Для аудиторной работы студентов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Уфа 2012

Методические указания составлены на основании примерной программы учебной дисциплины «История медицины» (М., 2011 г.) и учебного плана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта III поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 – Педиатрия (М., 2010 г.).

Рецензенты:

Рецензент:

М.Ю. Павлова – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.

Составитель: А.Д. Козеева, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения протокол № 9 от «10» февраля 2012 года.

1. Актуальность.В сокровищницу медицинской науки большой вклад внесли отечественные ученые медики. Имена Н.И. Пирогова, И.И. Мечникова, С.П. Боткина, И.П. Павлова, Н.А. Семашко, Н.Н. Бурденко и многих выдающихся ученых получили признание во всем мире. Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

2. Цели и задачи дисциплины:

Цель — изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

Задачидисциплины:

— обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

— показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

— раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

— показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

— ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

— прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

— воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

— расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.

3. В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию;

– основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса;

– важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

– выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину.

уметь:

– грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

– оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения;

– выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.

владеть:

– навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации,

– ведения дискуссий и круглых столов.

По плану УИРС студенты выполняют реферативные сообщения.

4. Вид занятия:семинарское занятие.

5. Продолжительность занятия: 3 академических часа (135 мин.).

6. Оснащение.Методические указания к семинарским занятиям, тестовые задания, мультимедийный проектор для показа слайдов. Семинарские занятия проводятся в специально оборудованном для занятия по истории медицины кабинете, где представлены стенды по всем периодам мировой и отечественной медицины, а также по здравоохранению Башкирии и истории Башкирского медицинского государственного университета.

Содержание занятий

Организационная часть – 5 мин.

Обсуждение вопросов по теме семинарского занятия (методом опроса) – 75 мин.

Заслушивание реферативных сообщений – 25 мин.

Тестовый контроль – 15 мин.

Подведение итогов занятия – 10 мин.

Задание к следующему занятию – 5 мин.

План семинарских занятий

Занятие 1

Наши рекомендации