Методические рекомендации №2. Методические рекомендации для практических занятий

Методические рекомендации для практических занятий

Дисциплина: патологическая физиология

Код дисциплины: PF-3210

Специальность: 5В110300-«Фармация»

Объем учебных часов (кредитов): 135 часов (3 кредита)

Курс и семестр изучения: III курс, V семестр

Год

Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры

от _____ _____________ 2015 г. Протокол № _____

Зав. кафедрой _____________ доцент Жолымбекова Л.Д.

Кредит №1

Методические рекомендации №1

1. Тема:Предмет, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология. Общая этиология и патогенез.

2. Цель:научить использовать основные категории и понятия общей нозологии при оценке и патофизиологическом анализе типовых патологических процессов или форм патологии.

Задачи обучения

· изучить значение и возможности моделирования патологических процессов и экспериментальной терапии;

· изучить основные понятия нозологии;

· применять категории и понятия общей нозологии при патофизиологическом анализе типовых патологических процессов или отдельных нозологических форм.

Основные вопросы темы

1. Предмет и задачи патологической физиологии; место ее среди других медицинских наук, значение для фармацевтики.

2. Основные разделы патологической физиологии.

3. Методы патофизиологии.

4. Значение эксперимента. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов и интерпретации их результатов.

5. Основные понятия общей нозологии.

6. Норма, здоровье, предболезнъ, болезнь.

7. Стадии болезни. Исходы. Выздоровление полное и неполное.

8. Этиология. Определение.

9. Роль причин и условий в возникновении болезни, и их взаимосвязь.

10. Основные экзогенные и эндогенные причины болезней.

11. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды и их классификация.

12. Повреждение как начальное звено патогенеза.

13. Причинно-следственные отношения в патогенезе.

5. Методы обучения и преподавания:выполнение практической работы по теме, обсуждение результатов исследования, устный опрос.

Практическая работа

Цель: провести патофизиологический анализ результатов экспериментов.

Лабораторное животное (мышь, крыса) помещают в небольшую баро-камеру. В течение 2-3 мин откачивают из барокамеры воздух, понижая давле-ние до 170-180 мм рт.ст. (23-24 кПа). Через 0,5-1 мин пребывания в разрежен-ной атмосфере животное проявляет признаки беспокойства: перебирает лапка-ми, почёсывает мордочку, бегает по барокамере; ещё через 2-3 мин наступают клонико-тонические судороги, мочеиспускание, животное лежит на боку, воз-никают редкие глубокие «вздохи» (терминальное дыхание «гаспинг»). Вскоре происходит полная остановка дыхания, животное погибает. Продолжитель-ность его жизни в разреженной атмосфере составляет, таким образом, 3-4 мин.

Вопросы

1. Действию каких патогенных факторов подверглось животное в данном эксперименте?

2. Какие из указанных факторов могли быть причиной раз­вившегося патологического процесса (гипобарической гипоксии)?

3. Каким образом можно экспериментально проверить высказанные предположения?

6. Литература:смотрите приложение №1.

Контроль

Тесты

1. Патологическая физиология – это наука, изучающая ... .

a) общие закономерности возникновения, течения и окончания болезни

b) жизнедеятельность организма в физиологических условиях

c) классификации и номенклатуру болезней

d) клинические проявления болезней

e) влияние лекарственных препаратов на организм человека

2. Обязательным в патофизиологическом эксперименте является ... .

a) изучение функциональных показателей

b) моделирование болезни человека у животных

c) изучение морфологических показателей

d) изучение биохимических показателей

e) изучение клинических показателей болезни

3. Абсцесс – это ... .

А) патологическое состояние

В) патологическая реакция

С) патологический процесс

D) патологическая активация

Е) патологическая супрессия

4. Рубец на коже после ожога относится к ... .

А) патологическому процессу

В) патологической реакции

С) патологическому состоянию

D) патологической активации

Е) патологической супрессии

5. Учение о причинах и условиях возникновения болезни называется ... .

a) нозологией

b) патогенезом

c) этиологией

d) патологией

e) валеологией

6. Причиной болезни является фактор, … .

A) способствующий возникновению болезни

B) который вызывает заболевание и сообщает ему специфические черты

C) определяющий неспецифичность болезни

D) влияющий на частоту возникновения болезни

E) влияющий на тяжесть и длительность болезни

7. Для возникновения болезни ... .

a) достаточно действия одной причины

b) необходимо действие комплекса условий, в который не всегда входит

причина

c) обязательна наследственная предрасположенность

d) необходима причина, а также условия, способствующие развитию болезни

e) необходимо действие комплекса причин

8. Патогенез – это учение ... .

a) о причинах и условиях развития болезни

b) о болезни

c) о механизмах развития болезни

d) о реактивности организма

e) о наследственности организма

9. Изучение патогенеза болезни позволяет ответить на вопрос ...

A) почему возникло заболевание?

B) что является причиной возникновения заболевания?

C) что способствует развитию болезни?

D) что препятствует развитию заболевания?

E) как, каким образом развивается заболевание?

10. Начальным звеном патогенеза является ... .

A) вторичное повреждение

B) обострение заболевания

C) переход в хроническую форму

D) первичное повреждение

E) формирование порочного круга

Ситуационная задача

Больной получил термический ожог II степени 25% поверхности тела. Общее состояние тяжёлое. Больной возбуждён, резкая жажда, пульс частый, слабого наполнения и напряжения. АД 100/60 мм рт.ст.

Вопросы

1. Как можно охарактеризовать состояние больного?

2. Каковы патофизиологические основы лечебных мероприятий, в которых нуждается больной?

Методические рекомендации №2

1. Тема:Роль реактивности в патологии.

2. Цель: научить объяснять влияние внешних и внутренних факторов на реактивность организма; объяснить основные механизмы формирования реактивности организма.

Задачи обучения

· изучить факторы, определяющие реактивность;

· изучить возможности направленного изменения реактивности как важнейшего средства профилактики и лечения болезни;

· объяснить основные механизмы формирования реактивности организма.

Основные вопросы темы

1. Реактивность и резистентность. Определение понятий.

2. Виды, формы реактивности, их характеристика.

3. Факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции.

4. Патологическая реактивность. Определение понятия. Характеристика.

5. Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.

6. Иммунитет, его виды.

5. Методы обучения и преподавания:выполнение практической работы по теме, обсуждение результатов исследования, устный опрос, тестирование. Практическая работа

Цель: изучить адаптацию организма человека к скоростной работе и работе на выносливость.

При выполнении пробы испытуемый выполняет 3 нагрузки. 1-я заклю-чается в выполнении 20 приседаний за 30 с. 2-я – бег на месте в максимальном темпе в течение 15 с – выполняется через 3 мин после 1-й. 3-я – 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов/мин – выполняется спустя 4 мин после 2-й.

По окончании каждой из нагрузок у испытуемого регистрируют восстановление ЧСС и АД. Регистрация этих показателей проводится на протяжении всего периода отдыха между нагрузками и в течение 5 мин после третьей нагрузки. Пульс подсчитывают с 10-секундным интервалом. По результатам исследования заполняют таблицу 4.

НОРМОТОНИЧЕСКИЙ тип реакции на пробу характеризуется выраженным в различной степени учащением пульса, повышением систолического и снижением диастолического АД.

    Пульс после каждой нагрузки
Время, с Пульс до нагрузок 1-я нагрузка 2-я нагрузка 3-я нагрузка
    1'2' 3' 1'2'3'4' 1'2'3'4'5'
       
       
       
       
       
       
    .  
АД сист.  
АД диаст.  

Важным критерием является скорость восстановления ЧСС и АД до уровня величин покоя: после 1-й нагрузки — на 2-й минуте, после 2-й — на 3-й минуте, после 3-й — на 4-й минуте отдыха.

ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ тип реакции характеризуется резким повышением систолического АД до 180-220 мм рт. ст. Диастолическое давление либо не изменяется, либо повышается. Наблюдается более высокая пульсовая реакция с замедленным восстановлением ЧСС до исходных значений.

ГИПОТОНИЧЕСКИЙ тип реакции характеризуется крайне незначи-тельным повышением систолического АД, резким учащением пульса после 2-й и 3-й нагрузок до 170-190 ударов/мин. Время восстановления замедлено. Эти изменения могут быть связаны с тем, что увеличение минутного объема сердца обеспечивается, главным образом, за счет учащения сердечных сокращений, в то время как увеличение систолического объема незначительно.

ДИСТОНИЧЕСКИЙ тип реакции характеризуется снижением диастолического АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок становится равным 0 – «феномен бесконечного тока». Систолическое АД при этом максимально повышается до 180-200 мм рт.ст.

6. Литература:смотрите приложение №1.

Контроль

Тесты

1. Проявлениями биологической (видовой) реак­тивности являются ... .

a) сезонный анабиоз

b) зоонозы

c) воспаление

d) аллергия

e) антропонозы

f) сезонные миграции животных.

2. К системам, определяющим реактивность, от­носят ... систему.

a) иммунную

b) сердечно-сосудистую

c) нервную

d) кровь

e) эндокринную

f) выделительную

g) неспецифические барьеры

3. К показателям реактивности, характеризующим состояние нервной системы, относят ... .

a) хронаксию

b) титр комплемента

c) соотношение гормонов АКТГ/СТГ

d) скорость и силу безусловных рефлексов

e) концентрацию гормонов гипофиза

f) скорость и силу условных рефлексов

g) возбудимость

h) концентрацию пирогенов в крови.

4. К показателям реактивности, характеризующим состояние эндокринной системы, относят ... .

a) концентрацию гормонов в крови

b) возбудимость

c) концентрацию гормонов в моче

d) количество рецепторов к гормонам на клет­ках-мишенях

e) концентрацию пирогенов в крови

f) соотношение гормонов АКТГ/СТГ и ГКС/МК

g) титр комплемента

5. К показателям реактивности, характеризующим состояние иммунной системы, относят ... .

a) количество лимфоцитов

b) соотношение гормонов АКТГ/СТГ

c) численность и соотношение популяций и субпопуляций лимфоцитов

d) концентрацию пирогенов в крови

e) бактерицидные свойства кожи

f) концентрацию иммуноглобулинов

g) активность реакции бласттрансформации с митогенами

h) хронаксию

6. К показателям реактивности, характеризующим состояние неспецифических барьеров, не отно­сят ... .

a) концентрацию иммуноглобулинов

b) бактерицидные свойства кожи

c) состав и кислотность желудочного сока

d) концентрацию лизоцима в биологических жидкостях

e) фагоцитарную активность нейтрофилов

7. Проявлением неспецифической физиологи­ческой реактивности может

быть ... .

a) шок

b) кома

c) сезонный анабиоз

d) иммунитет

e) аллергия

f) сезонные изменения функции органов и си­стем

8. Проявлением специфической физиологичес­кой реактивности может быть ... .

a) шок

b) кома

c) иммунодефицит

d) сезонный анабиоз

e) иммунитет врожденный

f) иммунитет приобретенный

g) аллергия

9. Проявлением повышенной специфической па­тологической реактивно-сти может быть ... .

a) аллергия гуморального типа

b) иммунитет

c) шок

d) иммунодефициты

e) иммунодепрессии

f) кома

g) аллергия клеточного типа

10. Проявлением сниженной специфической па­тологической реактивности может быть:

a) аллергия гуморального типа

b) иммунитет

c) шок

d) иммунодефициты

e) иммунодепрессии

f) аллергия клеточного типа

g) кома

h) анабиоз

Ситуационная задача

Через 20 мин после инъекции антибиотика пациенту с флегмоной голени у него возникли беспокойство, чувство страха, покраснение лица, АД 180/90 мм рт.ст. Ещё через 20 мин состояние больного резко ухудшилось: появилась слабость, спутанность сознания, судороги, АД 75/55 мм рт.ст.

Вопросы

1. Какое состояние развилось у пациента?

2. Каковы лечебные мероприятия при данном состоянии?

Наши рекомендации