Вычленение отдельных признаков раздражителей. При
образовании положительных и отрицательных условных рефлексов на несколько сходных комплексных раздражителей происходит процесс вычленения отдельных компонентов или признаков, позволяющих как обобщать сходные комплексные раздражители, так и различать их. Значимость отдельных компонентов комплекса в процессах обобщения и различения выявляется при помощи контрольных проб и задач, а также на основании реплик детей и беседы с ними тотчас после наблюдения.
Происходящее с возрастом усложнение аналитико-синтетичес-кой деятельности коры проявляется в увеличении количества и изменении значимости признаков различения и в вычленении новых,
.75
все более существенных признаков, характеризующих отдельные группы положительных и отрицательных раздражителей.
Дети младшего дошкольного возраста различают положительные и отрицательные комплексные раздражители (различные игрушки, фигурки, картинки и пр.) по какому-нибудь одному частному признаку каждого из этих раздражителей, почти никогда не обобщая сходные признаки, характеризующие всю группу положительных или отрицательных раздражителей. Легко и быстро происходит различение раздражителей по цвету. Если цвет всех раздражителей одинаков, то одни дети различают их по форме, другие по размеру или расположению—так начинают проявляться первые намеки на индивидуальные особенности аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Обобщение признаков. Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро начинают различать не один, а два или несколько признаков, характеризующих каждый отдельный раздражитель. Часто это признаки случайные, малозначимые. В этом возрасте у детей заметно обобщение всей группы положительных или отрицательных раздражителей путем вычленения какого-либо признака, общего для всей группы раздражителей.
Если все положительные раздражители отличаются от отрицательных по цвету (например, одни зеленые, другие красные), то обычно после выработки двух положительных и стольких же отрицательных рефлексов дифференцировка новых раздражителей происходит «с места», т. е. при первом же их предъявлении. Обобщение других признаков, например формы, величины, расположения предметов, происходит медленней.
Индивидуальные особенности различения и обобщения признаков сходных раздражителей выявляются в этом возрасте отчетливее. Так, некоторые дети в первую очередь различают не цвет, а форму, другие — величину, а в отдельных, редких случаях даже количество предметов.
Если общие признаки, отличающие все положительные раздражители от отрицательных, отсутствуют, ребенок нередко «обнаруживает» несуществующий признак. Так, например, у ребенка были образованы условные связи натри положительных (подкрепляемых) и три отрицательных (неподкрепляемых) раздражителя. Все раздражители представляли собой картинки с изображением различных предметов. На одной из неподкрепляемых картинок часть предметов была расположена косо. В беседе ребенок утверждал, будто такое расположение предметов было на всех отрицательных картинках, в отличие от прямого расположения на положительных картинках. Привлечение фантазии в процессе различения и обобщения сходных раздражителей может рассматриваться как косвенное доказательство того огромного значения, какое имеет процесс обобщения в аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.