Методические рекомендации для практических занятий

Тема №8:Физиология беременности, диагностика. Периоды родов. Режим, гигиена, питание беременной.

Курс: III

Количество часов:2

Специальность: 5В110200- Общественное здравоохранение

Составители: д.м.н., профессор Сливкина Н.В.

к.м.н. Калашникова А.Н.

Астана, 2012

1. Тема: Физиология беременности, диагностика. Периоды родов. Режим, гигиена, питание беременной.

2. Цель занятия: дать студентам представление о физиологических особенностях протекания беременности и периодов рода, об особенностях гигиены, режима и питания беременных.

3. Задачи обучения:

- ознакомить студентов с физиологическими особенностями течения беременности и периода родов;

- дать студентам представления об особенностях оздоровительной тренировки женщин;

- обучить студентов особенностям гигиены беременных женщин;

- дать представление о критических периодах внутриутробного развития плода и понятие о тератогенных факторах;

- ознакомить с основными принципами формирования психического здоровья во внутриутробном периоде и нетрадиционными взглядами на процесс родов.

4. Основные вопросы темы:

1. Физиологические особенности течения беременности и периода родов.

2. Особенности оздоровительной тренировки женщин.

3. Особенности гигиены беременных женщин: одежда, обувь, режим дня, уход за молочными железами, питание, физическая активность.

4. Критические периоды внутриутробного развития плода.

5. Нетрадиционные взгляды на процесс родов.

  1. Водорождение.
  2. Основные принципы формирования психического здоровья.

5. Методы обучения и преподавания: теоретический опрос, работа малыми группами: составление схем питания беременной.

Работа парами: решение ситуационных задач.

6. Литература :

Основная:

1. Баранов А.А.,Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях.-М.,2008.-432с.

2. Ермаков С.П. Современные возможности интегральной оценки медико-демографических процессов.-М.:Центр Демографии РАН, 1996.-61с.

3. Физиология роста и развития детей и подростков ( теоретические и клинические вопросы):в 2 т/ под ред.А.А.Баранова, Л.А. Шеплягиной.-М.-2006.-Т.1.-432с.;Т.2- C.464.

4. Семейная организация здравоохранения. Департамент здоровья и развития ребёнка и подростка (САН). ЮНИСЕФ, Интегрированное введение

болезней детского возраста. 2000.

Дополнительная:

1. Даленов Е.Д., Перевертунова Ж.Х., Рахыпбеков Т.К. Создание и деятельность молодежных центров по охране репродуктивного здоровья подростков в Восточном Казахстане. – Астана, 2005. – 53 с.

2. Даленов Е.Д., Перевертунова Ж.Х., Рахыпбеков Т.К. Экологические основы формирования репродуктивного здоровья и совершенствования медико-организационных технологий. – Астана, 2006. – 89 с.

4. Дәленов Е.Д., Қазымбет П.К., Жақанов А. Медициналық және биологиялық терминдердің сөздігі. – Астана, 2010. – I том. – 183 с.

5. Дәленов Е.Д., Қазымбет П.К., Жақанов А. Медициналық және биологиялық терминдердің сөздігі. – Астана, 2010. – II том. – 247 с.

7. Контроль :ситуационные задачи.

Задача № 1

Беременная О.Н., 20 лет, поступила в гинекологическое отделение с диагнозом: беременность 8 недель, ранний гестоз, умеренная рвота.

Тошнота и рвота по утрам появились 2 недели назад, но вскоре рвота участилась до 10 раз в сутки до и после приема пищи. Жалуется на слабость, головокружение, отсутствие аппетита, похудела на 3 кг. В пространстве ориентируется адекватно. Тревожна, боится повторения рвоты, на контакты идет, но выражает опасение за исход беременности.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, сухие. АД 100/80 мм рт. ст. Рs 100 ударов в минуту. Температура тела 37,7° С. Живот правильной формы, участвует в акте дыхание, мягкий, безболезненный.

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план профилактических мероприятий по приоритетной проблеме с мотивацией каждого вмешательства.

Эталон ответов

План Мотивация (профилактика)
1. Создание полного покоя и длительного сна беременной Для уменьшения стрессовых воздействий на ЦНС
2. Изоляция от пациенток с таким же диагнозом Для исключения рефлекторного воздействия на рвотные центры
3. Обеспечение обильного питья Для восполнения объема потерянной жидкости
4. Проведение беседы об особенностях приема пищи (небольшие порции, в холодном виде) Для усвоения организмом принятой пищи
5. Проведение беседы об обеспечении питания с высоким содержанием белка, витаминов, микроэлементов. Для компенсации потери белка и повышение защитных сил организма
6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты в течение дня Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом
7. Проведение беседы о необходимости полоскания рта раствором шалфея, коры дуба Для уменьшения слюнотечения
8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациентки Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Задача № 2

Беременная 20 лет, поступила в стационар в гинекологическое отделение с диагнозом: беременность 12 недель. Самопроизвольный угрожающий аборт.

Жалобы на тянущие боли внизу живота и в поясничной области. Заболела 2 дня назад, причину заболевания связывает с подъемом тяжести на работе.

Женщина тревожна, беспокоится за дальнейший исход беременности.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, физиологической окраски. АД 120/80 мм рт. ст., пульс 74 удара в минуту. Живот мягкий, безболезненный.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план профилактических мероприятий по приоритетной проблеме с мотивацией каждого вмешательства

Эталон ответов

План Мотивация
1. Обеспечение психического покоя Для уменьшения стрессовых воздействий
2. Создание физического покоя Для снятия тонуса и напряжения матки
3. Проведение подготовки к процедуре иглорефлексотерапии Для рефлекторного воздействия на мышечный слой матки
4. Проведение процедуры электросон Для рефлекторного воздействия на ЦНС для создания седативного эффекта
5. Проведение беседы с мужем в целях обеспечения полового покоя Для снятия тонуса мышечного слоя матки
6. Проведение беседы с родственниками об обеспечении питания беременной с вы­соким содержанием: белка, витаминов и микроэлементов Для полноценного развития плода и профилактики развития анемии у беременной
7. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты Для профилактики гипоксии плода
8. Наблюдение за состоянием беременной Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Наши рекомендации