Введение. Методические указания для студентов

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Методические указания для студентов

биологического факультета

Екатеринбург

Издательство Уральского федерального университета

Подготовлено на кафедре физиологии человека и животных Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант

© Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант, 2011

Введение

Университетский курс анатомии человека носит общебиологический характер. Практические занятия по анатомии играют важнейшую роль в освоении этого сложного базового курса. В результате его освоения студенты должны не только хорошо знать строение отдельных органов и систем, но и четко уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции. Основная задача курса – это формирование целостного представления о строении человеческого организма. Основные задачи курса можно сформулировать следующим образом:

1. Изучить строение органов и систем человеческого организма.

2. Выявить взаимосвязь строения отдельных органов и выполнения ими функций.

3. Рассмотреть специфические особенности строения тела человека, отличающие его от животных.

4. Выявить возрастные особенности строения, изучить влияние факторов внешней среды на изменение анатомии органов и систем.

В связи с тем, что курс ограничен по времени, сравнительно немного внимания будет уделяться онтогенетическому и эволюционному развитию органов и систем, а также микроанатомии органов. В дальнейшем эти вопросы будут подробно рассмотрены в курсах: "Биология индивидуального развития", "Гистология", "Теории эволюции", "Физиология человека и животных". Таким образом, курс "Анатомия человека" представляет собой базовую дисциплину, на основных понятиях которой построены последующие общебиологические курсы.

Материал практических занятий разделен на 13 тем. Каждая из них в зависимости от сложности может рассматриваться на одном или нескольких занятиях. В начале темы формулируется цель занятия и приводится краткая теория. Для изучения темы дается задание, содержащее перечень основных структур и их частей, которые студент должен найти и рассмотреть, используя наглядный материал (препараты, муляжи, анатомические атласы). Для проверки усвоения материала требуется ответить на контрольные вопросы. В конце каждой темы приведен список латинских терминов, необходимых для запоминания.

Овладение латинской терминологией является сложной, но неотъемлемой частью курса анатомии. В связи с этим ряд правил произношения латинских звуков и их сочетаний приводится в приложении к данному пособию.

После изучения каждой темы проводится контроль знаний, включающий в себя объем сведений, определенных в задании.

Прежде чем перейти к изучению строения человеческого тела, студент должен познакомиться с некоторыми основными анатомическими понятиями.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРЕДМЕТА «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

В анатомии пользуются общепринятыми обозначениями взаимно перпендикулярных плоскостей, которые уточняют определение положения органов или их частей в пространстве. Таких плоскостей три: сагиттальная, фронтальная и горизонтальная.

Сагиттальная плоскость (sagittalis) - проходит вертикально сверху вниз и делит тело на левую и правую половины.

Фронтальная плоскость (frontalis) - проходит перпендикулярно земле и делит тело на переднюю и заднюю части.

Горизонтальная плоскость (horizontalis) - делит тело на нижнюю и верхнюю части.

Обозначение положения отдельных точек или линий в плоскостях по отношению к оси:

1. Медиальный (medialis) – расположенный ближе к срединной плоскости.

2. Латеральный (lateralis) – боковой, расположенный дальше от срединной плоскости.

В передне-заднем направлении:

1. Вентральный (ventralis) – лежащий ближе к передней брюшной стенке.

2. Дорсальный (dorsalis) - лежащий ближе к спине.

3. Передний-(anterior) -ближе к передней поверхности.

4. Задний (posterior) - ближе к задней поверхности.

В вертикальном направлении:

1. Верхний - superior.

2. Нижний - inferior.

3. Промежуточный - lntermedius.

4. Краниальный (cranialis) – лежащий ближе к черепу.

5. Каудальный (caudalis) – лежащий дальше от черепа (ближе к хвосту).

По отношению к частям конечности употребляются термины:

1. Проксимальный (proximalis) - расположенный ближе к туловищу.

2. Дистальный (distalis) - расположенный дальше от туловища.

Для обозначения положения органов внутри тела используют термины:

1. Наружный – externus.

2. Внутренний – internus.

3. Поверхностный - superficialis.

4. Глубокий – profundus.

5. Левый – sinister.

6. Правый - dexter

7. Продольный – longitudinalis.

8. Поперечный – transversus.

9. Шейный – cervicalis.

10. Грудной - pectoralis, thoracalis.

11. Брюшной – abdominalis.

Для определения размера и консистенции пользуются понятиями:

1. Большой – major.

2. Маленький – minor.

3. Средний – medius.

4. Длинный – longus.

5. Короткий – brevis.

6. Толстый – crassus.

7. Тонкий – tenius.

8. Твердый – dura.

9. Мягкий – pia.

Наиболее общие анатомические термины:

1. Борозда – sulcus.

2. Верхушка – apex.

3. Вещество – substantia.

4. Диск – discus.

5. Доля – lobus.

6. Дуга – arcus.

7. Железа – glandula.

8. Канал – canalis.

9. Кость – оs, ossis.

10. Край – margo.

11. Мышца – musculus.

12. Оболочка – tunica.

13. Орган – organum.

14. Основание – basis.

15. Отверстие – foramen, ostium.

16. Отросток – processus.

17. Перегородка – septum.

18. Перепонка – membrane.

19. Поверхность – facies.

20. Полость – cavum.

21. Проток – ductus.

22. Пузырь – vesica, cystis.

23. Связка – ligamentum.

24. Сосуд - vas, vasis.

25. Сплетение – plexus.

26. Сустав – articulatio.

27. Сухожилие – tendo.

28. Тело – corpus.

29. Труба – tubus.

30. Узел – nodus.

31. Хрящ – cartilage.

32. Шейка-collum.

33. Шов – sutura.

34. Ямка – fossa, fovea.

ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Наши рекомендации