Карагандинский государственный медицинский университет
Ф КГМУ 4/3-03/02
ПП КГМУ 4/02
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра эпидемиологии и коммунальной гигиен
Краткое содержание дисциплины
Дисциплина эпидемиология изучает вопросы общей эпидемиологии: учение об эпидемическом процессе, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, систему профилактических и противоэпидемических мероприятий, иммунопрофилактику, эпидемиологическую диагностику, эпидемиологический надзор. Вопросы частной эпидемиологии: этиологию возбудителя, источник инфекции, механизм и пути передачи возбудителя, мероприятия в эпидемическом очаге при каждой нозологической форме инфекционного заболевания.
Тематический план:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Продол- житель- ность |
1. | Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии. | проблемная | 1 час |
2. | Понятие об эпидемическом процессе. | проблемная | 1час |
3. | Принципы профилактических противоэпидемических мероприятий. Эпидемиологическая классификация инфекционных болезней. | проблемная | 1час |
4. | Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. | проблемная | 1час |
5. | Основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой. | проблемная | 1час |
6. | Теоретические и методические основы военной эпидемиологии | проблемная | 1час |
Итого | 6 часов |
Тематический план практических занятий:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Продол- жительн. |
1. | Учение об эпидемическом процессе. | семинар | 2 часа |
2. | Структура и форма проявления эпидемического процесса. Факторы, оказывающие влияния на эпидемический процесс | семинар | 2 часа |
3. | Понятие об эпидобследовании очага инфекционного заболевания. Эпидемиологическая классификация инфекционных заболеваний. | семинар | 2 часа |
4. | Принципы профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях на врачебном участке. | семинар | 2 часа |
5. | Принципы дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Принципы стерилизации, предстерилизационной обработки. | семинар, | 2 часа |
6. | Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. | семинар, | 2 часа |
7. | Эпидемиологическая характеристика кишечных инфекций, профилактические мероприятия при их возникновении. | СBL (обучение, основан-ное на клиническом случае – на примере эпидемиологической ситуации). | 2 часа |
8. | Эпидемиологическая характеристика воздушно-капельных инфекций и профилактические мероприятия при их возникновении. | семинар | 2 часа |
9. | Эпидемиологическая характеристика кровяных инфекции и профилактические мероприятия при них. | TBL (обучение в команде). | 2 часа |
10. | Эпидемиологическая характеристика инфекций наружных покровов и профилактические мероприятия при их возникновении. | семинар | 2 часа |
11. | Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций. Стандарты и алгоритмы мероприятий при внутрибольничных инфекциях. | семинар | 2 часа |
Заключительное занятие по разделу. | коллоквиум | 1 час | |
12. | Теоретические и методические основы военной эпидемиологии Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в войсках в военное время | семинар | 1 час |
13. | Бактериологическое (биологическое) оружие вероятного противника. Основы противобактериологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации | семинар | 2 часа |
14. | Бактериологическая разведка и индикация бактериологического оружия. Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений (подразделений) в военное время | семинар | 2 часа |
15. | Основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой и доказательной медициной | семинар | 1 час |
Заключительное занятие по разделу. | коллоквиум | 1 час | |
Итого | 30 часов |
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно по субботам с 1000 - 1400
Время рубежного контроля:
Специальность | Курс/поток/группа | Дисциплина | Неделя/дата | Время |
Общая медицина | 3 курс 1 поток: группы: (325, 331, 367, 368) | Эпидемиология | 09.11. 2011г. | 1600-1700 |
1 поток группы (304, 318, 342, 343) | 10.11. 2011г | |||
2 поток группы: (308, 310, 324, 328,337, 344, 345) | 11.11.2011г | |||
6 поток группы: (301, 302, 335, 340) | 25.11.2011г. | |||
6 поток группы: (307, 334, 346, 348) | 28.11.2011г. | |||
9 поток группы: (303, 315, 339) | 29.11.2011г | |||
9 поток группы: (316, 336, 362, 366) | 30.11.2011г. | |||
8 поток группы: (309, 312, 338, 349) | 01.12.2011г | |||
8 поток группы: (314, 323, 350) | 14.12.2011г. |
Время итогового контроля: по академическому календарю.
Задания для самостоятельной работы студентов.
Тематический план СРС:
№ | Наименование темы | Форма выполнения | Продолжи- тельность |
1. | Современные характеристики проявлений эпидемического процесса по территории и времени | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. | 3 часа |
2. | Современные характеристики проявлений эпидемического процесса среди различных групп населения | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. | 3 часа |
3. | Стандарты и алгоритмы мероприятий при гриппе, при птичьем гриппе | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. | 3 часа |
4. | Стандарты и алгоритмы мероприятий при особо опасных инфекциях | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. | 3 часа |
5. | Стандарты и алгоритмы мероприятий при паразитарных болезнях | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. | 3 часа |
6. | Статистические методы в эпидемиологическом анализе | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. | 3 часа |
Итого | 18 часов |
· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине(к определенной теме СРСП)
Неделя | ||||||||||||||||||
№ темы по СРС |
Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры
· Литература:
основная:
- Әміреев С.А. Эпидемиология Учебное пособие – Алматы. – 2005. - 2 том. – 693с.
- Белозеров Ю.М., Иоанниди Е.А. Курс эпидемиологии: Учебное пособие для леч. и пед. фак. медвузов. Элиста: Джангар. – 2005. 136с.
- Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. и др. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для медицинских вузов. 2-е издание., испр – М.- ГЭОТАР – МЕД, 2008. – 816с.
- Матеишен Р.С., Кравец Б.В., Суторин Ю.В. Военная эпидемиология: Учеб. Пособие для медвузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186с.
- Насухин Ш.Б. Жұқпалы аурулар эпидемиологиясы: Оқу құралы/ БҚММА. – Ақтөбе:Б.И., 2006.
дополнительная:
1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.
2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.
3. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.
· Методы обучения и преподавания:TBL, CBL(малые группы, дискуссия, работа в парах, презентации, работа с учебниками, подготовка рефератов, решение ситуационных задач, обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, тестирование, проведение рубежного контроля, ролевые игры).
· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)
Шкала оценок**
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | % содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
Д+ | 1,33 | 55-59 | |
Д | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Критерии оценки знаний**
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
* Примечание:Для кредитной системы обучения.
**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».
· Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ)