Методические рекомендации для практических занятий
Тема №8:Физиология беременности, диагностика. Периоды родов. Режим, гигиена, питание беременной.
Курс: III
Количество часов:2
Специальность: 5В110200- Общественное здравоохранение
Составители: д.м.н., профессор Сливкина Н.В.
к.м.н. Калашникова А.Н.
Астана, 2012
1. Тема: Физиология беременности, диагностика. Периоды родов. Режим, гигиена, питание беременной.
2. Цель занятия: дать студентам представление о физиологических особенностях протекания беременности и периодов рода, об особенностях гигиены, режима и питания беременных.
3. Задачи обучения:
- ознакомить студентов с физиологическими особенностями течения беременности и периода родов;
- дать студентам представления об особенностях оздоровительной тренировки женщин;
- обучить студентов особенностям гигиены беременных женщин;
- дать представление о критических периодах внутриутробного развития плода и понятие о тератогенных факторах;
- ознакомить с основными принципами формирования психического здоровья во внутриутробном периоде и нетрадиционными взглядами на процесс родов.
4. Основные вопросы темы:
1. Физиологические особенности течения беременности и периода родов.
2. Особенности оздоровительной тренировки женщин.
3. Особенности гигиены беременных женщин: одежда, обувь, режим дня, уход за молочными железами, питание, физическая активность.
4. Критические периоды внутриутробного развития плода.
5. Нетрадиционные взгляды на процесс родов.
- Водорождение.
- Основные принципы формирования психического здоровья.
5. Методы обучения и преподавания: теоретический опрос, работа малыми группами: составление схем питания беременной.
Работа парами: решение ситуационных задач.
6. Литература :
Основная:
1. Баранов А.А.,Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях.-М.,2008.-432с.
2. Ермаков С.П. Современные возможности интегральной оценки медико-демографических процессов.-М.:Центр Демографии РАН, 1996.-61с.
3. Физиология роста и развития детей и подростков ( теоретические и клинические вопросы):в 2 т/ под ред.А.А.Баранова, Л.А. Шеплягиной.-М.-2006.-Т.1.-432с.;Т.2- C.464.
4. Семейная организация здравоохранения. Департамент здоровья и развития ребёнка и подростка (САН). ЮНИСЕФ, Интегрированное введение
болезней детского возраста. 2000.
Дополнительная:
1. Даленов Е.Д., Перевертунова Ж.Х., Рахыпбеков Т.К. Создание и деятельность молодежных центров по охране репродуктивного здоровья подростков в Восточном Казахстане. – Астана, 2005. – 53 с.
2. Даленов Е.Д., Перевертунова Ж.Х., Рахыпбеков Т.К. Экологические основы формирования репродуктивного здоровья и совершенствования медико-организационных технологий. – Астана, 2006. – 89 с.
4. Дәленов Е.Д., Қазымбет П.К., Жақанов А. Медициналық және биологиялық терминдердің сөздігі. – Астана, 2010. – I том. – 183 с.
5. Дәленов Е.Д., Қазымбет П.К., Жақанов А. Медициналық және биологиялық терминдердің сөздігі. – Астана, 2010. – II том. – 247 с.
7. Контроль :ситуационные задачи.
Задача № 1
Беременная О.Н., 20 лет, поступила в гинекологическое отделение с диагнозом: беременность 8 недель, ранний гестоз, умеренная рвота.
Тошнота и рвота по утрам появились 2 недели назад, но вскоре рвота участилась до 10 раз в сутки до и после приема пищи. Жалуется на слабость, головокружение, отсутствие аппетита, похудела на 3 кг. В пространстве ориентируется адекватно. Тревожна, боится повторения рвоты, на контакты идет, но выражает опасение за исход беременности.
Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, сухие. АД 100/80 мм рт. ст. Рs 100 ударов в минуту. Температура тела 37,7° С. Живот правильной формы, участвует в акте дыхание, мягкий, безболезненный.
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план профилактических мероприятий по приоритетной проблеме с мотивацией каждого вмешательства.
Эталон ответов
План | Мотивация (профилактика) |
1. Создание полного покоя и длительного сна беременной | Для уменьшения стрессовых воздействий на ЦНС |
2. Изоляция от пациенток с таким же диагнозом | Для исключения рефлекторного воздействия на рвотные центры |
3. Обеспечение обильного питья | Для восполнения объема потерянной жидкости |
4. Проведение беседы об особенностях приема пищи (небольшие порции, в холодном виде) | Для усвоения организмом принятой пищи |
5. Проведение беседы об обеспечении питания с высоким содержанием белка, витаминов, микроэлементов. | Для компенсации потери белка и повышение защитных сил организма |
6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты в течение дня | Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом |
7. Проведение беседы о необходимости полоскания рта раствором шалфея, коры дуба | Для уменьшения слюнотечения |
8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациентки | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений |
Задача № 2
Беременная 20 лет, поступила в стационар в гинекологическое отделение с диагнозом: беременность 12 недель. Самопроизвольный угрожающий аборт.
Жалобы на тянущие боли внизу живота и в поясничной области. Заболела 2 дня назад, причину заболевания связывает с подъемом тяжести на работе.
Женщина тревожна, беспокоится за дальнейший исход беременности.
Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, физиологической окраски. АД 120/80 мм рт. ст., пульс 74 удара в минуту. Живот мягкий, безболезненный.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план профилактических мероприятий по приоритетной проблеме с мотивацией каждого вмешательства
Эталон ответов
План | Мотивация |
1. Обеспечение психического покоя | Для уменьшения стрессовых воздействий |
2. Создание физического покоя | Для снятия тонуса и напряжения матки |
3. Проведение подготовки к процедуре иглорефлексотерапии | Для рефлекторного воздействия на мышечный слой матки |
4. Проведение процедуры электросон | Для рефлекторного воздействия на ЦНС для создания седативного эффекта |
5. Проведение беседы с мужем в целях обеспечения полового покоя | Для снятия тонуса мышечного слоя матки |
6. Проведение беседы с родственниками об обеспечении питания беременной с высоким содержанием: белка, витаминов и микроэлементов | Для полноценного развития плода и профилактики развития анемии у беременной |
7. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты | Для профилактики гипоксии плода |
8. Наблюдение за состоянием беременной | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений |