Организационно-методический раздел
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Для ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
по специальности 030501 65 – Юриспруденция
ОРЕЛ
ОрЮИ МВД России
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Орловского
юридического института
МВД России
генерал-майор милиции
И.А. Калиниченко
«_____»__________2010 г.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
по специальности 030501 65 – Юриспруденция
ОРЕЛ
ОрЮИ МВД России
УДК 34С65
ББК 67.99(2)93
У 26
Рецензенты:
Профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, доктор юридических наук Сумин А.А.
Доцент Юридического института ОрелГТУ кандидат юридических наук, доцент Козлов Г.Т.
У 26 Уголовный процесс: Рабочая учебная программа итоговой государственной аттестации по специальности 030501 65 – Юриспруденция / Составитель к.ю.н., доцент Д.В. Сопов, Ю.Н. Миленин – Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2010. 35 с.
Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании кафедры уголовного процесса «27»января 2010 г. Протокол № 2.
Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании Методического совета «___»__________2010 г. Протокол № ___.
Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании Ученого совета «___»__________2010 г. Протокол № ___.
УДК 34С65
ББК 67.99(2)93
© Орловский юридический институт МВД России, 2010
Организационно-методический раздел
Рабочая учебная программа итоговой государственной аттестации по дисциплине «Уголовный процесс» по специальности 030501 65 - Юриспруденция для курсантов очной формы обучения, слушателей факультета заочного обучения и студентов внебюджетного факультета составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и определяет содержание и структуру дисциплины.
Уголовный процесс является одной из базовых учебных дисциплин, изучаемых в учебных заведениях юридического профиля. Усвоение отправных положений данного курса образует фундамент профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел, прокуратуры, судов и других правоохранительных органов.
Курс уголовного процесса относится к числу профилирующих юридических дисциплин, для познания которых необходимо специальное усвоение не только сведений о содержании соответствующего законодательства, но и международных соглашений, подзаконных актов и комментариев к ним, а также информации о практике применения соответствующих предписаний. Уголовный процесс является той сферой государственной деятельности, в рамках которой реализуются нормы уголовного права, а также нормы иных отраслей права, поскольку это необходимо для расследования и разрешения уголовных дел. Эта деятельность тщательно урегулирована Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми актами и в наибольшей мере – Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Целью изучения дисциплины -является овладение курсантами и студентами системой знаний, навыков и умений правоприменительной деятельности в сфере реализации действующих норм уголовного права и уголовного процесса.
Цель преподавания дисциплины «Уголовный процесс»заключается в подготовке для органов внутренних дел квалифицированных специалистов и, прежде всего, - сотрудников органов предварительного следствия, знающих уголовное судопроизводство и умеющих применять его в своей практической деятельности, испытывающих чувство глубокого уважения к праву в результате формирования установки на недопустимость любого нарушения закона.
Задачи дисциплины:
• усвоение курсантами, слушателями и студентами основных теоретических положений уголовно-процессуального права;
• развитие у обучающихся способностей к самостоятельному мышлению, логическим умозаключениям, обобщениям и использование этих способностей в ходе производства по уголовным делам;
• формирование у курсантов, слушателей и студентов навыков составления процессуальных документов;
• формирования у курсантов и студентов убежденности в необходимости точного и неуклонного исполнения и соблюдения при производстве по уголовному делу каждой нормы уголовно-процессуального права и защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
Уголовно-процессуальное судопроизводство является одним из важнейших направлений правоохранительной деятельности в государстве. Оно создает условия для реализации уголовного закона, условия по реальному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Поэтому учебный курс «уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» является одной из профилирующих дисциплин для курсантов, слушателей, студентов, обучающихся по специальности 030501 65 - Юриспруденция.
Изучение настоящего курса в высших учебных заведениях МВД России образует фундамент профессиональной подготовки будущих выпускников. Сотрудники органов внутренних дел, призванные вести борьбу с преступностью, должны обладать знаниями в области расследования уголовных дел и последующего их разрешения судом. В этой связи особое значение для профессиональной подготовки будущих выпускников имеет изучение общих положений закона, устанавливающих принципы уголовного судопроизводства, правовое положение его участников, меры процессуального принуждения, а также и вопросы досудебного производства (возбуждения и предварительного расследования уголовных дел).
Изучение обучающимися учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» предполагает глубокое усвоение законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих организацию и порядок уголовного судопроизводства, а также рекомендованной для самостоятельного изучения литературы.
Материалы курса изучаются на лекционных, семинарских и практических занятиях, а так же в ходе самостоятельной работы.
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
иметь представление:
• иметь представление о теоретико-методологических основах отечественного уголовного процесса;
• о характере процессуальной деятельности лиц, проводящих дознание и предварительное следствие; основных задачах и проблемах современной следственной практики; процессуальной стороне собирания доказательственной информации; о применении мер процессуального принуждения; расследованию уголовных дел, относящихся к подследственности органов дознания;
• о производстве в судебных стадиях;
знать:
• основные положения уголовно-процессуальной теории, сущность деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в связи с возбуждением, расследованием, рассмотрением и разрешением уголовных дел;
• действующее уголовно-процессуальное законодательство, а также ведомственные и межведомственные нормативные акты, регламентирующие организацию и производство расследования преступлений, взаимодействие следователей с оперативными сотрудниками, экспертом и другими участниками расследования преступлений;
уметь:
• ориентироваться в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, осуществлять толкование уголовно-процессуальных норм;
• принимать самостоятельно процессуальные решения;
владеть навыками:
• раскрытия и расследования преступления;
• собирания, проверки и оценки доказательств;
• составления процессуальных документов.
Изучение всего курса завершается итоговым экзаменом.
Дисциплина «Уголовный процесс» выносится на итоговую государственную аттестацию.
Критерии выставления оценки на итоговом государственном экзамене по дисциплине:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопросов билета (задания), увязывая его с задачами и деятельностью органов внутренних дел, не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора, успешно выполнил практические задания, продемонстрировав необходимые навыки и умение правильно применять теоретические знания в практической деятельности, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументировано излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов билета (задания), в целом правильно выполнил практическое задание, владеет основными умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся усвоил только основные положения программного материала, содержание вопросов билета изложил поверхностно, без должного обоснования, допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, практические задания выполнил не в полном объеме, испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не знает основных положений программного материала, при ответе на билет допускает существенные ошибки, не выполнил практические задания, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.