В области физической культуры и спорта

По Бодибилдингу

(срок освоения 7 лет)

Разработчик:

Тренер-преподаватель Тихонов А.М.

п. Хомутово

Пояснительная записка

Настоящая программа по своему содержанию и научно-методической информации является крайне необходимым учебно-методическим трудом и без сомнений привлечёт пристальное внимание со стороны основной массы занимающихся, тренеров, преподавателей общеобразовательных школ, СПТУ, лицеев, техникумов, колледжей и вузов.

Повышенный интерес в разных регионах России к занятиям по «строительству « красивого и сильного тела велик, как среди юношей , так и среди девушек и лиц зрелого возраста. Однако, следует отметить два принципиальных положения. Первое, в данном виде спорта с первых шагов занятий требуется строго обоснованная рациональная методика тренировки, основанная на постепенности тренировочных нагрузок, особенно силовой направленности, неукоснительного учёта индивидуальных особенностей организма занимающихся, их пола, возраста.

Второе положение - целевая направленность тренировки по культуризму должна быть взаимосвязана с комплексом других физических упражнений, особенно циклического характера (бегом, плаванием, велоспортом, лыжами ), игровыми видами спорта.

Появление данной программы является очень своевременным, ибо разрозненность и неоднозначность методических установок, особенно из тренировок «мировых звёзд» культуризма, которые часто используются основной массой наших атлетов, буквально «зеркально» без критического осмысления их подготовки. Это, естественно, не даёт должного тренировочного эффекта в подготовке спортсменов.

Настоящее учебно-методическое пособие в значительной степени снимает проблему методического обеспечения учебно-тренировочного процесса по культуризму.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов-культуристов на различных этапах многолетней подготовки.

Программный материал объединён в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

n привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом.

n содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.

n подготовка спортсменов-культуристов высокой квалификации, подготовка резерва сборной команды России.

n воспитание высоких волевых и морально-эстетических качеств

n подготовка инструкторов и судей по бодибилдингу.

При разработке программы был учтён передовой опыт обучения и тренировки спортсменов-культуристов, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, спортивной медицине, гигиене и психологии.

Программа предназначена для тренеров-преподавателей руководителей спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва и является основным государственным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы, однако, данная программа не должна рассматриваться, как единственно возможный вариант планирования учебно-тренировочного процесса. Различные климатические условия и наличие материальной базы может служить основанием для корректировки рекомендуемой программы.

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КУЛЬТУРИСТОВ.

Комплектование учебных групп является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности тренера. Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям детей (начиная с 10 лет ), подростков , юношей , новичков и проявивших успехи в спорте и отвечающих требованиям по спортивной подготовке для поступления в спортивные секции.

Наполняемость учебных групп , возраст , учебная нагрузка,

классификационные требования, процент специальной

И общефизической нагрузки.

Спортивные группы Год обучения Требования по спортивной подготовке Требования по физ.подг., техн.подг.на конец года Возраст ОФП % СФП % Нагрузка в часах Недель- Годовая ная 46 нед  
НП-1 НП-П НП-Ш Б/ р П юнош. 1- юнош. Выполнение нормативов ОФП 10-11 11-12 12-13 6 276 9 414 9 414
УТ-1 УТ-П УТ-Ш УТ-1У Ш разряд П разряд 1 разряд 1 разряд Выполнение нормативов ОФП, СФП, ТТП 13-14 14-15 15-16 16 и ст. 12 552 12 552 18 828 18 828  


Преимущественная направленность программы по годам обучения определяется с учётом сенситивных периодов развития физических качеств спортсменов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания развитие тех качеств, которые в данном случае не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.

Для успешного осуществления многолетней тренировки юных спортсменов на каждом этапе необходимо учитывать следующие методические положения:

1. Многолетнюю подготовку спортсменов всех возрастов следует рассматривать как единый педагогический процесс, обеспечивающий преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей и девушек и взрослых спортсменов на всех этапах такой подготовки.

2. При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений ( таб. 1)

Таблица 1

ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ ЭТАПОВ ПОДГОТОВКИ И ЗОНА ПЕРВЫХ БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ КУЛЬТУРИСТОВ, ЛЕТ.

Этапы предварительной подготовки Этап начальной специализации Этап углубленной тренировки Этап спортивного совершенствова ния Зона первых больших успехов
        муж. жен.
13 - 15 15 -17 17и старше 19 - 21 21 - 30 20 -25

3. В процессе подготовки всех возрастных групп нагрузка должна быть направлена на уровень, характерный для следующего этапа.

4. Неуклонный рост объёма средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяются в сторону увеличения удельного веса средств специальной физической подготовки ( таб. 2)

Таблица 2

СООТНОШЕНИЕ ОБЪЁМА СРЕДСТВ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ КУЛЬТУРИСТОВ ( в %).

Вид подготовки Годы занятий
 
ОФП
СФП

5. Необходимо обеспечить преемственность и увеличение объёма и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок на протяжении многолетней подготовки.

6. Следует строго соблюдать принципы постепенности в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов. Специальная подготовленность спортсмена будет должным образом повышаться лишь в том случае, если нагрузки на всех этапах многолетней подготовки полностью соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям спортсменов.

7. Преимущественная направленность тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки должна определяться с учётом сенситивных (наиболее благоприятных периодов развития физических и психических качеств.

Основываясь на общих закономерностях построения учебно-тренировочного процесса, в программе для каждого этапа подготовки разработаны допустимые объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок, определены задачи и преимущественная направленность занятий с учётом возрастных особенностей и должного уровня специальной подготовленности, характерной для культуристов высокого класса.

Наши рекомендации