Введение. Методические указания для студентов
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ
«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Методические указания для студентов
биологического факультета
Екатеринбург
Издательство Уральского федерального университета
Подготовлено на кафедре физиологии человека и животных Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант
© Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант, 2011
Введение
Университетский курс анатомии человека носит общебиологический характер. Практические занятия по анатомии играют важнейшую роль в освоении этого сложного базового курса. В результате его освоения студенты должны не только хорошо знать строение отдельных органов и систем, но и четко уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции. Основная задача курса – это формирование целостного представления о строении человеческого организма. Основные задачи курса можно сформулировать следующим образом:
1. Изучить строение органов и систем человеческого организма.
2. Выявить взаимосвязь строения отдельных органов и выполнения ими функций.
3. Рассмотреть специфические особенности строения тела человека, отличающие его от животных.
4. Выявить возрастные особенности строения, изучить влияние факторов внешней среды на изменение анатомии органов и систем.
В связи с тем, что курс ограничен по времени, сравнительно немного внимания будет уделяться онтогенетическому и эволюционному развитию органов и систем, а также микроанатомии органов. В дальнейшем эти вопросы будут подробно рассмотрены в курсах: "Биология индивидуального развития", "Гистология", "Теории эволюции", "Физиология человека и животных". Таким образом, курс "Анатомия человека" представляет собой базовую дисциплину, на основных понятиях которой построены последующие общебиологические курсы.
Материал практических занятий разделен на 13 тем. Каждая из них в зависимости от сложности может рассматриваться на одном или нескольких занятиях. В начале темы формулируется цель занятия и приводится краткая теория. Для изучения темы дается задание, содержащее перечень основных структур и их частей, которые студент должен найти и рассмотреть, используя наглядный материал (препараты, муляжи, анатомические атласы). Для проверки усвоения материала требуется ответить на контрольные вопросы. В конце каждой темы приведен список латинских терминов, необходимых для запоминания.
Овладение латинской терминологией является сложной, но неотъемлемой частью курса анатомии. В связи с этим ряд правил произношения латинских звуков и их сочетаний приводится в приложении к данному пособию.
После изучения каждой темы проводится контроль знаний, включающий в себя объем сведений, определенных в задании.
Прежде чем перейти к изучению строения человеческого тела, студент должен познакомиться с некоторыми основными анатомическими понятиями.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРЕДМЕТА «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
В анатомии пользуются общепринятыми обозначениями взаимно перпендикулярных плоскостей, которые уточняют определение положения органов или их частей в пространстве. Таких плоскостей три: сагиттальная, фронтальная и горизонтальная.
Сагиттальная плоскость (sagittalis) - проходит вертикально сверху вниз и делит тело на левую и правую половины.
Фронтальная плоскость (frontalis) - проходит перпендикулярно земле и делит тело на переднюю и заднюю части.
Горизонтальная плоскость (horizontalis) - делит тело на нижнюю и верхнюю части.
Обозначение положения отдельных точек или линий в плоскостях по отношению к оси:
1. Медиальный (medialis) – расположенный ближе к срединной плоскости.
2. Латеральный (lateralis) – боковой, расположенный дальше от срединной плоскости.
В передне-заднем направлении:
1. Вентральный (ventralis) – лежащий ближе к передней брюшной стенке.
2. Дорсальный (dorsalis) - лежащий ближе к спине.
3. Передний-(anterior) -ближе к передней поверхности.
4. Задний (posterior) - ближе к задней поверхности.
В вертикальном направлении:
1. Верхний - superior.
2. Нижний - inferior.
3. Промежуточный - lntermedius.
4. Краниальный (cranialis) – лежащий ближе к черепу.
5. Каудальный (caudalis) – лежащий дальше от черепа (ближе к хвосту).
По отношению к частям конечности употребляются термины:
1. Проксимальный (proximalis) - расположенный ближе к туловищу.
2. Дистальный (distalis) - расположенный дальше от туловища.
Для обозначения положения органов внутри тела используют термины:
1. Наружный – externus.
2. Внутренний – internus.
3. Поверхностный - superficialis.
4. Глубокий – profundus.
5. Левый – sinister.
6. Правый - dexter
7. Продольный – longitudinalis.
8. Поперечный – transversus.
9. Шейный – cervicalis.
10. Грудной - pectoralis, thoracalis.
11. Брюшной – abdominalis.
Для определения размера и консистенции пользуются понятиями:
1. Большой – major.
2. Маленький – minor.
3. Средний – medius.
4. Длинный – longus.
5. Короткий – brevis.
6. Толстый – crassus.
7. Тонкий – tenius.
8. Твердый – dura.
9. Мягкий – pia.
Наиболее общие анатомические термины:
1. Борозда – sulcus.
2. Верхушка – apex.
3. Вещество – substantia.
4. Диск – discus.
5. Доля – lobus.
6. Дуга – arcus.
7. Железа – glandula.
8. Канал – canalis.
9. Кость – оs, ossis.
10. Край – margo.
11. Мышца – musculus.
12. Оболочка – tunica.
13. Орган – organum.
14. Основание – basis.
15. Отверстие – foramen, ostium.
16. Отросток – processus.
17. Перегородка – septum.
18. Перепонка – membrane.
19. Поверхность – facies.
20. Полость – cavum.
21. Проток – ductus.
22. Пузырь – vesica, cystis.
23. Связка – ligamentum.
24. Сосуд - vas, vasis.
25. Сплетение – plexus.
26. Сустав – articulatio.
27. Сухожилие – tendo.
28. Тело – corpus.
29. Труба – tubus.
30. Узел – nodus.
31. Хрящ – cartilage.
32. Шейка-collum.
33. Шов – sutura.
34. Ямка – fossa, fovea.
ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ