Quot;НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.
2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.
3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.
4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.
5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.
6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.
7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.
8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возможность большого выбора.
9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.
10. Не повышайте голоса!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Из книги Т. Бильрота "Домашний уход за больными":
Остается еще сказать несколько слов о том, как должна себя держать сестра милосердия в обращении с больным и его окружающими. Всего легче общение с тяжелобольными, они в большинстве случаев лежат с подавленными умственными способностями, разговаривают немного или находятся в бреду. Сестра милосердия выполняет точно и без шума все, что ей указано врачом, наблюдает и отмечает все изменения в больном и дает о них отчет доктору.
Гораздо труднее общение с выздоравливающими уже больными, а также и с страдающими какой-либо продолжительною болезнью, которые себя чувствуют иногда относительно хорошо, но все-таки нуждаются в особом вспомогательном уходе.
Чрезвычайно трудная задача для сестер милосердия - суметь стать в правильные отношения во всех столь разнообразных душевных настроениях, и это приобретается только постепенным навыком. Но в особенности она должна остерегаться любопытства и болтливости. Скромность и спокойствие, тихое, неутомимое выполнение своих обязанностей - вот задачи сестры милосердия. Если у больного является потребность высказаться, то сестра милосердия должна его выслушать спокойно, сочувственно, но не пускаться по поводу этого в пересуды, она должна стараться забыть все, что не относится к болезни. Она должна всегда дружески и с готовностью к помощи встречать все относящееся к больному, но в то же время остерегаться интимности с ним, иначе она рискует потерять вес и авторитет в его глазах, и больной сочтет себя вправе не обращать внимание и не слушаться ее требований. Для многих больных иногда очень полезно менять по временам сестру милосердия, так как самая лучшая из них утомляется при недельном или даже месячном однообразии ухода. Точно так же и больные, вынужденные лежать продолжительное время, иногда желают перемены сестры милосердия или врача; у них является потребность прервать вечное однообразие, и они надеются на лучшее от перемены или вообще от чего-либо другого, хотя они очень скоро будут недовольны и новым.
Но тем не менее сестра милосердия должна противодействовать являющемуся у больного недоверию к пользующему его врачу; она всеми силами должна укрепить это доверие. Ничем нельзя оказать худшей услуги больному, как вызывая в нем подозрение на счет врача. Конечно, простительно, если больной, страдающий очень продолжительное время хроническою болезнью, предполагает, что его неправильно лечат. Врачебное искусство не всемогуще. Многие больные, однако, готовы думать иначе; никто из них не желает согласиться, что болезнь привита к нему чуть ли не
в зародышевом его состоянии; каждый считает себя нормальным, здоровым человеком, а заболел он, по его мнению, только вследствие той или другой случайности, небрежности или неправильного лечения; большинство людей думают, что могут во многих случаях указать причины своих болезней, тогда как медицина напрасно их ищет сотни лет.
Люди и даже высшие животные, по вполне врожденному свойству, познают причины и действия явлений, которые они видят. Если человек видит что-либо такое, причины чего не знает, то он себе лучше выдумает ее, чем сознается: "Я не знаю, отчего случилось то или другое". Также относится человек и к причинам болезни. Болезни должны иметь какую-нибудь причину; когда мы здоровы, то мы очень хорошо сознаем, что не I всегда можем определить и изучить их причины. Но если только кто-либо заболел, то он теряет свою способность отрицания. Он так долго ломает себе голову, пока не решит, что ему удалось найти причину своей болезни; пусть она будет призрачною, но это его успокоит, как ребенка; найденная причина может быть продуктом его воображения, но он утешается отблеском правдоподобия. Не следует особенно противоречить больным в таких вещах; вообще без крайней надобности не следует спорить и не читать им каких-либо научных лекций об их болезни; они верят только тому, что им кажется наиболее вероятным, и будут довольны только поучениями, подтверждающими их собственные представления.
Точно так же никакой больной не допускает мысли, что он страдает неизлечимой болезнью. Он знает, что есть неизлечимые болезни; он даже видел случаи, что его друзья и родственники умирали от них; но относительно самого себя он ищет и находит причины почти всегда в каких-либо посторонних обстоятельствах, но нисколько не в неизлечимости своего страдания. Это счастье для большинства подобных больных. Они надеются до последнего момента, и не следует в них колебать этой надежды; они ошибаются на счет своего положения, и их не следует вырывать из их полных надежд представлений. В подобных случаях как сестра милосердия, так и врач очень часто чувствуют себя в самом тяжелом положении. Больной настаивает, чтобы ему сказали совершенную правду; он уверяет, что приготовлен ко всему. Но ему не следует вполне доверять в этом, он сам обманывается на счет своих сил выслушать ужасную истину. Здесь нам предстоит задача утешать больного и успокаивать его, равно как поддерживать его собственную веру в свои надежды. Где невозможно вылечить, там, насколько оно в наших руках, нужно стараться смягчить и облегчить физические и душевные страдания больного.
Надежда - это самое лучшее облегчение, бальзам для измученного сердца, услаждение для впавшей в отчаяние души! Я еще раз должен указать, как не следует забывать, что больной почти исключительно думает о себе и своей болезни. Он огорчается, если не обращают внимания на его
жалобы, на сделанное им наблюдение или на те, которые, больной думает, он сделал и которые считает чрезвычайно важными; очень возможно, что его наблюдения не имеют никакого значения для лечения, но тем не менее больному не следует о том говорить.
Каждый человек видит весь мир только в отношении к себе и в известной степени считает себя центром, вокруг которого вращается весь мир, и поэтому если с ним что-либо случилось, то оно должно быть нечто особенное. Я всегда замечал, как неприятно задевает больных, если им сказать, что их болезнь самая ординарная, которую я видел уже тысячи раз, излечение которой пройдет- самым обыкновенным порядком. Больному тогда кажется, что он только единица, номер в ряду тысячи других, и опасается потому, что его недостаточно внимательно осмотрели. Ему хочется быть чем-либо особенным, а его болезнь, хотя бы она была одна из самых обыденных, протекает у него совершенно своеобразно. Это, с одной стороны, льстит его самолюбию, а с другой - он надеется при этом встретить больше внимание и больше заботливости со стороны врача. Нет надобности выводить больного из этого ему очень приятного круга представлений. Сестра милосердия поэтому не должна хвастать своим опытом, хотя она при этом может сказать, что уже видела много однородных случаев; точно так же она не должна говорить, что подобный случай дурно протекает, и если больной говорит о других, умерших от болезни, которою он сам страдает, то пусть она лучше скажет, что "тот случай был другой, а у "Вас" все обстоит совершенно иначе". Постепенно можно развить в себе сообразительность и давать находчивые, успокоительные ответы по мере того, как больной будет задавать все новые и новые вопросы.
Все это не больше, как некоторые указания о затруднительнейших положениях, в которые сестра милосердия может быть поставлена больным. Большинство из них узнается по опыту у постели его. Где сестра милосердия не может сама себе помочь, там она должна посоветоваться с врачом уже по тому одному, чтобы не противоречить его словам. Многие больные недоверчивы, и в особенности это проявляется у них сильно, когда они замечают, или им кажется, что они заметили в чем-либо противоречие. Они сейчас ухватываются за всего ближе их волнующую мысль, что болезнь неправильно распознана, а потому и неправильно лечится. Я советую в подобных случаях поступать так, как бы нам было желательно, чтобы поступали с нами, если бы мы были в положении больного.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 6
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны ЗНАТЬ:
- основные понятия и термины,
- цель сестринского процесса,
- этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа,
- значение стандартных планов ухода за пациентом,
- структуру примерной учебной сестринской документации к осуществлению сестринского процесса.
УМЕТЬ:
- объяснить необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и практику.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Дайте определение понятия "сестринский процесс".
2. Сформулируйте цель сестринского процесса.
3. Перечислите этапы сестринского процесса
4. Кратко опишите содержание I этапа сестринского процесса, его значение. Назовите источники информации о пациенте.
Учение об основных жизненно-важных потребностях человека как фундамент сестринского обследования.
5. Кратко опишите содержание II этапа сестринского процесса. Дайте определение термина "проблема пациента". Охарактеризуйте различия между проблемой пациента и медицинским (врачебным) диагнозом.
Приведите классификацию проблем пациента. Приоритетные проблемы пациента.
6. Кратко опишите содержание III этапа сестринского процесса. Определение целей сестринского вмешательства по приоритетным проблемам пациента, их значение.
Требования к формулированию целей ухода.
Виды и компоненты целей.
Некоторые примеры целей сестринских вмешательств.
Индивидуальный план ухода за пациентом.
Значение стандартных планов клинического ухода за пациентом при
написании индивидуального плана.
Согласование целей и плана ухода с пациентом и его семьей.
7. Кратко опишите содержание IV этапа сестринского процесса.Типы и методы сестринских вмешательств.
8. Кратко опишите содержание V этапа сестринского процесса. Момент оценки.
Три аспекта оценки.
Коррекция ухода в случае необходимости.
9. Охарактеризуйте структуру и значение документации к осуществлению сестринского процесса.
10.Опишите преимущества внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
"Сострадание сердце утешает, но помогает сострадание разума"
В.Швебель
Сестринский процесс является одним из основных понятий современной концепции сестринского дела.
Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и за пять десятилетий полностью доказала свою эффективность. В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и практики в 50-ти странах мира.
Сестринский процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от медсестры умения индивидуализировать, систематизировать уход.
Сестринский процесс - научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами.
Цель сестринского процесса - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта.
Другими словами: цель сестринского процесса - помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.
Эту же мысль можно выразить по-другому: цель сестринского процесса - поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма или спокойная смерть, если другой исход невозможен.
Сестринский процесс подразделяется на 5 этапов:
1) сестринское обследование;
2) сестринская диагностика, или постановка сестринских проблем;
3) планирование ухода;
4) реализация (выполнение) плана ухода;
5) оценка эффективности и коррекция ухода в случае необходимости.