Антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов
1. включает распознaвание антигеан, формирование эффекторов и эффекторную фазу
2. включает распознaвание антигена Т-наивными
3.ответнаую реакцию на антиген Т-лимфоцитов
4. эффекторную фазу иммунного ответа
5. Формирование В-клеток памяти
Первичное взаимодействие антигенов с Т-лимфоцитами происходит
1. после распознaвания антигена Т-лимфоцитами
2. после распознaвания антигена в комплексе с АПК Т-лимфоцитами
3. после распознaвания антигена в комплексе с МНС-молекулами Т-лимфоцитами
4. активированными наивными Т-лимфоцитами
5. после синтеза цитокинов и экспрессии рецепторов к ним
Зрелые эффекторные Т- клетки
1. образуются из непримированных Т-лимфоцитов
2. образуются в результате размножения примированных Т-лимфоцитов
3. образуются в результате созревания примированных Т-лимфоцитов
4. осуществляют синтез антител
5. осуществляют нейтрализацию или уничтожение антигена
16. Т-лимфоциты при взаимодействии с антигеном:
1. распознают его на поверхности АПК с помощью ТКР
2. распознают антиген на поверхности АПК с помощью ТКР в комплексе с МНС-1 и МНС-2
3. обеспечивают специфический сигнал, достаточный для активации Т –лимфоцитов
4. обеспечивают пролиферацию и дифференцировку Т–лимфоцитов
5. не требует необходимости второго сигнала
Для пролиферации и дифференцировки Т-лимфоцитов
1. необходима продукция цитокинов (ИЛ-1) наивными Т-клетками
2. необходимы продукция цитокинов и продукция В7 на поверхности АПК
3. необходимо дополнительное взаимодействие корецепторов АПК и наивных Т-клеток
4. необходимы продукция цитокинов и продукция В7 на поверхности АПК
5. необходима продукция СД 28 на поверхности Т-лимфоцитов
18. Эффекторные Т-лимфоциты способны:
1. распознавать антиген при наличии дополнительных костимулирующих сигналов
2. распознавать антиген при отсутствии дополнительных костимулирующих сигналов
3. не образовывают клетки памяти
4. переходят в клетки памяти
5. распозовать свободный антиген
19. Т-киллеры распознают:
1. свободный антиген
2. антиген в комплексе с МНС-2
3. антиген в комплексе с МНС-1
4. не требуют костимулирующего сигнала в виде В7
5. выделяют цитокины – ИЛ-1 и ФНО-ά.
20. СД3 участвует:
1.в распознавании антигена
2. в передаче сигнала от антигенена внутрь клетки
3. в осуществлении Т-лимфоцитом эффекторных функций
4. в передаче сигнала от ТКР внутрь клетки
5. в активации внутриклеточных процессов
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ заключительного УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Задание № 1 Основные функции Т-системы
Задание №3
Основные клеточные реакции (перечислить)
Задание №4
Структура и функция ТКР
Костимулирующие молекулы для 2-го активирующего сигнала Т-клеткам
Задание №5
Нарисуйте схему антигеннезависимой дифференцировки Т-лимфоцитов
Задание №6
Нарисуйте схему антигензависимой дифференцировки Т-лимфоцитов
1. Тема №5: Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции. Иммунологическая толерантность. Принципы лабораторной диагностики.
2. Цель: Сформировать у студентов научные представления о строении и функциях основных субпопуляций Т-лимфоцитов, дать определение явлению иммунологической толерантности.
3. Задачи обучения: дать студентам представление о строении и функциях основных субпопуляциях Т-лимфоцитов и их функциях; ознакомить с основными понятиями естественной и индуцированной иммунологической толерантности.
Студент должен знать
· Строение системы клеточного иммунитета
· функции системы клеточного иммунитета
· основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции
· антигеннезависимая дифференцировка Т-хелперов
· основные функции Тх1
· основные функции Тх2
· процесс примирования (индукции размножения и дифференцировки Т-киллеров)
· механизмы действия Т-киллеров
· механизмы формирования Т-супрессорной субпопуляции
· функции Т-супрессоров
· понятие естественной и индуцированной иммунологической толерантности
· Принципы лабораторной диагностики Т-клеточного звена
Студент должен уметь
- Использовать полученные знания для понимания функций основных субпопуляций лимфоцитов
- Расчитывать относительные и абсолютные показатели количества Т-лимфоцитов и их субпопуляций
- Самостоятельно работать с научной и медицинской литературой и Интернет-ресурсами и критически анализировать информацию
Основные вопросы темы
- Субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции.
- Участие Т-лимфоцитов в распознавании антигенов и в индукции иммунного
ответа.
3. Основные функции Тх1
4. Основные функции Тх2
- Этапы взаимодействия Т-киллеров с клеткой-мишенью.
- Регуляторные Т-лимфоциты, клетки-супрессоры в иммунном ответе.
- Иммунологическая толерантность
- Естественная и индуцированная толерантность,
- Центральные и периферические механизмы толерантности.
- Лабораторная оценка Т-системы.
5. Методы обучения и преподавания:
- Обучение по технологии ТВL
- Индивидуальное тестирование,
- Групповое тестирование (Работа в малых группах)
- Клинический случай (Работа в малых группах - Ситуационная задача)
- Практические навыки (подсчет Т-лимфоцитов, теоретическое ознакомление с методикой окрашивания клеток в иммунофлюоресцентном тесте, на проточном цитофлюориметре и флюоресцентном микроскопе)
- Заключительное индивидуальное тестирование
Литература
Основная:
1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
Дополнительная:
- Иммунология: учебник / А. А. Ярилин . - М : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 752 с.
- Словарь – справочник по иммунологии/ под ред.С.В. Кожановой Алматы, 2011
- Иммунология: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин , Б. В. Пинегин. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с.
- Клиникалық иммунология және аллергология : учебник / Қ. А. Жұманбаев, Ғ. Қ. Жұманбаева, Ә. Ө. Байдүйсенова. - Қарағанды, 2009. - 354 б.
- Оценка и коррекция иммунного статуса : учеб. пособие для мед. вузов / Б. А. Никулин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 375 с.
- Наглядная Иммунология: Пер. с англ.А.В.Караулова / Дж. Х Л. Плейфейер ; ред. А. В. Караулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 118 с.
- Земсков А.М. Клиническая иммунология : учебник / ред. А. М. Земсков. - М. : ГЭОТАР-медиа, 2008. - 320 с.
- ДМ принциптерінде негізделген, Интернет-ресурстар: www.pubmed.gov; www.cochrane.org; www.ovid.com; www.medscape.com; www.medmatrix.org.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Какие существуют функциональные субпопуляции Т-лимфоцитов и чем они различаются?
2. Почему необходимо такое множество различных клеток, участвующих в иммунном ответе?
3. Какие молекулы используются лимфоцитами а) в качестве антигенсвязывающих рецепторов и б) для взаимодействия между собой и другими клетками?
Контрольные тесты для оценки исходного уровня знаний:
Вариант 1
Цитотоксические Т-клетки
- имеют обозначение СD8
- распознают эпитоп и молекулы МНС II
- участвуют в запуске гуморального иммунитета
- имеют обозначение СD4
- являются клетками воспаления
СD4-клетки
1. имеют обозначение СD8
2. имеют обозначение ТН1
3. участвуют в запуске гуморального иммунитета
4. осуществляют цитотоксический эффект
5. распознают эпитоп и молекулу МНС