Анатомический минимум. Череп.1-лобная кость; 2-венечный шов; 3-теменная кость; 4-глазница; 5-чешуя височной кости;

Череп.1-лобная кость; 2-венечный шов; 3-теменная кость; 4-глазница; 5-чешуя височной кости; 6-скуловая кость; 7-верхняя челюсть; 8-грушевидное отверстие; 9-нижняя челюсть; 10-подбородочная бугристость; 11-зубы нижней челюсти; 12-межверхнечелюстной шов; 13-носовая кость; 14-скуловая дуга; 15-слезная кость; 16-большое крыло клиновидной кости; 17-надбровная дуга; 18-глабелла (надпереносье); 19-лобный бугор; 20-височная кость; 21-лобный отросток верхней челюсти; 22-альвеолярные возвышения верхней челюсти; 23-подбородочное отверстие; 24-бугристость нижней челюсти; 25-венечный отросток нижней челюсти; 26-шиловидный отросток; 27-суставной отросток нижней челюсти; 28-сосцевидный отросток височной кости; 29-наружный слуховой проход; 30-затылочная кость; 31-нижняя височная линия; 32-верхняя височная линия; 33-передний (лобный) родничок; 34-задний (затылочный) родничок; 35-сосцевидный родничек; 36-клиновидный (передне-латеральный) родничок.

Повелительное наклонение.

Уровень І.

Упражнение 1.Прочтите и переведите следующие предложения:

1.Bene lego. 2.Male scribis. 3.Cur male scribitis? 4.Nolite male scribere. 5.Valete. 6.Vale et me ama. 7.Vive valeque. 8.Bene audire debet. 9.Qui bene audit, bene discit. 10.Bene audite, quod dico. 11.Quod agitis, bene agite. 12.Dum docemus, discimus. 13.Nota bene. 14.Divide et impera. 15.Bene discere debes. 16.Non audio, quod dicis. 17.Hue noli venire. 18.Dum spiro, spero. 19.Audi et tace. 20.Libenter legimus et scribimus. 21.Videmus, audimus, olfaclmus, gustamus, tractamus. 22. Bene audi, quod dicunt. 23.Laboro. 24.Bene laboramus. 25.Semper bene labora. 26.Male laboras. 27.Noli male laborare.

Упражнение 2.Определите спряжение следующих глаголов, запишите повелительное наклонение:

sentire, errare, vincere, dolere, curare, dicere, venire, сиrаrе, legere, habere, nutrire.

Упражнение 3.Определите основу и спряжение глаголов, переведите.

Sumere, terere, filtrare, audire, dividere, auscultare, miscere, signare, repetere, adhibere, habere, vertere, formare, nocere, communicare, cingere, vocare, solvere, occupare, finire, distinguere, nutrire, tegere.

Упражнение 4.Образуйте повелительное наклонение (Imperativus positivus et negativus) sing. plur., переведите.

Dividere, nutrire, dare, repetere, vertere, miscere, recipere, signare, sterilisare, formare, palpare, auscultare, solvere, munire.

Уровень ІІ.

Упражнение 5.Переведите.

1. Misce. Da. Signa. Miscete. Date. Signate. 2. Ausculta aegrotas et praescribe medicamenta. 3. Attente palpate aegrotos. 4. Bene stude et labora. 5. Da tincturam in lagoena. 6. Da mixturam in vitro fusco. 7. Infunde solutio in vitrum fuscum. 8. Vale. Valele. 9. Salve. Salvete. 10. Divide massam pilularum. 11. Forma pilulas. 12. Solve tabulettas. 13. Tene tabulettam sub lingua. 14. Sterilisate. 15. Repetite. 16. Audite magistram. 17. Noli nocere. 18. Noli me tangere. 19. Recipe guttam unam (1). 20. Adde. 21. Contunde. 22. Discite linguam Latinam. 23. Audite attente. 24. Cito praepara mixturam. 25. Ausculta disce.

Уровень ІІІ.

Упражнение 6.Переведите.

1. Возьми. 2. Повтори. 3. Внимательно слушайте. 4. Раствори таб­летку в воде. 5. Сформируй пилюли из пилюльной массы. 6. Будьте здоровы. 7. Внимательно аускультируйте, пальпируйте и перкутируйте. 8. Смешайте настойку валерьяны с настойкой ландыша. 9. Старательно учитесь. 10. Переверни. 11. Хорошо работайте. 12. Изучайте латинский язык. 13. Профильтруй. 14. Прими капли настойки мяты. 15. Не навреди.

Изъявительное наклонение.

Уровень І.

Упражнение 7.Прочтите и переведите предложения:

1.Sunt morbi contagiosi et non contagiosi. 2.In periculis amici veri sunt praesidium firmum. 3.Caelum serenum oculis nostris gratum est. 4.In cavo nasi choanae sunt. 5.Memoria bona est bonum magnum. 6.Musculus gluteus medius. 7.Templa deorum et dearum apud Graecos et Romanos magnifica sunt. 8.Terra incognita. 9.Terra variarum herbarum plena est.

Упражнение 8.Образуйте инфинитив, определите спряжение.

Solvo, dignosco, valeo, palpo, verto, recipio, misceo, finio, formo, nomino, sano, monstro, habeo, conjungo, sumo, tego, ргаераrо, do, disco, divido, dormio, doceo, dignosco.

Упражнение 9.Определите лицо и число глаголов.

Audimus, sentit, debet, curat, nominant, misces, repetitis, format, sterilisamus, vides, tegunt, curatis, nutriunt, sumit, distinguimus, student, sejungit, cura, praeparat, valete, dormiunt, student, infunde, signo, signa, miscete, vivit, repete, tere, terit, verte, videmus, solvunt, da, date, formantur, nominant, praescribe, student, teguntur, solvitur.

Уровень ІІ.

Упражнение 10.Определите основы глаголов, их спряжение и проспрягайте их.

Videre, dividere, dare, finire, miscere, signare, servare, repetere, recipere, tegere, nutrire, sumere, agitare, vertere, sterilisare, infundere, formare, addere, auscultare, diluere, nutrire, habere, dignosсerе.

Упражнение 11.Переведите предложения, обратите внимание на употребление глаголов в активном и пассивном залоге.

І. ausculta feminam – femina auscultatur, massam pilularum praeparat – massa pipularum praeparatur, herbas macerat – herbae macerantur, sume guttas – guttae sumuntur, fracturas curant – fracturae curantur, repete mixturam bis – mixtura bis repetitur.

ІІ. 1. Cellulae telam formant. – Tela cellulis formatur. 2. Costas veras et costas spurias distinguimus. – Costae verae et costae spuriae distinguuntur. 3. Diaeta aegrotas sanat. – Aegrotae diaeta sanantur. 4. Pharmacopola Camphoram tritam cum tinctura Valerianae miscet. – Camphora trita cum tinctura Valerianae a pharmacopola miscetur. 5. Pharmaceuta aquam destillat. – Aqua a pharmaceuta destillatur. 6. Puella mixturam sumit. – Mixtura a puella suimtur. 7. Feminae plantas medicatas pro officinis colligunt. – Plantae medicatae a feminis pro officinis colliguntur. 8. Studiosae linguam Latinam student. – Lingua Latina a studiosis studetur. 9. Collega herbas macerat. – Herbae a collega macerantur.

Упражнение 12.Переведите глаголы, образуйте третье лицо единственного и множественного числа активного и пассивного залогов.

Лечить, называть, применять, изучать, покрывать, принимать, брать, заканчивать, слушать, иметь, выдавать, знать, видеть, оздоровлять, формировать.

Уровень ІІІ.

Упражнение 13.Прочитайте, переведите предложения на русский язык.

I. 1. Lamina externa est stratum externum substantiae osseae compactae. 2. Medulla ossea flava e tela adiposa constat. 3. Scapula collum scapulae, spinam scapulae, incisuram scapulae, fossam supraspinatam et infraspinatam habet. 4. Vertebrae, costae, scapulae, tibia, fibula atque maxilla et mandibula ossa sunt. 5. Tela nervosa ex cellulis nervosis constat. 6. Scimus incisuras varias: incisuram scapulae, incisuram mandibulae, incisuram tympanicam, incisuram pterygoideam, incisuram cardiacam et ceteras. 7. Mandibula lingulam mandibulae habet. 8. Diploe est substantia spongiosa, quae inter laminam externam et laminam internam iacet. 9. Substantia ossea in substantiam compactam et substantiam spongiosam dividitur. 10. Vertebrae thoracicae cum costis coniunguntur. 11. Professor medicinae studiosis vertebras et costas demonstrat. 12. Collegae medicinae stu­dent. 13. Chirurgi fracturas vertebrarum in clinicis curant.

II. 1. Puella bene se habet et bene dormit. 2. Aegrotis tabulettas, tincturas, mixturas guttasque praescribimus. 3. Capsulae amylaceae aliter oblatae nominantur. 4. Aegrota guttas tincturae Valerianae ante coenam sumit.

ІІІ. 1. Ausculta collegam. 2. Ausculta disce. 3. Bene stude. 4. Noli nocere. 5. Misce. Da. Signa. 6. Tere tabulettam et solve in aqua. 7. Forma pilulas e massa pilularum. 8. Sume tabulettam sub linguam et tene sub lingua. 9. Praepara tincturam ex herbis et da aegroto. 10. Filtra tincturam per chartam. 11. Da mixturam cum Valeriana. 12. Colate mixturas per telam. 13. Date mixturas cum Convallaria.

IV. De vertebris.

Vertebra Graece "spondylos" nominatur. Magistra de vertebris dicit. Magistra vertebras demonstrat, nos vertebras definimus. Sunt vertebrae coccygeae, thoracicae, lumbales, sacrales. Vertebram primam statim cognoscimus. Vertebra prima atlas vocatur. Vertebrae columnam vertebrarum formant. Fracturas vertebrarum in clinicis diu curant.

Упражнение 14.Переведите на латинский язык.

І. 1. Костное вещество делится на губчатое и плотное. 2. Перелом ребер лечат в клинике. 3. Грудные позвонки соединяются с ребрами. 4. Нервная ткань состоит из нервных клеток. 5. Фасции делятся на собственно фасции и подкожные фасции. 6. Признаки анемии хорошо диагностируются. 7. Язык покрыт слизистой оболочкой. 8. Врач выслушивает, пальпирует и перкутирует больную. 9. Лопатка имеет надостную и подостную ямки. 10. Губчатое вещество костей називается диплоэ.

ІІ. 1. Лечи перелом ребра. 2. Повтори. 3. Смешай. Выдай. Обозначь. 4. Переверни. 5. Разотри таблетки. 6. Приготовь, процеди и выдай. 7. Приготовь и раздели пилюльную массу. 8. Дистилируй воду. 9. Смешай настойки валерианы и ландыша. 10. Выдай в таблетках. 11. Профильтруй настойку через марлю.

ІІІ. 1. Правый и левый глаз. 2. Венозный угол. 3. Волокнистое (фиброзное) кольцо. 4. Сонный бугорок. 5. Косая подколенная связка. 6. Срединная борозда. 7. Наружная крыловидная мышца. 8. Есть мышцы длинные, короткие, широкие, наружные, внутренние, глубокие. 9. Рак – тяжелая и опасная болезнь. 10. У больного перелом плечевой кости и повреждены пальцы левой руки.

Наши рекомендации