Философия эпохи Нового времени: общая характеристика. Учение Ф.Бэкона и Р.Декарта о познании.

Эпоха нового времени (17-19 века).
- Буржуазные революции в Европе.
- Развитие капитализма, нацеленность на успех, получение прибыли.
- Секуляция- церковь теряет свое влияние на все сферы жизни общества, возникновение протестантизма.
- Философы того времени были верующими людьми.
- Господство пантеизма и деизма.
Деизм – принцип, согласно которому Бог создал мир и далее не вмешивает в его развитие. Мир развивается по своим законам. Пантеизм – Бог есть всё.
Особенности эпохи Нового времени:
- Развитие науки, первая научная революция. Бурное развитие естественных наук. Зарождение технических наук. Появление эмпирических методов сознания. Широкое распространения эксперимента.
- Появление учебных заведений нового типа (сочетание теоретической подготовки с лабораторными исследованиями). (Высшая политехническая школа, высшая медицинская школа) Общая характеристика философии Нового времени.
- Из трех разделов философии более всего развита гносеология, особое внимание – методологии (учению о методе).
- Критикуется и уходит в прошлое схоластический метод.
- Философам было стыдно, что они не физики. Статус науки был очень высок. Философы старались изо всех сил.
- В социальной философии возникает учение об обществе, законах его развития (учение Гегеля, Маркса).
Философия Нового времени. Этот период называют классической философией:
- господствует принцип рационализма (разум лежит в основе познания, является высшей частью души, лежит в основе мира);
- уверенность в том, что достаточно устранить помехи познания и объективное знание будет получено, причем есть один путь, который ведет к этому знанию.
Направления:
- Эмпиризм (Ф. Бэкон)
- Рационализм (только в познании) (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- Сенсуализм (Локк, Гоббс, Беркли)
- Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте)
- Философия марксизма Сенсуализм (Локк, Гоббс – материалисты, Беркли – идеалист).
- Сенсуализм (сенсус – чувство) – знание о внешнем мире мы получаем двумя путями – от органов чувств и от разума. От внешнего мира мы получаем ощущения, синтезируем их, обобщаем, и разум создает теории. Разум не отвергается, но завышена роль ощущений.
- В основе познания – чувства. «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах».
Ф. Бэкон. Основное произведение – «Новый Органон». Органон – орудие. У Аристотеля органон – это логика, разум. Для Бэкона – орудием познания является опыт. Знания должны приносить пользу, сделать человека сильнее, помочь властвовать над природой. «Знание – сила». Сравнивал сенсуалистов с муравьями, которые собирают частное знание (данные органов чувств), не могут создать общего. Познание должно начинаться с опытом. Рационалистов сравнивал с пауками, которые вьют паутину из самих себя (теория строится только на основе разума). Бэкон принадлежал к эмпиризму. Себя сравнивал с пчелами. Пчела садится не на любой цветов, выбирает только то, что необходимо. Это – позиция эмпиризма – сочетание чувственного и рационального.
Идолы познания – это помехи, которые стоят на пути познания: Идолы рода (это помехи познания, свойственные всему человеческому роду; ограниченность органов чувств человека, ограниченность разума), Идолы театра (это помехи познания, связанные влиянием авторитетов; влиятельное мнение может исказить истину), Идолы пещеры (каждый человек воспринимает не весь мир, а только часть его, как будто видит его из своей пещеры; его видение мира обусловлено эпохой и культурой того общества, в котором он живет, уровнем его образования социального положения и т.д.), Идолы рыночной площади (Идолы рыночной площадки. Помехи познания, вызванные неправильным употреблением слов).
Рене Декарт. Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т. д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит.
Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:
1) начинать с простого и очевидного, чтобы не было никакой возможности сомневаться в исходных посылках;
2) путем дедукции получать все более сложные суждения;
3) действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, то есть постоянно сохранять непрерывность цепи умозаключений;
4) критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала знаний, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них;
5) расчленять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи.
Синтез дедукции и рационализма, по мнению Декарта, позволит науке продвинуться далеко вперед в познании природных явлений и процессов. Рационализм Декарта заимствовали представители немецкой классической философии.





Наши рекомендации