III. закрепление изученного материала. Учащиеся отгадывают ребусы и рассказывают о целебных свойствах растений
1. Ребусы.
Учащиеся отгадывают ребусы и рассказывают о целебных свойствах растений.
(Календула.)
(Тысячелистник.)
(Ромашка.)
2. Сценка «Не рвите цветы».
– К нам спешит важный гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете его имя.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
(Одуванчик.)
Появляется Одуванчик.
Одуванчик. Ой, кто это про меня вспомнил?
Когда идешь тропинкою,
Куда ни бросишь взгляд –
В полях белеют шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки.
Стоят, чуть-чуть качаются
От ветерка с реки.
Учитель. Желтый одуванчик – маленькое луговое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи – и луговое солнышко тоже спрячется, с головой укроется зеленым «платочком».
Ранней весной, как только зазеленеет трава, распускаются ярко-желтые одуванчики, на радость людям покрывая окрестности тысячами золотых цветков. Цветет одуванчик с апреля по сентябрь.
Поразительна живучесть одуванчика: даже вырванный с корнем, цветок может дозреть до семян, которые разнесет ветер, и вновь появятся всходы.
Звучит фонограмма пения лесных птиц. Появляется девочка с цветами в руках.
Девочка. Как прохладно в чаще еловой!
Яцветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре,
Над тобою кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
Я сорву тебя, милый, можно?
А потом отнесу домой...
Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят снежинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня...
Появляется Лесовик.
Лесовик. А знаешь ли ты, девица, что одуванчик – не просто цветок, а лекарственное растение? Корень его возбуждает аппетит, лечит болезни почек, печени. Едят его и животные. Нельзя без нужды рвать этот цветок!
Звучит запись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы».
Лесовик. Почему нельзя рвать цветы? (Потому что они не успели дать семена.)
Я не степью хожу – я хожу по аптеке.
Разбираясь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты природой написанный верный рецепт.
– Посмотрите, как разнообразен мир лекарственных растений (рассказывает о растениях и демонстрирует их изображения).
Самое неприятное для путешественника – поранить ногу и потерять возможность передвигаться. Но помочь может «зеленая аптека».
У дороги растет подорожник с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелек с зелеными шариками семян.
Сорви листок, приложи его к больному месту, и ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Скоро перестанешь хромать и забудешь о своей ране.
И вата в лесу есть. За ней только нужно пойти на болото, где растет в изобилии мох сфагнум. Листья сфагнума обладают удивительным свойством: они могут впитывать жидкость. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату, и йод, так как содержит в своих клетках вещество фагнол, убивающее бактерии гниения.
А вам приходилось видеть в лесу розовые поляны? С таких поляндоносится запах меда. Это цветет с июня до сентября иван-чай (кипрей). Растение высокое, больше метра в высоту. Розовые цветки кипрея собраны в заостренную кверху кисть. Раскрываются они с 6 до 7 часов утра. Очень полезно это растение! Корневище сладкое, его едят сырым и вареным. Можно его высушить и приготовить муку. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай. Это растение – хороший медонос, и его охотно посещают пчелы.