Введение. Определение инфекционного процесса
Оренбургский медицинский колледж
Оренбургского института путей сообщения - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
"Самарский государственный университет путей сообщения"
ПМ.04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК 04.02, МДК 07.02, Безопасная больничная среда
По специальности 34.02.01 Сестринское дело базовый уровень
По специальности 31.02.01 Лечебное дело углубленная подготовка
Тема «Сущность инфекционного процесса»
Лекция №18.
Подготовил преподавательМарычева Н.А..
Согласовано
на заседании ЦМК
Протокол №_____
от «___»_______2015г.
Председатель ЦМК
Осмирко Е.К.
Оренбург 2015 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Теоретического занятия
Специальность 34.02.01 Сестринское дело базовый уровень, 31.02.01 Лечебное дело углубленная подготовка
ПМ.04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК. 04.02., МДК.07.02. Безопасная больничная среда
Тема «Сущность инфекционного процесса»
Тип занятия Урок изучения новых знаний
Форма проведения Теоретическое занятие, лекция №18
Учебная
Изучение особенностей протекания инфекционного процесса. Закрепление знаний о звеньях эпидемиологического процесса и свойствах возбудителей инфекционных заболеваний. Ознакомить студентов с периодами инфекционного процесса, закономерности его развития, формами инфекции. Знать требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала. Содействовать развитию у обучаемых умений использовать нормативную документацию в своей практической деятельности.
Добиться прочного усвоения системы знаний в области организации безопасной среды.
Развивающая.
Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета.
Формирование навыков самообразования, самореализации личности и развития речи, мышления, памяти.
Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
Содействовать развитию у обучающихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. Способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная.
Формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека. Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга. Показать важность, значение цикла тем по основам инфекционной безопасности.
Студент должен иметь представление:
- о сущности инфекционного процесса;
Студент должен знать:
- определение инфекционного процесса;
- периоды инфекционного процесса, их характеристику, длительность;
- закономерности развития инфекционного процесса;
- формы инфекции;
- требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.
Межпредметные связи
Анатомия, физиология, история, история медицины, клинические дисциплины, решение проблем пациента посредством сестринского ухода, теория и практика сестринского дела, основы биоэтики, русский язык, медицинское право, латинский язык, микробиология.
Самостоятельная работа:работа с лекционным материалом, учебниками.
ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
(структура занятия)
1. Организационная часть(проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.)
Введение
- начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);
- актуализация опорных знаний.
Основная часть (изложение нового материала)
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Введение. Определение инфекционного процесса.
2. Периоды инфекционного процесса, их характеристику, длительность.
3. Формы инфекционного процесса.
4. Закономерности развития инфекционного процесса.
5. Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.
6. Заключение.
МДК 04.02., 07.02. Безопасная больничная среда
Занятие №18. Лекция
Тема «Сущность инфекционного процесса.»
Введение. Определение инфекционного процесса.
Возбудители инфекционных болезней проникают в организм через входные ворота:
· при воздушно-капельных инфекциях (корь, коклюш, скарлатина, ОРВИ) — через слизистые оболочки верхних дыхательных путей,
· при острых кишечных (сальмонеллезы, шигеллезы, холера, брюшной тиф) - через эпителий желудочно-кишечного тракта.
Некоторые микроорганизмы проникают как через кожу, так и через слизистые оболочки дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта (дифтерийные палочки, стафилококки, стрептококки). От пути проникновения возбудителя в организм человека во многом зависит клиническая картина заболевания.
В частности, стрептококки группы А, проникающие через слизистую оболочку небных миндалин, вызывают ангину или типичную скарлатину, через кожу — рожистое воспаление, стрептодермию;
стафилококки, проникая через слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вызывают гастрит, гастроэнтерит, энтерит, энтероколит, через кожу — стафилодермию.
В ответ на внедрение патогенного микроорганизма в макроорганизме происходит формирование защитно-компенсаторных реакций, направленных на элиминацию (досл.: изгнание за порог) возбудителя. При неэффективности факторов специфической и неспецифической защиты развивается инфекционный процесс.
В патогенезе бактериальных инфекционных заболеваний условно выделяют три синдрома — микробный (септический), токсический и аллергический (А. А. Колтыпин).
Микробный проявляется изменениями в месте входных ворот, бактериемией, гнойными очагами.
Токсический развивается вследствие поступления в кровь токсинов и проявляется симптомами интоксикации, вплоть до развития инфекционно-токсического шока.
Аллергический обусловлен развитием повышенной чувствительности к патогенным микроорганизмам, а также продуктам тканевого распада. Клинически он проявляется, в частности, инфекционно-аллергическими осложнениями.
При вирусных инфекциях в развитии патологического процесса также можно выделить три синдрома, однако они имеют некоторые особенности, обусловленные внутриклеточным паразитированием возбудителей с развитием преимущественно дегенеративных изменений. Вирусным инфекциям, как и микробным, присущи токсические и аллергические поражения, а также генерализация процесса.
Инфекционный процесс – сложный процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных условиях внешней и внутренней среды, включающей в себя развивающиеся защитно-приспособительные и компенсаторные реакции.
Инфекционный процесс составляет сущность инфекционной болезни – крайней степени развития инфекционного процесса. Однако когда нарушаются основные механизмы биологической защиты человека, возбудитель получает лучшую возможность вызвать инфекционное заболевание.