Конечные результаты обучения. · этиологию и патогенез урологических заболеваний;
Студент должен знать:
· этиологию и патогенез урологических заболеваний;
· классификацию, клиническое течение, осложнения и прогноз урологических больных;
· основные синдромы, встречающиеся в урологической практике: боль, гематурия, анурия, острая задержка мочи;
· принципы методов исследования;
· современные аспекты лечения урологических больных;
· принципы оказания врачебной помощи при неотложных состояниях.
Студент должен уметь:
· собрать анамнез у урологических больных;
· провести физикальное обследование больного;
· определить вид, объемы клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования;
· составить план лечения и реабилитации больного.
Студент должен владеть навыками:
· первичной хирургической обработки ран;
· наложения и снятия кожных швов;
· взятия мазка из уретры;
· диафаноскопии;
· осмотра органов мошонки;
· определения остаточной мочи;
· интепритация результатов УЗИ, рентгенограммы, КТ и МРТ.
2.5 Пререквизиты:общая хирургия, основы доказательной медицины.
2.6. Постреквизиты:скорая неотложная медицинская помощь, хирургические болезни.
2.7. Содержание дисциплины:
Оказание неотложной медицинской помощи есть самая сложная область медицины.
Боль.В 40-50% причиной почечной колики является мочекаменная болезнь, камни, чаще всего небольших размеров, легко изменяющий свое положение при движении больного, препятствующий выделению мочи из лоханки. Причинами почечной колики могут быть и тромбоз сосудов почки, обтурация мочеточника сгустком крови, фибрина, отхождение песка и другие факторы, остро нарушающие отток мочи из почки.
Гематурия – это кровь в моче как видимая на глаз - макроскопическая, так и определяемая в осадке мочи - микроскопическая. При макрогематурии цвет мочи колеблется от цвета мясных помоев до интенсивно-красного с кровяными сгустками. Микрогематурия (эритроцитурия) определяется микроскопически и встречается при многих патологических процессах в организме.
Анурия есть состояние, при котором почки перестают образовывать мочу. Отсутствие мочи в мочевом пузыре может быть связано с тремя видами факторов, которые обусловливают три основные формы анурии: а) преренальную, б) ренальную секреторную, в) постренальную экскреторную
Острая задержка мочи –полное прекращение акта мочеиспускания при переполненном мочевом пузыре.
Классификация.
Задержка мочеиспускания может возникнуть вследствие:
1) механических причин, так называемая инфравезикальная обструкция (доброкачественная гиперплазия или рак простаты, острый простатит, травма уретры, камни шейки мочевого пузыря или уретры, опухоль шейки мочевого пузыря или уретры, рак полового члена, фимоз), склероз шейки мочевого пузыря;
2) заболевания ЦНС (опухоль головного или спинного мозга, травматические поражения спинного мозга и позвоночника, шок, контузия головного мозга, инсульт);
3) рефлекторных нарушений функции мочевого пузыря (частичная его денервация после операций на прямой кишке, женских половых органах, промежности, при травме промежности, таза и нижних конечностей, при сильных эмоциональных потрясениях, алкогольном опьянении, испуге, истерии);
4) медикаментозной интоксикации.
Гиперплазия (аденома) предстательной железы - доброкачественная опухоль, наиболее часто встречается у мужчин пожилого возраста. Ведущую роль в генезе этого заболевания имеют гормональные факторы. Повышенное образование дигидротестостерона из тестостерона в клетках предстательной железы под воздействием фермента 5a-редуктазы, приводит к активации тканевых факторов роста и пролиферации клеток простаты.
Симптоматика и клиническое течение рака предстательной железы сводятся к дизурии, боли в промежности, нередко наблюдаются макрогематурия, гемоспермия, острая задержка мочеиспускания. При сдавлении интрамуральных отделов мочеточников имеет место ноющая боль в пояснице, признаки хронической почечной недостаточности.
Тематический план лекции, практических занятий, самостоятельной работы студентов (СРС)
Тематический план лекции
№ | Наименования тем | Часы |
1. | Актуальные вопросы современной урологии | 1ч. |
2. | Современные аспекты диагностики урологических заболеваний | 1ч. |
3. | Современные аспекты лечения урологических заболеваний | 1ч. |
4. | Современные аспекты малоинвазивных оперативных вмешательств на органах мочеполовой системы | 1ч. |
Всего | 4 часа. |
Тематический план практических занятий
№ | Наименования тем | Форма проведения | Кол-во часов |
1. | Семиотика, симптоматология урологических заболеваний, клиническая физиология мочеполовых органов (почек, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, предстательная железа, семенные пузырьки, яичко, придатки яичка и половой член). Лабораторные, рентгенологические, эндоурологические и радиоизотопные методы диагностики мочеполовой системы | дискуссии, решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, работа в малых группах, работа в парах, работа с компьютерными программами | 3ч. |
2. | Неспецифические воспалительные заболевания, острые воспалительные заболевания мочеполовой системы. (этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, осложнения.) | дискуссии, решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, работа в малых группах, работа в парах, работа с компьютерными программами | 3ч. |
3. | Боль при урологических заболеваниях. Причины (этиологические аспекты и патогенез). Клиническая картина. Диагностика. Тактика лечения. | дискуссии, решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, работа в малых группах, работа в парах, работа с компьютерными программами | 3ч. |
4. | Анурия. Классификация, причины. (этиология, патогенез) диагностика, тактика лечения. Острая задержка мочи. Рак и аденома предстательной железы. Стадии, причины (этиология, патогенез), клиника диагностика, тактика лечения. | дискуссии, решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, работа в малых группах, работа в парах, работа с компьютерными программами | 3ч. |
Гематурия. Причины. Диагностика. Тактика лечения. Принципы диагностики и лечения урологических больных. Оценка клинических симптомов. | дискуссии, решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, работа в малых группах, работа в парах, работа с компьютерными программами. | 3ч. | |
Всего | часов |
Тематический план СРСП