Где лучше
Милость Божия буди с вами!
Я помянул вам о ските Задонском только потому, что вы расписывали жизнь свою там так, как будто жили в раю. А если там есть свои неудобства, то и думать нечего о нем. Все одно терпеть; но лучше терпеть то, что само собою встречается на дороге жизни: ибо тут рука Божия видна указующая.
Вы перечисляете другие места. Зовут. Вы правду сказали, что пока гостья, хорошо; а там пошли нелады. Поговорка есть: везде хорошо, где нас нет. Так лучше уж не двигаться, и не загадывать о том. А проехаться не мешает, - размять немножко кости.
Начал переводить второй том рукописи поучений св. Феодора Студита. Не скоро дело сие делается. Как перевод иной раз вяжет голову?! Ей хотелось бы парить.
Еще не имею что сказать вам, кроме, благослови вас, Господи, всяким благословением! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан. 27 октября 1887 г.
Опасность рассеяния. О своем лечении и о трудах
Милость Божия буди с вами!
Воротились! Слава Богу, что было приятно. И еще милость - возвращение здоровья! Но худо, что рассеялись. Хоть вы сказали только, что не так сосредоточены; но это очень много значит. Это значит, что вы вышли из своей колеи. Господа ради поопаситесь, и постарайтесь воротиться, - и стать в чин свой. Выходить легко, но ворочаться трудно; а если надолго остаться наруже, то пожалуй в середку и не влезешь, уты, утолсте. Избави вас, Господи! а то и не впустят.
В Ельце предлагали опять. И келлия есть продажная. Случай благоприятный, но вам нечего загадывать, когда отсюда не гонят. Святитель Тихон призвал вас, прикрыл, и настроение доброе дал, и теперь вам есть покровитель. Вам тут и быть, пока не выгонят. Но как о. архимандрит обещал не трогать, то самим вам что тревожиться, и живите с Богом. Соседку имейте как учительницу терпения. Все ведь от Господа.
Я продолжаю пить глазолечебную воду. Только что получил новую, - и первый день употребляю ее. - Тут примочка - большого градуса. Это, полагаю, самое лучшее средство. Но поможет ли? Желательно, а будет то, что Богу угодно. Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне.
Перевожу, как вам уже известно - св. Феодора Студита. Второй том идет проворней. Через месяц, может быть, кончу. Третий том не велик и с большими пропусками - в рукописи. А четвертый - исправнее всех - и больше. Все, может быть, к половине следующего года кончить можно.
Вы, кажется, хотели Эмена - о смерти, переложить - попроще и поближе к сердцам. И мне приходило тоже.
Ваш доброхот Е. Феофан. 27 ноября 1887 г.