Значение анатомии и гистологии в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта
Предмет и методы анатомии, связь её с другими дисциплинами
Анатомия — это наука, изучающая форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды. Анатомия относится к морфологическим дисциплинам, то есть тем, которые изучают структуру человеческого организма. Другой морфологической дисциплиной является гистология, наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей. Она изучает структуры организма на микроскопическом уровне. (Слайд 2)
Анатомия тесно связана с физиологией, наукой, предметом изучения которой служат функции организма. Фактически, можно сказать, что освоение физиологии базируется на знаниях анатомии.
В анатомии выделяют следующие разделы (Слайд 3):
· систематическая (нормальная) анатомия – изучает строение тела человека по системам;
· топографическая анатомия – изучаетпространственное соотношение органов в различных областях тела;
· пластическая анатомия – изучает только внешние формы и пропорции тела (художники и скульпторы);
· возрастная анатомия — строение в зависимости от возраста.
· динамическая анатомия – изучает спортивные, трудовые, художественные и другие движения человеческого тела.
В анатомии выделяют две группы методов исследования. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке.
В первую группу входят:
1) метод рассечения, препарирования (от греч. аnatamne – рассечение) позволяет изучать строение и топографию органов;
2) метод вымачивания трупов с последующим выделением скелета, отдельных костей для изучения их строения;
3) метод распиливания замороженных трупов — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов;
4) метод коррозии — введение затвердевающих веществ с образованием впоследствии слепка от налитых образований;
5) инъекционный метод — заключается во введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов (Слайд 4);
Ко второй группе относятся:
1) рентгенологический метод;
2) антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение тканей;
3) В современной анатомии используются эндоскопия, компьютерная томография, ультразвук, ядерно-магнитный резонанс и др.
История анатомии
Анатомия относится к одной из древнейших наук, развитие которой находилось в тесной зависимости от развития человеческого общества. В древнем мире первобытные люди, охотясь на животных и разделывая добычу, познавали видовые особенности строения тела и внутренних органов, определяли их значение. Об этом свидетельствуют рисунки, оставленным на стенах пещер, изображения на поверхностях камней, костях или дошедшие до наших дней изделиях из камня и глины. (Слайд 5) Первые обобщения накопленных знаний принято связывать с именем Гиппократа (460—377.гг. до н. э.), который проводил анатомические исследования трупов людей и вскрытия животных на скотобойнях. Повышенный интерес к познанию видовых особенностей строения тела животных и человека был проявлен в трудах Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). (Слайд 6) Своими трудами Аристотель заложил начало сравнительной анатомии и эмбриологии.
Расцвет Римской империи сопровождался перемещением центра научных исследований в Рим. Запросы практической медицины требовали более обстоятельных анатомических знаний. В начале новой эры (30—54 гг.) А. Цельс произвел систематизацию накопленных знаний, обратив особое внимание на труды Герофила, Эразистрата и других греческих естествоиспытателей. Эта работа затем была продолжена К. Галеном (130—201 гг.) (Слайд 7), в значительной степени расширившим анатомические познания собственными наблюдениями, особенно в области нервной системы. Несмотря на то, что Гален в своих трудах опирался на идеалистические взгляды Аристотеля, он способствовал переходу к аналитическому и экспериментальному методам исследования.
VII—VIII вв. характеризуются вторжением в Европу арабских народов, которые ассимилировали культуру захваченных стран. Были переведены на арабский язык многие сочинения крупнейших учёных Древней Греции и Рима, что способствовало сохранению научного наследия античного-мира. В этом особенно велика заслуга крупнейшего ученого и мыслителя средневековья Ибн-Сины, или Авиценны (980—1037 гг.) (Слайд 8), отличавшегося энциклопедическими познаниями в различных отраслях науки, в том числе и в анатомии. Из 100 написанных им сочинений особого внимания заслуживает «Канон медицины», где Ибн-Сина не только обобщил сведения из трудов Гиппократа, Аристотеля, Галена, но и расширил их собственными наблюдениями.
К наиболее выдающимся ученым эпохи Возрождения в области анатомии следует отнести Леонардо да Винчи и Андрея Везалия.
Леонардо да Винчи (1452—1519) (Слайд 9) — гениальный итальянский художник, инженер, мыслитель и видный ученый в различных областях науки. Как художник он интересовался не только разнообразием форм, но и тонким строением тела человека и различных видов животных (лошадь, собака, кошка, верблюд, лев, леопард). Кроме того, он интересовался строением матки, плаценты, сердца и сосудов человека и крупного рогатого скота; дал подробное описание подъязычной кости и диафрагмы собаки. Свои наблюдения Леонардо да Винчи богато иллюстрировал анатомическими зарисовками и тем самым заложил основы пластической и сравнительной анатомии.
Андрей Везалий (1514 – 1564) (Слайд 10), как и Леонардо да Винчи, был не только новатором в развитии анатомической техники, но и реформатором в области анатомической номенклатуры. На основании собственных исследований он внес коренные изменения в учение К. Галена, что нашло отражение в его капитальном руководстве «О строении человеческого тела в семи книгах».
Во второй половине XVI в. изучение строения тела человека стало широко сопровождаться сравнительно-анатомическими исследованиями. В этом большая заслуга Б. Евстахия (ок. 1510—1574), опубликовавшего ряд оригинальных работ о строении почек, зубов, сосудов грудной полости, органа слуха; Г. Фаллопия (1523—1562), описавшего сосуды плода, яйцеводы, желчевыводящие пути; В. Койтера (1534—1600), изучившего сравнительную анатомию скелета головы и впервые описавшего спинномозговые узлы; И. Фабриция (1537—1619), впервые описавшего венозные клананы, строение гортани, видовые особенности развития плодов и плаценты у домашних животных; Г. Азелли (1581—1626), в 1622 г. открывшего лимфатические сосуды, что затем было значительно расширено трудами Ж-Пеке (1622—1674). В XVII в. благодаря изобретению микроскопа расширились возможности для более глубоких анатомических исследований. Среди первых микроскопистов велики заслуги М. Мальпигия (1628—1694), А Левенгука (1632—1723), А. М. Шумлянского (1748—1795), сделавших много открытий в строении капиллярных сосудов кожи, почек, трубчатых органов.
Большой вклад в разработку проблем анатомии внесли русские и советские ученые. Первая отечественная анатомическая школа в России была создана при Петербургской медико-хирургической академии П. А Загорским (1764—1846), который написал первый русский учебник по анатомии человека (1802). Создателем топографической анатомии и оригинального метода поперечных срезов замороженных трупов по праву считается гениальный хирург и анатом Н. И. Пирогов (1810—1881) (Слайд 11). Он заложил научные основы топографической анатомии и положил начало практическому направлению в анатомии.
Теоретические исследования в области анатомии впервые были широко разработаны П. Ф. Лесгафтом (1837—1909) (Слайд 12), призывавшим изучать организм с позиций его целостности, во взаимосвязи с внешней средой и с учетом единства формы и функции. В своем капитальном труде «Основы теоретической анатомии» (1892) П. Ф. Лесгафт заложил научные основы функциональной анатомии.
Значение анатомии и гистологии в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта
Знание морфологических дисциплин (анатомия и гистология) важно для тренера и педагога физической культуры. Под влиянием физических нагрузок в органах и тканях происходят морфологические изменения, анализ которых позволяет адекватно оценивать результаты тренировки и выстраивать тренировочный процесс. Однако необходимо помнить, что структурные изменения нельзя оценивать в отрыве от связанных с ними функций организма, поэтому наилучшего результата в физическом воспитании и построении тренировочного процесса можно добиться только при сочетании знаний морфологических дисциплин (анатомии и гистологии) с функциональными (физиология и биохимия). Знания анатомии и физиологии необходимы не только для достижения спортсменом высоких результатов, но и для улучшения его состояния здоровья и физического развития.