Минута говорения”, раскройте роль:
- наследственности в развитии ребенка;
- среды в развитии ребенка;
- воспитания в развитии ребенка.
Задание 4.Объясните, как вы понимаете фразу (по выбору):
– Развитие ребенка происходит через его деятельность.
– Активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.
– Чтобы помочь становлению и развитию личности, воспитателю нужно знать возрастные возможности и особенности поведения ребенка.
Задание 5.Заполнитетаблицу «Особенности воспитания детей различных возрастных групп»:
Возрастная группа | Физическое развитие | Психическое развитие | Ведущая деятельность | Особенности образовательной работы | |
Ранний возраст | |||||
Дошкольный возраст | |||||
Задание 6.Напишите аннотацию на статью:
Ø Цырельчук Воспитание мальчиков женщинами –воспитателями в дошкольном учреждении // Пралеска. – 2006. - № 5
Задание 7.Задание для самостоятельного осмысления и обсуждения в парах:
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны эти мальчишки?
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны эти девчонки?.. –
звучит очень важный вопрос в незамысловатой, но с точки зрения педагогики, - весьма грамотной детской песенке, вопрос, на который каждый человек, имеющий дело с детьми, призван найти ответ…
– Мальчики – люди, и девочки – люди. Значит, между ними нет разницы.
Так говорят одни.
– Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилежнее, деликатнее.
Так говорят другие.
– … мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее, их все занимает, их легче убедить.
– У девочек сердце мягче.
– Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит.
– Неправда.
И они спорят и никак не могут согласиться.
Этот диалог – извечный спор на всегда волнующую взрослых тему – воспроизводит в одной из своих замечательных книг «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» педагог-гуманист, детский врач и писатель Януш Корчак.
«Так кто же лучше, мальчики и девочки?» - подводит итог автор, доказывая в ходе своих последующих размышлений, что спор о том, кто лучше, - беспредметен: они такие, какие есть, в чем-то похожие, во многом отличающиеся друг от друга, – эти мальчики и девочки.
Что касается сходства, здесь более или менее ясно, а вот чем они отличаются?..
Попробуем ответить на этот, казалось бы, совсем несложный вопрос, опираясь на скудные сведения, которые содержаться в специально литературе, результаты педагогических наблюдений и наш с вами жизненный опыт – все мы когда-то были мальчиками и девочками, общались со своими сверстниками и, наверное, пытались понять: а чем же они отличаются – мальчики и девочки?
Обратимся к известным, наверное, каждому человеку именам. Буратино и Мальвина – в этих персонажах А.Толстой достаточно рельефно отразил особенности развития и поведения мальчика и девочки. Охарактеризуйте героев сказки, опираясь на данные об особенностях развития детей разного пола, с которыми вы познакомились при изучении данной темы.
Литература
- Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. – Минск, 2007
- Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М., 1998.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М., 1986
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 2004
- Панько Е. А. Воспитатель детского сада. Психология. - Минск., 1998.