Заявление ЮНЭЙДС о политике тестирования
и консультирования на ВИЧ[20]
Женева, ЮНЭЙДС, 1997
Добровольное тестирование на ВИЧ, сопровождаемое консультированием, призвано играть жизненно важную роль в составе всестороннего комплекса мер по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа, и его следует развивать. Потенциальные преимущества тестирования и консультирования включают:
улучшение состояния здоровья за счет квалифицированных рекомендаций по питанию и более ранний доступ к медицинскому уходу и лечению/ профилактике болезней, связанных с ВИЧ; эмоциональную поддержку; способность справляться с беспокойством, связанным с ВИЧ; осведомленность о наиболее безопасных возможностях в отношении репродукции и вскармливания младенцев; мотивацию к изменению или поддержанию стиля поведения, более безопасного в отношении сексуальных практик и наркотиков.
К другим преимуществам относится повышение безопасности донорской крови. В связи с этим ЮНЭЙДС призывает страны осуществлять национальную политику по следующим направлениям:
• обеспечить наличие и доступность качественных и конфиденциальных услуг по добровольному тестированию на ВИЧ и консультированию;
• гарантировать получение информированного согласия и конфиденциальность при клиническом обслуживании, проведении исследований, приеме донорской крови, продуктов крови или органов, и в других случаях, когда личность человека может быть связана с результатами его тестирования на ВИЧ;
• усилить требования к качеству и мерам безопасности в отношении возможного неправильного употребления при лицензировании коммерческих комплектов для тестирования на ВИЧ и самостоятельного тестирования в домашних условиях;
• способствовать участию сообществ в осуществлении дозорного эпиднадзора и эпидемиологических обследованиях;
• препятствовать обязательному тестированию.
Это заявление суммирует позицию ЮНЭЙДС по вопросам тестирования на ВИЧ и консультирования, связанного с тестированием на ВИЧ. Оно адресовано национальным властям и как предполагается, будет способствовать развитию или укреплению национальной политики по данному вопросу.
ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ по ВОПРОСАМ ВИЧ/СПИДа
Конфиденциальность
Конфиденциальность запрещает любое обсуждение личной информации о пациенте, кроме как в профессиональных взаимоотношениях, и только с согласия пациента. Гарантия конфиденциальности повышает доверие к службе и специалистам, повышает эффективность консультирования. В обстоятельствах, когда люди с положительным результатом теста на ВИЧ могут столкнуться с дискриминацией и отторжением со стороны общества, весьма важно, чтобы гарантировалась конфиденциальность.
В некоторых обстоятельствах человек, обратившийся за ДКТ, может пожелать, чтобы на консультации присутствовал партнер, родственник или друг. Такое посвящение в конфиденциальные вопросы может быть уместным, и часто имеет значительные преимущества[21]
Вопрос конфиденциальности особенно важен при групповом консультировании. Клиент должен дать свое полное согласие на участие в групповом консультировании, а также приняв на себя ответственность за соблюдение конфиденциальности информации о других участниках группы.
Доступность
Консультирование и тестирование на антитела к ВИЧ должно быть доступно для любого человека, которого беспокоит состояние своего здоровья или возможность заражения ВИЧ-инфекцией. Консультирование должно быть доступно на постоянной основе. Службы консультирования должны быть легко доступны территориально. Часы работы - быть удобными для клиентов. В случае, если необходима помощь и консультации других служб и специалистов, службы консультирования должны располагать информацией о деятельности таких служб и предоставлять ее своим клиентам.
Структурированность
Консультирование до и после теста имеет определенную структуру, позволяющую достигать поставленных целей. Консультант в своей ежедневной практике придерживается определенных стандартов, определяющих содержание консультирования до и после теста. Любая информация, которую сообщает врач должна быть последовательна и изложена простым, понятным для пациента языком. Важен принцип необходимости и достаточности излагаемой информации. Предоставляемая информация должна соответствовать нуждам пациента. Изложение слишком большого объем информации может привести к тому, что консультируемый «утонет» в её потоке. Для лучшего восприятия целесообразно иногда повторять наиболее важные моменты беседы.
Клиент-центрированный подход[22]
Клиент в центре внимания - работа по этому принципу представляет собой консультирование, проводимое интерактивно в соответствии с индивидуальными потребностями клиента. Данный тип консультирования избегает изложения консультантом заранее подготовленных положений и побуждает клиента самого как можно больше участвовать в процессе, размышлять, высказываться и принимать решения. Внимание сосредоточено на разработке профилактических целей и стратегий вместе с клиентом, а не на простом предоставлении информации. Подход требует понимания личных проблем и особенностей клиента: поведения, образа жизни, сексуальных предпочтений, расы/этнической группы, культуры, уровня знаний и социального и экономического положения и признает за индивидуумом право и способность свободного выбора и самоопределения.
Сентябрь 1988 Оригинал: Английский