Государственный медицинский университет г.семей

Методические рекомендации

Для практических занятий

Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Фармакология - II

Кафедра: Фармакологии и доказательной медицины

Курс: III

Тема № 2: «Препараты, влияющие на формирование скелета и

регулирующие кальций-фосфорный обмен».

Составитель:

преподаватель:________ Шерстобитова М.И.

Семей – 2014 г.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

1.Тема № 2: Препараты, влияющие на формирование скелета и регулирующие

Кальций-фосфорный обмен.

2. ЦЕЛЬ:

Научить:

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,

· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов

· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия

· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма

· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;

· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Студент должен знать:

· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;

· классификацию изучаемых лекарственных средств;

· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;

· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.

Студент должен уметь:

· прописывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств (паратиреоидин, кальцитонин, эргокальциферол, холекальциферол, кальций-Д3-никомед, миакальцик, кальция глюконат)при дистрофических заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать;

· расчитывать дозу и концентрацию препаратов;

· выбирать пути введения препаратов;

· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации;

· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов;

· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии;

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

4. Основные вопросы темы:

1. Препараты гормонов паращитовидной железы (паратиреоидин). Влияние на обмен

фосфора и кальция. Показания к применению.

2. Кальцитонин. Влияние на обмен фосфора и кальция. Показания к применению.

3. Препараты витамина «Д». Влияние на фосфорно-кальциевый обмен, показания к

применению.

4. Современные препараты кальция (кальций-Д3-никомед, миакальцик, кальция

глюконат). Механизм действия, показания к применению, побочные эффекты.

  1. Особенности применения препаратов, регулирующих кальций-фосфорный обмен, в детской практике.

5. Методы обучения и преподавания:

  • выписывание рецептов на препараты, применяющиеся при суставном синдроме;
  • решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при суставном синдроме;
  • дискуссия-устный опрос;
  • решение тестовых заданий;
  • работа в малых группах;
  • командно-ориентированное обучение

Механизм действия кальцитонина

Таблица 1

 
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

Механизм действия эргокальциферол

Таблица 2

 
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

6.Литература:

Основная:

1.Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд.дом «ГЭОТАР» 2008- 750 с

2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом

«ГЭОТАР-МЕД».2010- 486с.

Дополнительная:

1.Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008. -591 с.

2.Аляутдин Р.Н. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2009- 391с.

3.Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .

4.Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 2009, 528с.

5.Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2011.-1206 с.

7.Контроль:

I.Исходного уровня знаний

Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).

Задания исходного контроля:

I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:

1.Препарат гормона щитовидной железы, регулирующий обмен кальция.

2.Препарат синтетического кальцитонина лосося.

3.Препарат кальция, применяемый внутрь, внутримышечно и внутривенно.

4.Препарат, жирорастворимая форма витамина Д, для предупреждения рахита

у грудных детей.

5.Препарат, являющейся водорастворимой формой витамина Д.

6.Комбинированный препарат кальция и витамина Д3 для профилактики и

лечения остеопороза.

II. ОПИСАТЬ:

1.Влияние витамина Д на обмен веществ в организме.

2.Перечислить средства для профилактики и лечения остеопороза.

3.Перечислить средства для профилактики и лечения рахита.

Наши рекомендации