Характеристика эпохи Нового времени.
РАЗВИТИЕ ТЕРАПИИИ В ЭПОХУ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для
студентов 1 курса лечебного факультета, факультета подготовки специалистов для зарубежных стран высших медицинских учебных заведений
Гомель 2015
Составитель: Петрова, Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные вопросы развития терапии в эпоху Нового времени. Рекомендации соответствуют типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры
протокол № 10
от « 31 » августа 2015
для внутрикафедрального пользования
1. ТЕМА: РАЗВИТИЕ ТЕРАПИИИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй — обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (рефераты). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:знание истории развития терапии Нового времени позволяет осмыслить значение открытий этого периода; подготовить специалиста соответствующего квалификационным требованиям по дисциплине «История медицины»; знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в на территории Беларусси.
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные прогрессивные черты развития терапии данного периода; сформировать уважительное отношение к основоположникам терапии данного периода.
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:обобщить и проанализировать процесс развития терапии в эпоху Нового времени. Ознакомиться с работами крупнейших учёных в области терапии в эпоху Нового времени.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Студент должен знать:
― источники изучения медицины периода Нового времени;
― особенности развития физиологии данного периода;
― развитие внутренней медицины эпохи Нового времени;
Студент должен уметь:
― работать с письменными историческими источниками (трудами ученых данного периода).
― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;
― определять основные черты развития терапии в эпоху Нового времени;
― анализировать важнейшие открытия и достижения медицины в эпоху Нового времени;
― подготовить реферат по данной теме.
Студент должен иметь навыки:
― ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Естественнонаучные открытия конца XVII―начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины.
а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.);
б) открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.).
в) закон сохранения массы вещества (труды М.В. Ломоносова, 1756 г.);
г) открытие рентгеновского излучения (труды В.К. Рентгена, 1895 г.);
д) открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.).
2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1.Характеристика эпохи Нового времени.
2.Развитие терапии в Западной Европе: термометрия (Д.Г.Фаренгейт, Р.А.Ф.Реомюр, А.Цельсий, Г.Бурхааве), применение перкуссии (Л.Ауэнбруггер) и аускультации (Р.Т.Г.Лаэннек).
3.Клинические школы Г.А.Захарьина и С.П.Боткина: направления исследований, достижения.
4. Приоритетные позиции белорусских врачей и ученых в развитии терапии (С.Л.Бизио, В.В.Герберский, Ф.Рымкевич, С.С.Зимницкий, Ф.И.Пастернацкий).
Характеристика эпохи Нового времени.
Термин «новая история» (или «новое время») впервые введен гуманистами XVI в. В современной исторической науке новое время отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640—1918 гг.
Капиталистический способ производства, более передовой по сравнению с феодальным, ранее всего развился в странах Западной Европы, где и совершились первые буржуазные революции: в Нидерландах (1566—1609), Англии (1640—1649) и Франции (1789—1794).
Английская буржуазная революция оказала глубокое по существу и длительное по времени влияние на процесс ломки феодальных отношений во всей Европе. Вот почему в современной исторической науке 1640 г.— год начала английской буржуазной революции — условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем.
Характерные черты новой истории:
— развитие колониальной экспансии;
— создание колониальной системы капитализма;
— борьба колониальных держав за передел колоний и сфер влияния.
Борьба колониальных держав за передел колоний и сфер влияния имела первостепенное значение в развязывании первой мировой войны 1914—1918 гг. Год ее окончания (1918) принят в мировой исторической науке в качестве условного рубежа между новой и новейшей историей.
Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Сравнительно короткий отрезок времени (50-е и начало 60-х годов), насыщенный крупными историческими событиями, был переломным периодом в жизни России (в 1861 год было отменено крепостное право). После крестьянской реформы 1861 года начался промышленный переворот, который сопровождался механизацией транспорта, развитием топливной и металлургической промышленности, возникновением новых промышленных районов.
В этот период быстро развиваются новые для того времени науки: термодинамика, химическая атомистика, электрофизика, термохимия, фотохимия, коллоидная химия, электрохимия, палеонтология. Создаются измерительные приборы для определения температуры, давления и т.д., в химии разрабатываются методы количественного и качественного анализа реакций, синтез органических веществ (Ф.Велер, 1828, синтез мочевины), разрабатывается теория электролитической диссоциации. Возникает и быстро развивается микробиология, эмбриология и многие другие науки и методы. Естествознание стало превращаться в науку, объединявшую учение о происхождении и развитии явлений, об их связях.
Особенно большое влияние на развитие естественных наук имело учение о клетке и клеточном строении организма (Т.Шванн), закон сохранения и превращения энергии (М.В.Ломоносов) эволюционное учение (Ч.Дарвин). Эти три великих открытия стали естественнонаучной основой медицины.
Огромный вклад в развитие естествознания внесли русские ученые: К.А.Тимирязев, М.В.Остроградский, П.Н.Лебедев, М.П.Чебышев, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.П.Боткин, И.И.Мечников и многие другие.
2.Развитие терапии в Западной Европе: термометрия (Д.Г.Фаренгейт, Р.А.Ф.Реомюр, А.Цельсий, Г.Бурхааве), применение перкуссии (Л.Ауэнбруггер) и аускультации (Р.Т.Г.Лаэннек).
В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора или инструментального метода обследования больного.
При постановки диагноза врач исходил из результатов опроса больного — анамнеза (лат. anantnesis — воспоминание), прощупывания пульса, осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (тогда как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в., а затем модифицирован Санторио в начале XVII в.).
Термометрия. Первый надежный спиртовой (1709 г.), а позднее и ртутный (1714 г.) термометр со шкалой от 0 до 600° предложил один из выдающихся ученых своего времени — Даниэль Габриэль Фаренгейт (1686―1736 гг.), работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал точки отсчета. Первая — 0 F определяется в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая — 32 F соответствует точке таяния льда. Третья — 96 F — нормальная температура полости рта. Температура кипения по Фаренгейту 212 F — на 180° выше точки таяния льда.
Г. Бурхааве был первым врачом, применившим собственную модификацию термометра Фаренгейта для определения темперами тела больного. Термометр Фаренгейта первым вошел в клиническую практику, но большие размеры значительно затрудняли его применение.
В 1730 г.французский естествоиспытательРене Антуан Фершо Реомюр (1683―1757 гг.) изобрел спиртовой термометр со шкалой от 0° до 80° (0° R соответствовал температуре замерзания воды). Приняв объем спирта при 0° за 1000 условных единиц, Реомюр нагрел его до температуры кипения воды, что по его шкале соответствовало 1080 единицам объема, т.е. на 80 единиц больше первоначального объема. Вот почему температура кипения воды по Реомюру соответствует 80°.
Термометр Реомюра оказался весьма удобным, однако последнее слово в вопросе градуирования шкалы принадлежит шведскому астроному и физику Андерсу Цельсию (1701―1744). В 1742 г. он предложил стоградусную шкалу, в которой 0° С соответствовал температуре кипения воды, а 100° ― точке таяния льда. Впоследствии М. Штрёмер (Швейцария) перевернул шкалу Цельсия, сделав 0 точкой таяния льда и началом отсчета. В таком виде термометр приобрел мировую известность.
В клиническую практику термометрия входила с трудом.
Перкуссия (лат. percussio; от percutere — постукивать), так хорошо известная сегодня и с таким трудом входившая в медицинскую практику.
Как метод обследования больного перкуссия в Европе не применялась до середины XVIII в., когда венский врачЛеопольд Ауэнбруггер (1722―1809 гг.) впервые предложил этот метод физического обивания больного.
Будучи сыном трактирщика, Л. Ауэнбруггер часто наблюдал, как отец определял количество вина в бочках, простукивая их стенки. Возможно, эти наблюдения навели его на мысль об использовании выстукивания для определения наличия жидкости в грудной полости. Он изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Свои клинические наблюдения он сопоставлял с данными патологоанатомических вскрытий. В 1761 году выходит его труд «Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаружить скрытые в глубине грудные болезни».
При какой бы болезни ни был обнаружен неестественный звук, получаемый при выстукивании груди, он всегда будет указывать на наличие большой опасности, считал Ауэнбруггер.