Конкретные цели и задачи. После изучения темы студент должен:
После изучения темы студент должен:
«Знать» -особенности строения и функционирования нервных клеток, законы и механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам, особенности передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе, физиологическую сущность парабиоза.
«Уметь» - анализировать и оценивать функциональное состояние нервных волокон разных типов, объяснять механизм изменения функционального состояния нервных волокон при различных воздействиях в процессе выполнения практического задания и решении ситуационных задач
«Владеть» анатомо-физиологическим понятийным аппаратом
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1.Классификация нервных клеток (кафедра анатомии человека; кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии )
2.Структурно-функциональная характеристика нервных и глиальных клеток (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии)
3.Строение нервных волокон и синапсов (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки:
1.Структурно-функциональная единица нервной системы. Особенности строения и функционирования нервной клетки. Функциональные зоны нейрона.
2. Классификация нервных клеток.
3. Функциональное значение нейроглии.
4. Классификация нервных волокон.
5. Особенности распространения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам.
6. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам
7. Парабиоз. Фазы парабиоза.
8. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
9. Свойства химических синапсов.
Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)
1. Зарисовать схему нервно-мышечного синапса, обозначить его структурные компоненты.
2. Записать последовательно процессы, обеспечивающие передачу возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
3. Перечислить основные свойства нервно-мышечного синапса.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие отростки нейрона воспринимают возбуждение?
2. По какому отростку возбуждение передаётся от нейрона?
3. В какой части нейрона возникает потенциал действия?
4. Чем отличается проведение возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам?
5. По какой структуре нервного волокна передаётся возбуждение?
6. Волокна какого типа проводят возбуждения с наибольшей скоростью?
7. Что понимают под функциональной непрерывностью нервного волокна?
8. С какими изменениями на мембране связано явление парабиоза?
9. Как реагирует возбудимая ткань на действие слабого и сильного раздражителя в уравнительную и парадоксальную фазы парабиоза?
10. Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения с нерва на мышцу?
11. Какие ионы способствуют выбросу медиатора из пресинапса?
12. Чем отличается постсинаптическая мембрана электрического и химического синапсов?
13. Как называется постсинаптический потенциал нервно-мышечного синапса?
14. Как изменится лабильность нервно-мышечного синапса при действии антихолинэстеразным препаратом?