Задания самостоятельной работы интерна
CИЛЛАБУС
По модулю «Аллергология и иммунология»
Специальности: 5В130100 «Общая медицина»
Интернатуры по направлению: Внутренние болезни
Практические занятия: 90 (часов)
СРИ: 45 (часов)
Экзамен: 13-14 семестр
Всего: 135 (часов)
Курс: 7
Семестр: 13-14
Астана 2016г.
Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Степень и должность | Приоритетные научные интересы |
1. | Избасарова Ирина Анатольевна | Ассистент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. | аллергология, внутренние болезни |
2. | Трофимова Светлана Владимировна | Ассистент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. | аллергология, внутренние болезни |
3. | Шарипханова Гульжанат Хамитовна | Ассистент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. | аллергология, пульмонология |
4. | Смагулова Алия Курманбековна | Ассистент кафедры внутренних болезней интернатуры | аллергология, внутренние болезни |
Контактная информация:Кафедра расположена на базе ГУ «Центральный госпиталь с поликлиникой МВД РК» по адресу: пр. Кабанбай батыра, 66; телефон: 704958; e-mail [email protected]
Конечные результаты обучения:
А. Знание и понимание:
1. Клинической симптоматики основных терапевтических заболеваний;
2. Синдромальной диагностики заболеваний внутренних органов;
3. Патогенеза развития заболеваний внутренних органов.
В. Применение знаний и пониманий:
1. При сборе жалоб, анамнеза заболевания и жизни пациента;
2. При интерпретации результатов лабораторно-инструментальных методов исследования;
3. При синдромальной диагностике заболеваний внутренних органов у конкретного пациента с выделением ведущего синдрома;
4. При проведении дифференциального диагноза по ведущему синдрому.
С. Выражение суждений:
1. При обосновании синдромов;
2. При обосновании и выделении ведущего синдрома;
3. При обосновании выбора нозологий для дифференциального диагноза
по ведущему синдрому.
4. При обосновании плана обследования пациента.
D. Коммуникативные способности:
1. Владеть профессиональными ценностями, такими как альтруизм, сострадание, сочувствие, ответственность, честность, и соблюдение принципов конфиденциальности;
2. Соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при работе с пациентом, врачами, коллегами в условиях соматического стационара;
3. Уметь работать в команде и иметь лидерские качества.
Е. Способность к учебе:
- Уметь самостоятельно изучить материал, необходимый для проведения дифференциального диагноза;
- Уметь составлять перечень возможных этиологических причин;
- Уметь обосновать патогенез заболевания у конкретного пациента;
- Составлять алгоритм обследования пациента;
- Выполнять СРИ в учебное время в полном объеме.
Перечень дисциплин, входящих в модуль, и количество часов каждой дисциплины:
№ | Наименование дисциплин/компонентов модуля | Всего часов | Аудиторных занятий | СРИ | Форма рубежного контроля |
1. | Клиническая лабораторная диагностика | 1 этап: устный опрос по билетам 2 этап: клинический этап у постели больного | |||
2. | Визуальная диагностика | ||||
3. | Клиническая фармакология | ||||
4. | Аллергология и иммунология |
Тематический план практических занятий:
№ | Тема занятия | Форма проведения | Часы |
Клиническая лабораторная диагностика | |||
1. | Лабораторные методы исследования, используемые в аллергологии Принципы и методы проведения специфической аллергодиагностики | устный опрос, собеседование, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования | |
2. | Иммунологические методы исследования. Алгоритм лабораторного исследования при иммунодефиците. | устный опрос, собеседование, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных, обратная связь | |
Визуальная диагностика | |||
1. | Визуальная диагностика в аллергологии и иммунологии | устный опрос, собеседование, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных, обратная связь | |
Клиническая фармакология | |||
1. | Клинико-фармакологическая характеристика отдельных групп лекарственных средств, применяемых в аллергологии. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах, дискуссии | |
2. | Клинико-фармакологическая характеристика отдельных групп лекарственных средств при иммунных заболеваниях. | устный опрос, собеседование, решение ситуационных задач, работа в малых группах, дискуссии, обратная связь | |
Аллергология и иммунология | |||
1. | Введение в клиническую иммунологию | устный опрос, доклады о дежурствах, работа в малых группах | |
2. | Формы аллергических реакций. Ig E опосредованные реакции. (I тип) Поллинозы. Крапивница. Отек Квинке. | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных | |
3. | Атопическая бронхиальная астма. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, решение тестовых заданий, доклады о дежурствах, собеседование, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования больных | |
4. | Цитотоксические реакции (II тип) Лекарственная аллергия. | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных | |
5. | Анафилактический шок. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач | |
6. | Иммунокомплексные реакции (III тип) Сывороточная болезнь, феномен Артюса. Иммунокомплексные реакции (IV тип). Гиперчувствительность замедленного типа. | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, работа в малых группах | |
7. | Иммунитет и инфекция. | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, работа в малых группах | |
8. | Аутоиммунные заболевания. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, работа в малых группах | |
9. | Первичные иммунодефицитные состояния. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, работа в малых группах | |
10. | Вторичные иммунодефицитные состояния. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, интерпретация результатов исследования больных, обратная связь | |
Рубежный контроль | |||
Итого часов: |
Тематические планы самостоятельной работы интерна
№ | Тема занятия | Форма проведения | Сроки сдачи СРИ | Часы |
Клиническая лабораторная диагностика | ||||
1. | Современные лабораторные маркеры аутоиммунных заболеваний (СКВ, РА, склеродермия, дерматомиозит) | презентация, курация больных, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных, ведение медицинской документации | до завершения компонентамодуля | |
2. | Современные лабораторные маркеры аутоиммунных заболеваний (аутоимунный гепатит, аутоимунный тиреоидит, геморагический васкулит). | презентация, курация больных, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных, ведение медицинской документации | до завершения компонентамодуля | |
Визуальная диагностика | ||||
1. | Визуальная диагностика дерматитов (контактно-аллергический, атопический, токсикодермический) | презентация, курация больных, интерпретация результатов инструментальных методов исследования больных, ведение медицинской документации | до завершения компонентамодуля | |
Клиническая фармакология | ||||
1. | Международные и национальные клинические руководства, протоколы по ведению больных с аллергическими заболеваниями. Уровни доказательности рекомендаций. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации (листы назначений) | до завершения компонентамодуля | |
2. | Международные и национальные клинические руководства, протоколы по ведению больных с иммунными заболеваниями. Уровни доказательности рекомендаций. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации (листы назначений) | до завершения компонентамодуля | |
Аллергология и иммунология | ||||
1. | Пищевая аллергия | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных | до завершения компонентамодуля | |
2. | Вторичный амилоидоз. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных | до завершения компонентамодуля | |
3. | Перекрестная реакция между аллергенами. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, работа в кабинетах лабораторной диагностики | до завершения компонентамодуля | |
4. | Применение лекарственных средств, используемых в иммунологии у беременных, в период лактации. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, работа в кабинетах лабораторной диагностики | до завершения компонентамодуля | |
5. | Применение лекарственных средств, используемых в аллергологии у беременных и в период лактации | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных | до завершения компонентамодуля | |
6. | Клинико-фармакологическая экспертиза. Ошибки и необоснованные назначения. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных | до завершения компонентамодуля | |
7. | Применение лекарственных средств, используемых в аллергологии у лиц пожилого возраста, при нарушении функции печени и почек | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору | до завершения компонентамодуля | |
8. | Применение лекарственных средств, используемых в иммунологии у лиц пожилого возраста, при нарушении функции печени и почек | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору | до завершения компонентамодуля | |
9. | Инсектная аллергия | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору | до завершения компонентамодуля | |
10. | Лечение больных с иммунодефицитами. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору | до завершения компонентамодуля | |
Клиническая фармакология | ||||
1. | Международные и национальные клинические руководства, протоколы по ведению больных с аллергическими заболеваниями. Уровни доказательности рекомендаций. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации (листы назначений) | до завершения компонентамодуля | |
2. | Международные и национальные клинические руководства, протоколы по ведению больных с иммунными заболеваниями. Уровни доказательности рекомендаций. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации (листы назначений) | до завершения компонентамодуля | |
Итого часов: |
Задания самостоятельной работы интерна
· Самостоятельная работа интерна в учебное время:
- работа в отделении: участие в курации больных, во внутрибольничных и патологоанатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях в приемных отделениях и палатах интенсивной терапии, дежурства по больнице (клинике), участие на консилиумах;
- подготовка больного к клиническому разбору, обходу заведующего кафедрой, профессора или доцента, заведующего отделением;
- интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных;
- подготовка тематических сообщений для учебных конференций;
- ведение медицинской документации (в том числе и электронной медицинской статистической системы);
- выполнение санитарно-просветительной работы, в обязательном для врача объеме;
- участие в СНК кафедры, выступления на научных конференциях;
- участие в научно-практических конференциях, симпозиумах и др.
- работа в специализированных кабинетах функциональной диагностики (УЗИ, МРТ, КТ, рентген-кабинете, отделении или кабинете эндоскопии)
· Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна:
- изучение специальной медицинской литературы;
- работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинских порталов сети Интернет;
- изучение основ медицинской статистики и отчетности;
- совершенствование навыков работы с персональным компьютером;
- выполнение презентаций, подготовленных по тематическим планам самостоятельной работы интерна.
Политика и процедуры:
Общие требования кафедры: посещения практических занятий является обязательным. При наличии пропущенных занятий более 72 часов интерн отчисляется из интернатуры за нарушение учебной дисциплины. Пропущенные занятия отрабатываются на усмотрение преподавателя с зачетом пропущенных занятий.
Обучаемые должны перед началом темы найти материал и самостоятельно подготовиться к письменному опросу.
Оценка знаний и умений проводится путем текущего и рубежного контроля. Устные опросы составляют текущий контроль знаний и посещаемости.
Рубежный контроль складывается из двух этапов: клинический экзамен у постели больного, устный экзамен. При получении неудовлетворительной оценки на любом из этапов рубежного контроля, итоговая оценка приравнивается к «0». Контрольные вопросы, используемые при устном экзамене, являются экзаменационными. Критерии и правила оценки знаний (см. соответствующий раздел).
Штрафные меры при невыполнении разделов работы: пересдача не более 2 раз. Пересдача экзамена проводится в соответствии с политикой образовательной организации. За пропуск врачом-интерном по неуважительной причине конференции, неявку и невыполнение плана по дежурству, различных видов тестирования автоматически выставляется в журнал оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) в текущий день по текущему циклу внутренних болезней.
Правила аппеляции рубежной оценки.
Обучающийся, не согласный с результатом рубежного контроля, имеет право подать апелляцию на имя декана деканата интернатуры и трудоустройства в день объявления результатов с описанием вопроса, требующего комиссионного рассмотрения.
На заявлении должна быть виза преподавателя модуля.
При положительном решении издается распоряжение о составе предметной апелляционной комиссии на местах и списке обучающихся допущенных к апелляции. В распоряжении указывается срок проведения апелляции.
Решение предметной апелляционной комиссии оформляются протоколом заседания кафедры. Оценка, полученная по результатам апелляции, заносится в индивидуальную экзаменационную ведомость обучающегося.
Протокол предметной апелляционной комиссии хранится в деканате, копии на кафедре, индивидуальная экзаменационная ведомость сдается в отдел офис-регистратора.
Критерии, предъявляемые к апелляции:
- вопросы выходят за пределы учебной программы;
- формулировка вопроса некорректна.
Примечание: Должен быть лист ответа студента с подписью студента и экзаменатора. Заявление не рассматривается при отсутствии листа ответа с подписью студента и экзаменатора
Литература
а) основная:
1. Аллергология. Клинические рекомендации. Под ред. Р.М. Хаитова и Ильиной. М. ГОЭТАР-Медиа. 2008. 240 с.
2. Внутренние болезни по Харрисону Т.Р. в 10 т. под ред. Фаучи Э., Браунвальда Ю. – М.: Практика, 2005.
3. Внутренние болезни в 2-х т. / под ред. Мухина Н.А., Моисеева В.С., Мартынова А.И. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
4. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск VIII. – М., 2007.
5. Терапевтический справочник Вашингтонского университета: пер. с англ. – СПб, 1995.
6. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / под ред. акад. РАМП И.И.Денисова. – М.: ГЭОТАР –Мед, 2001.
7. Чепель Э., Хейни М., Мисбах С., Сновден Н. Основы клинической иммунологии. «ГЭОТАР-Медиа», 2008 416 с
8. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. Под ред. А.А.Баранова. М.: 2007.
9. Руководство по клиническому обследованию больного. М.: 2007
10. Руководство по лабораторным методам диагностики. М.: 2007
11. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств (формуляр). М.: 2007
12. Сборник клинических протоколов по профилю терапия, разработанный в 2014г. Издание 1/ РЦРЗ МЗ и СР РК. – ТОО «Литера», 2015.
б) дополнительная:
1. Клинические разборы. Внутренние болезни. Под ред. Мухина Н.А. М.: 2005.
2. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Под ред. А.Г. Чучалина. Пересмотр 2006 г. – М.: атмосфера, 2007.
3.Хили П.М., Джекобсон Э.Дж. Дифференциальный диагноз внутренних болезней: алгоритмический подход. – М.: Бином, 2003.
4. Насонов Е.Л. Антифосфолипидный синдром. М. Литерра, 2004, 440 с.
5. Яхонтова О.И., Рутгайзер Я.М., Валенкевич Л.Н. Хронические болезни кишечника. СПб.: 2002
6. Делягин В.М., Румянцев А.Г. Дифференциальная диагностика внутренних болезней в практике семейного врача. – М.: МАКС Пресс, 2001.
7. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / под ред. акад. РАМП И.И.Денисова. – М.: ГЭОТАР – Мед, 2001.
8. Сигидин Я.А., Гусева Н.Г., Иванова М.М. Диффузные болезни соединительной ткани. М., 2004
9. Сигидин Я.А., Лукина Г.В. Биологическая терапия в ревматологии. М. Практическая медицина, 2009, 302 с.
Шкала и критерии оценки