Задания для самоподготовки

задания для самоподготовки - student2.ru 1.Какие из нижеприведённых соединений являются первичными, вторичными, третичными аминами:

2. Напишите структурные формулы следующих соединений: изопентиламина; этил-вторбутиламина; диметилизобутиламина; метатолуидина; ортоаминотолуола, дифенилметиламина.

3. Напишите все возможные структурные формулы аминов состава:

C3H9N; C4H11N.

4. Восстановлением каких нитросоединенииможно получить следующие амины: пара-этиланилин; орто-хлоранилин; мета-аминобензойнуюкислоту. Напишите уравнения химической реакции.

5. Предложите схему синтеза мета-толуиндина из бензола. Напишите уравнения реакций, назовите вещества.

6.Расположите приведенные ниже соединения в порядке уменьшения основных свойств:

1)диметиламин;

2)анилин;

3)аммиак;

4)дифениламин;

5)диметиланилин;

6)трифениламин.

Приведите объяснения.

7.Составьте уравнения реакций между следующими веществами:

1)пара-броманилином и азотистой кислотой;

2)мета-тлуидином и уксусной кислотой;

3)этиламином и азотистой кислотой;

4)фениламином и соляной кислотой.

8.С помощью каких реагентов можноосуществить следующие

превращения:

бензол→нитробензол→мета-бромнитробензол→мета-броманил→мета-бромфенилдиазония

9. Какую реакцию называют азосочитанием. Напишите уравнения реакций азосочитания фенилдиазоний хлорида с

1) мета-крезолом;

2) орто-хлорфенолом;

3) пара-гидорксибензойной кислотой;

4)орто-гидроксибензойной кислотой.

10. Какие из указанных соединений не встиупают в реакцию азосочитания с фенилдиазоний хлоридом:

1)орто-нитрофенол;

2)толуол;

3)бензосульфокислота;

4)пара-хлорфенол;

5)орто-гидроксибензойная кислота (салициловая);

6)орто-крезол;

7)мета-динитробензол;

8)диметиланилин.

Ответ поясните.

11. Напишите уравнения реакций получения азокрасителей: из пара-нитроанилина и ортокроезола

Перечень знаний, умений и навыков, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

Знать общие свойства и черты отличия аминов жирного и ароматического ряда, диазо и азосоединений.

Знать качественные реакции на первичную аминогруппу.

Уметь писать уравнения химических реакций получения азокраситилей.

ТЕМА: «ДИАЗОТИРОВАНИЕ СТРЕПТОЦИДА, АНЕСТЕЗИНА, НОВОКАИНА. ПОЛУЧЕНИЕ АЗОКРАСИТЕЛЕЙ.»

Актуальность темы:Всостав азотсодержащих органических соединений входит элемент - азот. Изучение азотсодержащих веществ сводится к расширению и углублению знаний о химическом строении органических соединений, электронной природе их химических связей, функциональных группах, взаимном влиянии атомов и атомных групп в молекуле. Важным представителем является анилин. Анилин - сильный яд, разрушающий красные кровавые тельца, поэтому не применяется в медицине. Анилин был получен в 1842 году профессором химии Казанского университета Н.Н. Зининым. Это открытие русского ученого положило начало развитию весьма мощной и важной анилинокрасочной, а затем химико-фармацевтической промышленности. Путем ацетилирования аминогруппы удалось получить производное анилина - ацетанилид (антифибрин), который менее токсичен, чем анилин и обладает жаропонижающим действием. Анилин лежит в основе получения сульфаниловой кислоты, производные которой - сульфаниламиды получили широкое распространение в медицине. Некоторые из этих веществ являются красителями. Все препараты из группы сульфаниламидных производных действуют на определенные виды бактерий.

Цели занятия:

1. Закрепить, систематизировать и обобщить теоретические знания по теме; «Амины жирного и ароматического ряда» «Диазо и азосоединения».

2. Расширить и углубить знания студентов по свойствам диазо и азосоединений, получению азокрасителей.

3. Практически научиться проводить реакцию диазотирования и азосочетания.

4. Практически научится обнаруживать первичную аминогруппу в фармакопейных препаратах: стрептоциде, анестезине, новокаине.

5. Закрепить умение анализировать, обобщать, делать выводы.

План изучения:

1. Определение аминов и их классификиция.

2. Способы получения.

3. Химические свойства аминов жирного и ароматического ряда:

а) общие свойства на аминогруппу;

б) отличительные R свойства.

4. Общая характеристика диазо и азосоединений.

5. Получение и свойства солей диазония.

6. Реакции азосочетания и получение красителей.

Рекомендуемая литература:

1. Конспект лекций.

2. А.И. Артеменко «Органическая химия» М. «Высшая школа» 2004г.

3. «Органическая химия» С.Э. Зурабян, А.П. Кузин, 2011г.

Вопросы для самоподготовки:

1. Напишите все возможные структурные формулы аминов состава: C3H9N, C4H11N

2. Восстановлением каких нитросоединений можно получить следующие амины:

а) пара-этиланилин;

б) орто-хлоранилин.

Напишите уравнения химических реакций.

3. Составьте уравнения химических реакций между следующими веществами:

а) пара-броманилина и азотистой кислотой;

б) этиламини и азотистой кислотой;

в) мета-толуидина и уксусной кислотой.

4. Какую реакцию называют азосочетанием? Напишите уравнения реакций азосочетания хлорида фенилдиазония с:

а) мета-крезолом;

б) орто гидрокси бензойной кислотой ориентировочные основы действия (см. приложение.)

Перечень знаний, навыков и умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы;

Знать отличие диазосоединений от азосоединений.

Уметь проводить реакцию диазотировния и азосочетания.

Уметь писать уравнения химических реакций получения азокрасителей.

ТЕМА: «УГЛЕВОДЫ. ГЛЮКОЗА И ФРУКТОЗА. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ»

Актуальность занятия: Глюкоза и фруктоза являются важнейшими представителями углеводов. Они входят в состав организма человека и выполняют важные функции: являются ценным энергетическим материалом, при окислении 1 моль глюкозы выделяется 2920 кДж, участвуют в сложных биохимических превращениях, обмене веществ в организме. Глюкозу используют для синтеза аскорбиновой кислоты – противоцингового витамина С. Поэтому необходимо знать состав и свойства глюкозы и фруктозы, умение проводить химические реакции на функциональные группы глюкозы и реакцию открытия фруктозы.

Цели занятия.

1. Закрепить теоретический материал по теме: «Моносахариды».

2. Дополнить и расширить знания студентов по химическим свойствам глюкозы и фруктозы.

3. Научить проводить качественные реакции на обнаружение альдегидной группы и спиртовых групп.

4. Научить обнаруживать фруктозу по качественной реакции – реакции Селиванова.

Задание на самоподготовку.

1) Напишите структурные формулы: α – глюкоза – пираноза; β – глюкоза – пираноза; α – фруктоза – пираноза; β – фруктоза – фураноза.

2) Реакции окисления глюкозы.

3) Напишите реакции взаимодействия глюкозы с Сu(OH)2; 5 молекулами уксусной кислоты.

4) Виды брожения глюкозы.

5) Реакция открытия фруктозы.

По окончании занятия студенты должны знать и уметь:

Знать свойства соединений со смешанными функциями (альдегидную группу и спиртовые группы).

Уметь проводить качественные реакции на альдегидную группу и спиртовые группы.

Уметь проводить качественную реакцию на фруктозу.

Рекомендуемая литература:

1. Н.А. Тюкавкина «Органическая химия», М. «Медицина, 1989г., стр. 330-339

2. В,М,Потапов «Органическая химия», М. «Просвещение», 1995г.

Тестовый опрос

Вариант – 1

1. Таутомерия – это ….

2. Установите соответствие:

Название:Классификация:

1. Галактоза А. Полисахарид

2. Лактоза Б. Моносахариид

3. Целлюлоза В. Дисахарид не восстанавливающий

4. Сахароза Г. Дисахарид восстанавливающий

3. Установите соответствие

ДисахаридЕго состав

1. Лактоза А. α – глюкоза + α – глюкоза

2. Сахароза Б. α – глюкоза + α – фруктоза

В. β – галактоза + α – глюкоза

Г. α – глюкоза + β – фруктоза

4. В щелочной среде глюкоза окисляется …… и …….

5. Глюконовая кислота образуется при окислении глюкозы в ……. среде.

6. Для глюкозы характерны следующие виды брожения:

а) …….. ; б) ……. ; в) ……… ; г) …….

7. Лактозе соответствует следующая структурная формула ……. .

Найти ошибки:

а) крахмал состоит из остатков α – глюкозы;

б) крахмал состоит из остатков β – глюкозы;

в) крахмал состаит из остатков α – фруктозы;

г) целлюлоза состоит из остатков β – глюкозы

8. При окислении глюкозы в кислой среде образуется:

а) глюконовая кислота; б) сахарная кислота;

в) масляная кислота.

Вариант – 2

1. Олигосахариды – это …..

2. Установите соответствие

Дисахарид: Его состав:

1. Сахароза А. α – глюкоза + α – глюкоза

2. Лактоза Б. α – глюкоза + β – фруктоза

В. β – галактоза + α – фруктоза

Г. β – глюкоза + α – глюкоза

3. Крахмал состоит из остатков ……. .

4. К дисахаридам относятся все, кроме:

а) мальтоза; б) глюкоза;

в) сахароза; г) крахмал; д) лактоза

5. Найти ошибки:

а) лактоза – это не восстанавливающий дисахарид;

б) фруктоза – это моносахарид;

в) сахароза – это не восстанавливающий дисахарид;

г) крахмал – сахароподобный дисахарид

6. При окислении глюкозы в нейтральной среде образуется ……, формула которой …… .

7. Фруктозу можно обнаружить по реакции ….

Фруктоза + ? + ? → эффект

8. Целлюлоза состоит из остатков …..

9. Таутомерия – это …….

ТЕМА: «ЖИРЫ. ПОЛУЧЕНИЕ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ»

Актуальность темы: данная тема важна для изучения предметов специального цикла, таких, как фармацевтическая технология: студентам придется готовить лекарственные формы – мази, пасты линименты, настои, содержащие эфирные масла. Все перечисленные лекарственные формы в основе содержат некоторые жировые компоненты.

На фармакологии студенты будут изучать фармакологическое действие лекарственных форм – мазей, паст, линиментов.

На предмете ОЭФ студенты познакомятся со специальными приказами, регламентирующими условия хранения, отпуска из аптеки лекарственных форм, в основе которых содержатся жировые компоненты.

Поэтому студенты должны хорошо усвоить материал по данной теме.

Рекомендуемая литература:

1. С.Э. Зурабян, А.П. Лузин «Органическая химия», под редакцией Н.А. Тюкавкиной, Москва, «ТэОТар - Медиа», 2011, с. 329-338.

2. Под редакцией Н.А. Тюкавкиной «Органическая химия», с. 362-371.

3. Конспект лекций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое жиры?

2. Написать структуру триацилглицеринов.

3. Общая формула жирных кислот, входящих в состав триацилглицеринов:

А) насыщенные: миристиновая, пальмети новая, стеариновая;

Б) ненасыщенные: олеиновая, линолевая, линоленовая.

4. Номенклатура триацилглицеринов.

5. Способы получения.

6. Физические свойства жиров.

7. Химические свойства жиров:

а) ферментативный гидролиз

б) йодное число

в) кислотное число

г) число омыления.

8. Напишите уравнения соответствующих реакций

задания для самоподготовки - student2.ru

задания для самоподготовки - student2.ru

задания для самоподготовки - student2.ru

9. Приведите примеры применения жиров в медицине.

10. Перечислите биологическую роль жиров.

После изучения темы студенты должны знать:

· строение жиров

· физические свойства жиров

· химические свойства жиров

Студенты должны уметь:

· писать уравнения реакций различных видов гидролиза

· давать названия жирам

ТЕМА: «ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ЖИРОВ»

Актуальность темы:Жиры - природные продукты, получаемые из жировых тканей животных или из семян и плодов растений. По происхождению жиры делятся на животные и растительные, последнее чаще называют маслами. Общеизвестна роль жиров и масел в питании человека. По энергетической ценности они в двое превышают белки и углеводы. В фармации жиры широко используются как мазевые основы, а масла - для приготовления масляных растворов лекарственных средств.

Цели занятия:

1. Дать представления о липидах.

2. Изучить жиры: состав, классификация, физические и химические свойства, применения, биологические функции и превращение в организме.

3. Дать определение физическим константам жиров (число омыления, йодное число)

4. Совершенствовать и развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы: устанавливать причинно-следственные связи.

5. Продолжить формирование навыков работы с учебной и научно-популярной литературой; умение подготовить сообщение и выступить с ним перед группой.

6. Формировать общие компетенции ОК 1-15; профессиональные ПК 1.1; 1.4; 3.1; 3.4.

План изучения темы:

1. Определение и классификация жиров.

2. Физические и химические свойства жиров.

3. Биологические функции жиров и превращение в организме.

4. Применение жиров в фармации.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. А.И. Артеменко «Органическая химия», М., «высшая школа», 2004г.

Дополнительная литература:

2. Органическая химия С.Э. Зурабян; А.П. Лузин, М., 2011 г.

По окончанию занятия студенты должны знать и уметь:

Знать биологическую роль жиров и превращение из в организме.

Уметь писать структурные формулы жиров и назвать их.

Знать физические свойства жиров.

Знать применение жиров в организме.

Вопросы для самоконтроля

1. Напишите структурные формулы жиров:

а) пальмитино дистиариновый жир

б) стеарино деолеиновый жир

в) линолено деолеиновый жир

Укажите их физические свойства

2. Написать уравнение химических реакций взаимодействия стеарино динальметинового жира с

а)NaOH б)NH3

3. Перечислите физические константы жиров.

Наши рекомендации