Двигаются ли поверхностные ткани в одних направлениях легче, чем в других?
Сравните ощущения при пальпировании дорсальной и ладонной поверхностей предплечья своего партнера.
Запишите в журнал или на магнитофон полученные результаты.
Упражнение 2.23.
Рекомендуемое время – 5 минут.
При том же самом типе контакта пальпируйте слой подкожной фасции для поиска проходящих в нем артерий и вен. Идентифицируйте и опишите все, что вы почувствовали от запястья до локтя.
Если этот раздел анатомии требует обновления, воспользуйтесь анатомическим атласом.
Упражнение 2.24.
Рекомендуемое время – 5 минут.
В том же положении думайте о глубокой фасции и увеличивайте давление рукой, пока ее не почувствуете. Делайте медленные поперечные движения кистями/пальцами и старайтесь определить утолщенные участки фасции, которые выступают в качестве оболочек, отделяющих друг от друга и создающих отдельные «отсеки»
Многие соматические дисфункции обнаруживаются именно в подкожном и глубоком фасциальных слоях и варьируются эти дисфункции от триггерных точек до стрессовых зон, связанных с избыточным, или неправильным использованием, вплоть до злоупотребления.
Упражнение 2.25.
Рекомендуемое время – 5-7 минут.
Сохраняя то же положение и контакт, почувствуйте сквозь фасции мышечные волокна и постарайтесь ощутить их направление и действие. Затем вам и вашему партнеру следует медленно разжимать и сжимать левый кулак; пальпируемые мышцы при этом будут напрягаться и расслабляться. Ощутите перемены в мышечных волокнах во время этих действий.
Затем вам обоим следует сжать кулаки покрепче и выполнить пальпацию мышц предплечья в состоянии гипертонуса. Это – самое полезное подготовительное упражнение для пальпации того, что будет наблюдаться у большинства пациентов с избыточным, или неправильным использованием, вплоть до злоупотребления, структур. Опишите изменения фактур и тонуса, которые вы отметили при выполнении данного упражнения.
Упражнение 2.26.
Рекомендуемое время – 5-7 минут.
Теперь пальпируемую руку следует расслабить. Передвигайте пальцы пальпирующей руки вниз по предплечью и определите место перехода мышцы в сухожилие (сухожильно-мышечное соединение); продолжайте пальпацию собственно сухожилия далее, вплоть до точки прикрепления, где сухожилие уже покрыто вышележащей структурой, поперечной связкой запястья. Пальпируйте это место и постарайтесь определить различные углы, под которыми направлены волокна.
В каком направлении идет сухожилие?
В каком направлении идет связка?
Запишите в журнал, или на магнитофон характеристики и свои ощущения при пальпации.
Просмотрите соответствующее пособие по анатомии/физиологии, это поможет оценить точность того, что, как вам казалось, вы чувствовали.
Упражнение 2.27.
Рекомендуемое время – 7 минут.
Сдвиньте кисть выше, к локтю, средний палец находится на локтевой ямке, большой – на вентральной стороне локтя. Пальпируйте головку лучевой кости.
Почувствуйте ее форму и фактуру.
Насколько она твердая?
Сдвигается ли она при легком надавливании?
Что вы чувствуете, если сдвигаете средний и указательный пальцы чуть выше по локтю, за суставное пространство?
Вы не сможете почувствовать суставную сумку за исключением одного случая - крупной патологии сустава. Контакт – чуть выше сустава. Пускай ваш партнер медленно поворачивает в разные стороны предплечье (активная пронация и супинация), постарайтесь определить, как вы чувствуете происходящее между средним и большим пальцами.
Как варьирует конечная точка диапазона движения при пронации и при супинации?
Является ли оно (движение) симметричным?
Опишите конечные ощущения (см. Тематическую вставку «Конечные ощущения на стр. …).
Какое конечное положение ощущается как более твердое/жесткое (где конечное ощущение является более твердым) – супинация, или пронация?
Запишите результаты.
Упражнение 2.28.
Рекомендуемое время – 5 минут.
Теперь левой рукой возьмитесь за ладонь или запястье той руки, которую вы пальпируете правой.
Во время пальпации сустава выполните пассивную пронацию и супинацию руки партнера. Оцените общий диапазон движения при медленном выполнении движений.
На этой стадии вы получаете два комплекта проприорецептивной информации, от той руки, которая проводит пальпацию и от той, которая осуществляет движение.
Опишите диапазон и конечное ощущение как при пронации, так и при супинации, выполняемых пассивно, затем сравните эти результаты с полученными при активном движении (предыдущее упражнение).