Семинарское занятие по освоению методов получения и анализа информации в области структурного качества медицинской помощи
Рекомендуемая литература:
1. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов). – СПб, 2000. – с. 459-466.
Самостоятельная работа студентов (выполнение предложенного задания) – 2 часа.
Задание 1. На основании годового статистического отчета «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения» (ф.47) рассчитать показатели укомплектованности штатов медицинского персонала по типам учреждений здравоохранения, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Задание 2. На основании статистического отчета «Сведения о деятельности ЛПУ за год» (ф.30) рассчитать показатели укомплектованности штатов врачей и среднего медицинского персонала физическими лицами и коэффициенты совместительства (в т.ч. штаты отделений (кабинетов) платных услуг) и дать их оценку.
Задание 3. На основании годового статистического отчета «Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах» (ф.17) рассчитать показатели, характеризующие уровень квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала.
Тема 2. Оптимальность медицинской помощи (качество технологии)
Технологический процесс оказания медицинской помощи. Определение качества технологии. Уровни оценки качества технологии. Основные понятия. Методы изучения и оценки качества технологии. Экспертные оценки. Понятие врачебной ошибки, классификация врачебных ошибок по рангам тяжести. Надлежащее и ненадлежащее качество оказания медицинской помощи. Стандарты как средство оценки качества технологии. Понятие медицинского стандарта. Стандарты оказания медицинской помощи и их классификация. Достоинства и недостатки медицинских стандартов. Основные принципы стандартизации в здравоохранении, стандартизация медицинских услуг. Медико-экономические стандарты, используемые в системе здравоохранения Санкт-Петербурга. Оценка потребности населения в медицинской помощи и пути ее изучения (экспертный анализ, социологический опрос, официальная статистическая отчетность, данные обращаемости за медицинской помощью).
Классическая лекция: 2 часа
Семинарское занятие, посвященное анализу и оценке существующих клинико-экономических стандартов оказания медицинской помощи
Методическое обеспечение:
1. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 25.01.06 г. № 24-р «Об утверждении клинико-экономических стандартов стационарной медицинской помощи».
2. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 27.08.09 г. № 525-р «О введении предварительных медико-экономических стандартов».
3. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 29.04.10г. №228-р «О введении предварительных медико-экономических стандартов».
4. Приказ МЗСР РФ от 27.12.11 г. № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
5. Проект приказа МЗСР РФ от 14.12.11 г. «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий».
6. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 30 января 2009 г. N 40-р "Об утверждении методических рекомендаций "Технология разработки медико-экономических стандартов Санкт-Петербурга"
7. Письмо ФФОМС от 15.03.12 г. №1257/30-4/и «О реализации Приказа ФОМС от 01.12.10 г. № 230».
Самостоятельная работа студентов (выполнение предложенного задания) – 2 часа.
Задача 1. Проанализируйте данные обращение пациента на качество медицинской помощи и представьте свой алгоритм действий. Какие основные моменты Вы отразите в экспертном заключении, какие штрафные санкции будут Вами наложены?
Задача 2. Составьте карту экспертной оценки качества медицинской помощи и карту социологического опроса для изучения потребности пациентов в различных видах медицинской помощи.
Тема 3. Качество результата медицинской помощи.
Определение результирующего качества медицинской помощи. Уровни оценки качества результата. Основные показатели качества результата медицинской помощи. Показатели летальности, послеоперационной летальности, частоты послеоперационных осложнений, процента расхождения клинического и патологоанатомического диагноза и их оценка. Показатели здоровья населения (заболеваемости, смертности, младенческой смертности, рождаемости) и их оценка. Понятие медицинской, социальной и экономической эффективности.
Семинарское занятие по освоению методики расчета основных статистических показателей результирующего качества медицинской помощи (на основе предложенного задания) и их анализа
Задача 1. На основании представленных данных рассчитайте показатели здоровья населения (заболеваемость, смертность, рождаемость, младенческая смертность) и дайте их оценку.
Рекомендуемая литература :
1. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов). – СПб, 2000. – с.12-164.
2. Вишняков Н.И., Миняев В.А. и др. Организация работы и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов и клинических ординаторов. Часть 1. – СПб, 2005. – 43с.