Задания самостоятельной работы интерна

CИЛЛАБУС

По модулю «Аллергология и иммунология»

Специальности: 5В130100 «Общая медицина»

Интернатуры по направлению: Внутренние болезни

Практические занятия: 90 (часов)

СРИ: 45 (часов)

Экзамен: 13-14 семестр

Всего: 135 (часов)

Курс: 7

Семестр: 13-14

Астана 2016г.

Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Степень и должность Приоритетные научные интересы
1. Избасарова Ирина Анатольевна Ассистент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. аллергология, внутренние болезни
2. Трофимова Светлана Владимировна Ассистент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. аллергология, внутренние болезни
3. Шарипханова Гульжанат Хамитовна Ассистент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. аллергология, пульмонология
4. Смагулова Алия Курманбековна Ассистент кафедры внутренних болезней интернатуры аллергология, внутренние болезни

Контактная информация:Кафедра расположена на базе ГУ «Центральный госпиталь с поликлиникой МВД РК» по адресу: пр. Кабанбай батыра, 66; телефон: 704958; e-mail [email protected]

Конечные результаты обучения:

А. Знание и понимание:

1. Клинической симптоматики основных терапевтических заболеваний;

2. Синдромальной диагностики заболеваний внутренних органов;

3. Патогенеза развития заболеваний внутренних органов.

В. Применение знаний и пониманий:

1. При сборе жалоб, анамнеза заболевания и жизни пациента;

2. При интерпретации результатов лабораторно-инструментальных методов исследования;

3. При синдромальной диагностике заболеваний внутренних органов у конкретного пациента с выделением ведущего синдрома;

4. При проведении дифференциального диагноза по ведущему синдрому.

С. Выражение суждений:

1. При обосновании синдромов;

2. При обосновании и выделении ведущего синдрома;

3. При обосновании выбора нозологий для дифференциального диагноза

по ведущему синдрому.

4. При обосновании плана обследования пациента.

D. Коммуникативные способности:

1. Владеть профессиональными ценностями, такими как альтруизм, сострадание, сочувствие, ответственность, честность, и соблюдение принципов конфиденциальности;

2. Соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при работе с пациентом, врачами, коллегами в условиях соматического стационара;

3. Уметь работать в команде и иметь лидерские качества.

Е. Способность к учебе:

  1. Уметь самостоятельно изучить материал, необходимый для проведения дифференциального диагноза;
  2. Уметь составлять перечень возможных этиологических причин;
  3. Уметь обосновать патогенез заболевания у конкретного пациента;
  4. Составлять алгоритм обследования пациента;
  5. Выполнять СРИ в учебное время в полном объеме.

Перечень дисциплин, входящих в модуль, и количество часов каждой дисциплины:

Наименование дисциплин/компонентов модуля Всего часов Аудиторных занятий СРИ Форма рубежного контроля
1. Клиническая лабораторная диагностика 1 этап: устный опрос по билетам 2 этап: клинический этап у постели больного
2. Визуальная диагностика
3. Клиническая фармакология
4. Аллергология и иммунология

Тематический план практических занятий:

Тема занятия Форма проведения Часы
Клиническая лабораторная диагностика
1. Лабораторные методы исследования, используемые в аллергологии Принципы и методы проведения специфической аллергодиагностики устный опрос, собеседование, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования
2. Иммунологические методы исследования. Алгоритм лабораторного исследования при иммунодефиците. устный опрос, собеседование, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных, обратная связь
Визуальная диагностика
1.   Визуальная диагностика в аллергологии и иммунологии устный опрос, собеседование, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных, обратная связь  
Клиническая фармакология
1. Клинико-фармакологическая характеристика отдельных групп лекарственных средств, применяемых в аллергологии. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах, дискуссии
2. Клинико-фармакологическая характеристика отдельных групп лекарственных средств при иммунных заболеваниях. устный опрос, собеседование, решение ситуационных задач, работа в малых группах, дискуссии, обратная связь
Аллергология и иммунология
1. Введение в клиническую иммунологию устный опрос, доклады о дежурствах, работа в малых группах
2. Формы аллергических реакций. Ig E опосредованные реакции. (I тип) Поллинозы. Крапивница. Отек Квинке. устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных
3. Атопическая бронхиальная астма. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. устный опрос, решение тестовых заданий, доклады о дежурствах, собеседование, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования больных
4. Цитотоксические реакции (II тип) Лекарственная аллергия. устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных
5. Анафилактический шок. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач
6. Иммунокомплексные реакции (III тип) Сывороточная болезнь, феномен Артюса. Иммунокомплексные реакции (IV тип). Гиперчувствительность замедленного типа. устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, работа в малых группах
7. Иммунитет и инфекция. устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, работа в малых группах
8. Аутоиммунные заболевания. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, работа в малых группах
9. Первичные иммунодефицитные состояния. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, работа в малых группах
10. Вторичные иммунодефицитные состояния. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, обратная связь
  Рубежный контроль    
  Итого часов:  

Тематические планы самостоятельной работы интерна

Тема занятия Форма проведения Сроки сдачи СРИ Часы
Клиническая лабораторная диагностика
1. Современные лабораторные маркеры аутоиммунных заболеваний (СКВ, РА, склеродермия, дерматомиозит) презентация, курация больных, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных, ведение медицинской документации до завершения компонентамодуля
2. Современные лабораторные маркеры аутоиммунных заболеваний (аутоимунный гепатит, аутоимунный тиреоидит, геморагический васкулит). презентация, курация больных, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных, ведение медицинской документации до завершения компонентамодуля
Визуальная диагностика
1. Визуальная диагностика дерматитов (контактно-аллергический, атопический, токсикодермический) презентация, курация больных, интерпретация результатов инструментальных методов исследования больных, ведение медицинской документации до завершения компонентамодуля
Клиническая фармакология
1. Международные и национальные клинические руководства, протоколы по ведению больных с аллергическими заболеваниями. Уровни доказательности рекомендаций. презентация, курация больных, ведение медицинской документации (листы назначений) до завершения компонентамодуля
2. Международные и национальные клинические руководства, протоколы по ведению больных с иммунными заболеваниями. Уровни доказательности рекомендаций. презентация, курация больных, ведение медицинской документации (листы назначений) до завершения компонентамодуля
Аллергология и иммунология
1. Пищевая аллергия презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных до завершения компонентамодуля
2. Вторичный амилоидоз.   презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных до завершения компонентамодуля
3. Перекрестная реакция между аллергенами. презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, работа в кабинетах лабораторной диагностики до завершения компонентамодуля
4. Применение лекарственных средств, используемых в иммунологии у беременных, в период лактации. презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, работа в кабинетах лабораторной диагностики до завершения компонентамодуля
5. Применение лекарственных средств, используемых в аллергологии у беременных и в период лактации презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных до завершения компонентамодуля
6. Клинико-фармакологическая экспертиза. Ошибки и необоснованные назначения. презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных до завершения компонентамодуля
7. Применение лекарственных средств, используемых в аллергологии у лиц пожилого возраста, при нарушении функции печени и почек презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору до завершения компонентамодуля
8. Применение лекарственных средств, используемых в иммунологии у лиц пожилого возраста, при нарушении функции печени и почек презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору до завершения компонентамодуля
9. Инсектная аллергия презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору до завершения компонентамодуля
10. Лечение больных с иммунодефицитами.   презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору     до завершения компонентамодуля
Клиническая фармакология
1. Международные и национальные клинические руководства, протоколы по ведению больных с аллергическими заболеваниями. Уровни доказательности рекомендаций. презентация, курация больных, ведение медицинской документации (листы назначений) до завершения компонентамодуля
2. Международные и национальные клинические руководства, протоколы по ведению больных с иммунными заболеваниями. Уровни доказательности рекомендаций. презентация, курация больных, ведение медицинской документации (листы назначений) до завершения компонентамодуля
  Итого часов:    

Задания самостоятельной работы интерна

· Самостоятельная работа интерна в учебное время:

- работа в отделении: участие в курации больных, во внутрибольничных и патологоанатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях в приемных отделениях и палатах интенсивной терапии, дежурства по больнице (клинике), участие на консилиумах;

- подготовка больного к клиническому разбору, обходу заведующего кафедрой, профессора или доцента, заведующего отделением;

- интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных;

- подготовка тематических сообщений для учебных конференций;

- ведение медицинской документации (в том числе и электронной медицинской статистической системы);

- выполнение санитарно-просветительной работы, в обязательном для врача объеме;

- участие в СНК кафедры, выступления на научных конференциях;

- участие в научно-практических конференциях, симпозиумах и др.

- работа в специализированных кабинетах функциональной диагностики (УЗИ, МРТ, КТ, рентген-кабинете, отделении или кабинете эндоскопии)

· Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна:

- изучение специальной медицинской литературы;

- работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинских порталов сети Интернет;

- изучение основ медицинской статистики и отчетности;

- совершенствование навыков работы с персональным компьютером;

- выполнение презентаций, подготовленных по тематическим планам самостоятельной работы интерна.

Политика и процедуры:

Общие требования кафедры: посещения практических занятий является обязательным. При наличии пропущенных занятий более 72 часов интерн отчисляется из интернатуры за нарушение учебной дисциплины. Пропущенные занятия отрабатываются на усмотрение преподавателя с зачетом пропущенных занятий.

Обучаемые должны перед началом темы найти материал и самостоятельно подготовиться к письменному опросу.

Оценка знаний и умений проводится путем текущего и рубежного контроля. Устные опросы составляют текущий контроль знаний и посещаемости.

Рубежный контроль складывается из двух этапов: клинический экзамен у постели больного, устный экзамен. При получении неудовлетворительной оценки на любом из этапов рубежного контроля, итоговая оценка приравнивается к «0». Контрольные вопросы, используемые при устном экзамене, являются экзаменационными. Критерии и правила оценки знаний (см. соответствующий раздел).

Штрафные меры при невыполнении разделов работы: пересдача не более 2 раз. Пересдача экзамена проводится в соответствии с политикой образовательной организации. За пропуск врачом-интерном по неуважительной причине конференции, неявку и невыполнение плана по дежурству, различных видов тестирования автоматически выставляется в журнал оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) в текущий день по текущему циклу внутренних болезней.

Правила аппеляции рубежной оценки.

Обучающийся, не согласный с результатом рубежного контроля, имеет право подать апелляцию на имя декана деканата интернатуры и трудоустройства в день объявления результатов с описанием вопроса, требующего комиссионного рассмотрения.

На заявлении должна быть виза преподавателя модуля.

При положительном решении издается распоряжение о составе предметной апелляционной комиссии на местах и списке обучающихся допущенных к апелляции. В распоряжении указывается срок проведения апелляции.

Решение предметной апелляционной комиссии оформляются протоколом заседания кафедры. Оценка, полученная по результатам апелляции, заносится в индивидуальную экзаменационную ведомость обучающегося.

Протокол предметной апелляционной комиссии хранится в деканате, копии на кафедре, индивидуальная экзаменационная ведомость сдается в отдел офис-регистратора.

Критерии, предъявляемые к апелляции:

- вопросы выходят за пределы учебной программы;

- формулировка вопроса некорректна.

Примечание: Должен быть лист ответа студента с подписью студента и экзаменатора. Заявление не рассматривается при отсутствии листа ответа с подписью студента и экзаменатора

Литература

а) основная:

1. Аллергология. Клинические рекомендации. Под ред. Р.М. Хаитова и Ильиной. М. ГОЭТАР-Медиа. 2008. 240 с.

2. Внутренние болезни по Харрисону Т.Р. в 10 т. под ред. Фаучи Э., Браунвальда Ю. – М.: Практика, 2005.

3. Внутренние болезни в 2-х т. / под ред. Мухина Н.А., Моисеева В.С., Мартынова А.И. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

4. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск VIII. – М., 2007.

5. Терапевтический справочник Вашингтонского университета: пер. с англ. – СПб, 1995.

6. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / под ред. акад. РАМП И.И.Денисова. – М.: ГЭОТАР –Мед, 2001.

7. Чепель Э., Хейни М., Мисбах С., Сновден Н. Основы клинической иммунологии. «ГЭОТАР-Медиа», 2008 416 с

8. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. Под ред. А.А.Баранова. М.: 2007.

9. Руководство по клиническому обследованию больного. М.: 2007

10. Руководство по лабораторным методам диагностики. М.: 2007

11. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств (формуляр). М.: 2007

12. Сборник клинических протоколов по профилю терапия, разработанный в 2014г. Издание 1/ РЦРЗ МЗ и СР РК. – ТОО «Литера», 2015.

б) дополнительная:

1. Клинические разборы. Внутренние болезни. Под ред. Мухина Н.А. М.: 2005.

2. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Под ред. А.Г. Чучалина. Пересмотр 2006 г. – М.: атмосфера, 2007.

3.Хили П.М., Джекобсон Э.Дж. Дифференциальный диагноз внутренних болезней: алгоритмический подход. – М.: Бином, 2003.

4. Насонов Е.Л. Антифосфолипидный синдром. М. Литерра, 2004, 440 с.

5. Яхонтова О.И., Рутгайзер Я.М., Валенкевич Л.Н. Хронические болезни кишечника. СПб.: 2002

6. Делягин В.М., Румянцев А.Г. Дифференциальная диагностика внутренних болезней в практике семейного врача. – М.: МАКС Пресс, 2001.

7. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / под ред. акад. РАМП И.И.Денисова. – М.: ГЭОТАР – Мед, 2001.

8. Сигидин Я.А., Гусева Н.Г., Иванова М.М. Диффузные болезни соединительной ткани. М., 2004

9. Сигидин Я.А., Лукина Г.В. Биологическая терапия в ревматологии. М. Практическая медицина, 2009, 302 с.

Шкала и критерии оценки

Наши рекомендации