История сестринского дела
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК зам. директора по УР
__________________ Корнева Н. М.
протокол № _______ ________________
Вишневская Л.П.___ «___»____________
«___»_____________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ)
Специальность 060501 Сестринское дело
Акушерское дело
ПМ № 4 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская
Сестра по уходу за больными»
МДК 04. Теория и практика сестринского дела
Раздел 1. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
Тема 1.1; 1.2: История сестринского дела. Философия сестринского дела.
Составила преподаватель:
Толстихина
Екатерина
Владимировна
г. Красноярск 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Тема 2 стр.
2.Продолжительность занятия 2 стр.
3.Место проведения занятия 2 стр.
4.Цели занятия 2 стр.
5.Методы обучения 2 стр.
6.Форма организации учебного процесса 2 стр.
7.Межпредметные связи 3 стр.
8.Внутрипредметные связи 3 стр.
9.Оснащение занятия 3 стр.
10.Литература для преподавателя 3 стр.
11.Литература для студентов 3 стр.
12.Программа занятия 4 стр.
13.Описание хода занятия 4 стр.
14.План лекции. 5 стр.
15.Конспект лекции. 6 стр.
ТЕМА: История сестринского дела. Философия сестринского дела.
Продолжительность занятия – 90 минут.
Место проведения занятия: лекционный кабинет.
Формируемые компетенции:
Общие:
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 7 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
Профессиональные:
ПК 4.1. | Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности |
ПК 4.2. | Соблюдать принципы профессиональной этики |
ПК 4.4. | Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода |
С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен:
Знать: | Уметь: |
1. О зарождении сестринского дела в России, общинах сестер милосердия, о основоположниках сестринского дела в России; | 1. Обосновать необходимость философского осмысления сестринской практики для дальнейшего прогресса в сестринском деле. |
2. Историю создания Международного и Российского комитета Красного Креста; | |
3. О деятельности сестер милосердия на войне; | |
4.О современной системе подготовки сестринского персонала в России; | |
5. О периодических изданиях для сестринского персонала в РФ | |
6. Об истории создания и задачах Ассоциации медицинских сестер, Лиги акушерок России; | |
7. Основные понятия философии сестринского дела: человек, здоровье, сестринское дело, окружающая среда; | |
8. Содержание философии сестринского дела; | |
9. Принципы и этические элементы философии сестринского дела; | |
10.Основные положения этического Кодекса специалиста среднего звена. |
Развивающая цель: развить познавательную деятельность и интерес к будущей профессии.
Воспитательная цель: вызвать интерес, уважение к будущей профессии, воспитать чувство ответственности, гуманность, бескорыстность, деликатность, умения мыслить, анализировать.
Методическая цель: организовать лекцию с элементами беседы и мультимедийного сопровождения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративная.
Форма организации учебного процесса: лекция.
Межпредметные связи :
№ | циклов, дисциплин, ПМ, МДК, практик |
ОГСЭ. 02 История | |
ОГСЭ. 01 Основы философии | |
ОПД. 09 Психология | |
ОПД.13 Биоэтика | |
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. МДК.02.01-МДК.02.17 |
Внутрипредметные связи
№ | Наименование раздела, МДК | Тема |
Раздел 1. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела. | Общение в сестринском деле | |
Обучение в сестринском деле |
Оснащение занятия: методическая разработка лекции для преподавателя; этический кодекс медсестры; программный документ «Философия сестринского дела России» (Голицыно, 1993г).
Список литературы (основная и дополнительная):
1.С.А. Мухина, И.И Тарновская Теоретические основы сестринского дела2010г, стр.29-45, 13-26.
2.И.В. Островская, И.В. Широкова, «Основы сестринского дела», Москва, 2008 г. Стр. 10 – 62, 67-97.
3.В.В. Скворцов «Основы сестринского дела», Ростов на Дону, 2008 г. Стр.15 -67
4.Журнал «Медицинская сестра», 2003 г, №2 «Памяти Юлии Вревской».
5.Медицинская помощь, 2003 г, №2, «Леди с лампой».
6.Ф. Найтингейл «Записки об уходе», приложение к журналу Медицинская сестра 2002 г.
7. А.Я. Иванушкин, А.К. Хатагурова. История и этика сестринского дела. Уч. Пос. – м, ГОУ ВУНЦМ МЗ РФ, 2003г.,320стр.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ
Организация группы | - 3 мин. | |
Мотивация учебной деятельности | - 2 мин. | |
Формирование новых знаний | - 80 мин. | |
Обобщение и систематизация изученного материала | - 2 мин. | |
Подведение итога занятия. Задание на дом | - 3 мин. |
Описание хода занятия
Название этапа | Описание этапа | Цель | |
Организация группы | Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия. | Подготовка студентов к работе | |
Мотивация учебной деятельности | Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника. | Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы | |
Формирование новых знаний | Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют. | Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать | |
Валеологическая пауза | Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью | Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя | |
Обобщение и систематизация изученного материала | Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции | Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию | |
Подведение итога занятия. Задание на дом | Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов. Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу | Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию. |
План лекции:
1. История сестринского дела.
2.Философия сестринского дела.
История сестринского дела.
О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Сестринское дело считалось женской профессией, и самой из всех сестринских специальностей, и самой древней являлась акушерская (в Древней Греции, по определению Гиппократа, акушерки могли быть только рожавшие женщины с большим жизненным опытом; они определяли срок беременности, наступление родов, занимались лечением женских болезней). В Древнем Риме акушерки, помимо оказания помощи в родах, ухаживали за роженицами и младенцами.
Ученики Иисуса Христа - исцеляли больных.
Диаконы (мужчины) и диаконисы (женщины)- добровольно, бескорыстно ухаживали за больными и раненными неимущими. При церквях и монастырях возникали богадельни (диаконии), предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных.
В 4 веке н.э. со времен римского императора Константина Великого, поддерживающего христианскую религию, учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.
В средние века в католических странах христианская благотворительность выражалась в создании рыцарских орденов, целью которых был уход за больными. Так функцией ордена Святого Лазаря в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих.
Община «иоанниток» в Париже в 1348 г. оказывала помощь-самопожертвование во время эпидемии чумы. По уходу за больными много сделали сестры другого ордена - «госпитальерки» во Франции.
В 1617 г. во Франции священник Винсент де ( Викентий) Поль организовал первую общину сестер милосердия.
В 1808 г. община сестер милосердия создана в Германии, в 1821 г. – в Италии( их основной задачей был уход за заразными больными), в 1834 г.- в Австрии, в 1837 г. – в Чехии, В 1841 г. – общины диаконис в США, В 1844 – в России.
Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре-1. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы-сидельницы'. В тоже время до конца века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах видимо не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба "сердобольных вдов". В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения неимущих.
В 1814г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в Мариинскую больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - «Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОЛЮБИЕ"
В 1819г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок (1918) (которые обучались в больницах санитарно-гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах). С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Христофора фон Оппеля (главный врач Мариинской больницы в Москве). Это было первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г. и называлось: «Руководства и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятившим»(в пособии описаны принципы отбора ухаживающего персонала, требования к качествам, особенности ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, ранеными, младенцами, умирающими; гигиенические условия содержания больных, методики выполнения манипуляций, правила приема лекарственных препаратов).
В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской в Петербурге была создана первая в России община сестер милосердия - Свято-Троицкая.
В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.
Для участия Крымской войне (1853-1856гг.) была создана в 1854 г. в Петербурге Крестовоздвиженская община сестер милосердия (учредила великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая-1)), специально предназначенная для работы в действующей армии. Также она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Он же составил устав общины. Сестры приобрели специальности: сестёр хирургических (перевязочных), аптекарей и хозяек.
Среди отрядов особое место занимает Екатерина Михайловна Бакунина. После крымской войны Е.М.Бакунина по рекомендации Пирогова руководила Крестовоздвиженской общиной. У неё появилось твёрдое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит сестра, а важны её общественные взгляды и моральные принципы. Однако с этим не согласилась княгиня Елена Павловна и летом 1860г. Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была сестрой Настоятельницей.
Простившись с общиной Бакунина у себя в имении в Тверской губернии организовала на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян.
Также история сохранила имена Дарьи Лаврентьевны Михайловой (настоящее имя Даши Севастопольской), которая еще до появления сестер милосердия и «сердобольных вдов» стала первой оказывающей помощь раненым на поле боя, за что Николай 1 пожаловал ей золотую медаль «За усердие».
В 1867 г. в Петербурге было учреждено Российское общество Красного Креста<РОКК>. В его компетенцию вошли организация подготовки сестер милосердия и контроль за учреждением и деятельностью общин милосердия.
По другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела. Она внесла огромный вклад в развитие сестринского дела и вклад в обретение женщинами равноправия внесла Флоренс Найтингейл. Она впервые обратила внимание на значимость и особенности сестринского дела, которые определяют ее специфику и выделение в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Ф. Найтингейл дала первое определение специальности «Сестринское дело» в «Записках об уходе» (1859) - это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «Создать для пациента наилучшие условия (чистоту, свежий воздух, правильное питание) для активации его собственных сил».
Ф. Найтингейл считала сестринское дело искусством, требующее «организации, практической и научной подготовки», и что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний. По ее инициативе в Лондоне в 1860 г. была открыта первая в мире светская школа для подготовки медсестер.
Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждаю сестёр, проявивших героизм в военных действиях. В годы великой Отечественной воины 1941-1945гг. 46 сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. В конце 60-х годов объявились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.
Одно из определений сестринского дела, данное в 1961 г. и актуальное до сих пор, принадлежит американской медицинской сестре Вирджинии Хендерсон.
Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности возникли у швейцарца Анри Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр в период Крымской войны.
В 1862 г. он издаёт "Воспоминания о Сольферино" и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименнованный в 1876вМеждународный комитет Красного Креста. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867г.,и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время.
В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге Институт братьев милосердия, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года (существовал до 1917 г.).
-община сестер милосердия Красного Креста-
26 августа 1917 г. в Москве состоялся 1 Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено общество сестер милосердия.
В 1920 г. в России появляются первые государственные медицинские школы.
В 1929 г. был решен вопрос об усовершенствовании среднего медперсонала, периодичность которого (не реже одного раза в 5 лет) сохраняется до сих пор.
В 1936 г. введена единая система подготовки среднего медицинского персонала.
В Великую Отечественную войну впервые в мире в Советской армии на линию огня была введена женщина-санинструктор.
В 1953 годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.
В 1963 г. окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами. (Красноярский медицинский техникум был основан 5 мая 1962 года в соответствии с решением Красноярского краевого совета депутатов трудящихся от 17.01.1962 за № 5 «»Открытие медицинского училища на 120 человек при ГБ № 20». С 1987 г .- акушерское на 60 человек.
В 1993 году-конференция по сестринскому делу в рамках международного проекта «Новые сестра для новой России» в Голицыно.
В 1993 была создана и принята философия сестринского дела.
К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, высшее сестринское образование).
В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.
В 1995г. впервые в России Г.М.Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования (ВСО) в Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России". Так же в 1995 году состоялся первый выпуск специалистов с высшем сестринским образованием.
В настоящее время в РФ выходят периодические сестринские издания, основными из них являются: НПЖ «Медицинская помощь» с 1993 г., с 1995г.- «Сестринское дело», с 1999 г.- «Медицинская сестра», с 2001г.- «Сестра милосердия».
Первый профессиональный сестринский журнал "American Journal of Nursing" (1900, основан медсестрой Sophia Palmer).
Отечественные периодические издания по сестринскому делу: журналы "Фельдшерский вестник" (1906-1918), "Фельдшер и акушерка" (с 1936 г.), "Медицинская сестра" (с 1942 г.).