VII. Врачебно-педагогические наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом
82. Врачебно-педагогические наблюдения (далее - ВПН) за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, заключаются в осуществлении совместного контроля врачом и тренером за ходом тренировочного процесса спортсмена или занятий физкультурника.
83. В процессе ВПН врач определяет функциональные особенности организма физкультурника или спортсмена, особенности реакций в различные периоды тренировки, перед, во время и после соревновании, в период восстановления.
84. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся:
в процессе тренировки спортсменов для определения уровня готовности и оценки эффективности принятой методики тренировки;
при организации занятий с детьми и подростками в целях определения правильной системы занятий;
при необходимости решения вопроса о возможности ранней спортивной специализации;
85. На основании данных ВПН врач должен оценить степень соответствия процесса занятий уровню состояния здоровья физкультурника или спортсмена, его физическому развитию и тренированности и дать рекомендации по режиму и методике тренировки.
86. Целью проведения ВПН является определение уровня адаптации спортсмена (физкультурника) к физическим нагрузкам в условиях спортивной тренировки и разработка индивидуализированных планов по восстановлению или повышению работоспособности на основе текущих наблюдений.
87. Задачи ВПН:
санитарно-гигиеническая оценка мест проведения занятий спортом и физкультурой в соответствии с требованиями: температура, влажность, освещенность, размеры помещения, оснащенность оборудованием и т.д.;
выявление соответствия занятия принятым гигиеническим и физиологическим нормам;
исследование влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на организм физкультурника или спортсмена;
оценка организации и методики проведения тренировок;
определение функционального состояния и тренированности спортсмена; предупреждение спортивного травматизма;
разработка рекомендаций относительно текущего и перспективного планирования тренировок;
санитарно-просветительная работа (разъяснение правильного режима, рационального использования факторов закаливания, значения самоконтроля спортсмена, правильного питания и т.д.).
88. ВПН проводятся на занятиях физической культурой в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях не менее 2 раз в год, тренировках в детско-юношеских спортивных школах, на тренировочных сборах согласно плану, составленному спортивным врачом и тренером.
89. Врачебно-педагогические наблюдения осуществляют врачи, имеющие соответствующую подготовку и сертификаты по специальности «ЛФК и спортивная медицина», медицинские сестры, работающие в отделениях спортивной медицины ВФД (центров лечебной физкультуры и спортивной медицины) по плану, согласованному с врачом. Анализ результатов ВПН, проведенного средним медицинским персоналом, осуществляется врачами отделении спортивной медицины муниципальных и областных ВФД.
90. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся в несколько этапов: 1 этап. Определение условий в местах проведения занятий (температура,
влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений), оценка правильности комплектования групп занимающихся (возраст, пол, здоровье, уровень подготовленности);
2 этап. Изучение плана проведения занятия, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, характера вводной и заключительной частей, проведение хронометража работы обследуемых;
3 этап. Изучение исходного состояния, реакции на нагрузку и течение процессов восстановления обследуемого физкультурника или спортсмена;
4 этап. Составление «физиологической» кривой тренировочного занятия, отражающей различную степень воздействия на организм, и схемы построения занятий;
5 этап. Обсуждение полученных данных врачебно-педагогических наблюдений с тренером (преподавателем) для внесения необходимых корректив в план тренировок (занятий). Определение сроков повторных и дополнительных обследований (при наличии отклонений в состоянии здоровья).
91. На основании проведенного исследования составляются врачебные рекомендации по режиму тренировки (занятия).
92. Врачебное заключение обсуждается с тренерами (преподавателями), а также с самим спортсменом (физкультурником). Врач своевременно информирует тренера (преподавателя) обо всех изменениях, произошедших в состоянии спортсмена (физкультурника).
93. На основании результатов тренер с врачом планирует тренировочный процесс, участвует в составлении перспективных и текущих планов тренировки (занятия), обращая внимание на обеспечение индивидуального подхода. По
результатам текущих наблюдений вносятся соответствующие коррективы в планы тренировочного процесса.