Оценка достоверности относительных и средних величин.
Вариационный ряд и средние величины.
Оценка достоверности относительных и средних величин
Методическая разработка для студентов
Курс – 4, 7 семестр
Бакалавриат по специальности «Сестринское дело»
Пермь, 2016
Тема: Вариационный ряд и средние величины.
Оценка достоверности относительных и средних величин.
2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности: менеджеру в области сестринского дела необходимо знать и владеть методикой расчета относительных и средних величин для изучения показателей общественного здоровья (заболеваемость и травматизм, инвалидность, естественное движение населения, физическое развитие), изучения различных проблем в медицинских организациях, в деятельности сестринского персонала, для выявления общих закономерностей различных явлений, так как эти свойства не могут быть обнаружены при анализе единичных явлений.
3. Цель практического занятия: освоить методику вычисления средних величин.
Студент должен знать: порядок построения вариационного ряда, необходимость оценки достоверности результатов исследования.
Студент должен уметь: вычислять средние величины, среднее квадратическое отклонение, ошибку средней и относительной величины, оценивать достоверность разности статистических показателей.
Студент должен владеть:методикой статистического анализа с помощью средних величин и оценки достоверности показателей.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
· способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
· способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
· способностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-3);
· способностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-4);
· способностью к использованию основных математических понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-6);
· готовностью к применению специализированного оборудования, предусмотренного для осуществления профессиональной деятельности (ОПК-8).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
организационно-управленческая деятельность:
· готовностью к организации деятельности сестринского персонала, разработке управленческих решений по повышению эффективности деятельности сестринской службы медицинской организации или ее структурного подразделения (ПК-14);
· способностью и готовностью к организации мероприятий по оценке деятельности сестринского персонала и его профессиональному развитию (ПК-15);
· готовностью к участию в сборе и обработке медико-статистических данных (ПК-16);
исследовательская деятельность:
· способностью к анализу работы, оценке потенциальных возможностей развития и определению потребности в изменениях сестринской службы медицинской организации или ее структурного подразделения, готовностью к составлению программ нововведений и разработке плана мероприятий по их реализации (ПК-21);
· готовностью к оперативному поиску, анализу и публичному представлению результатов исследований в области сестринского дела и общественного здоровья (ПК-22);
· способностью к проведению исследовательской работы в области своей профессиональной деятельности (ПК-23).
4.Самоподготовка:
- цель самоподготовки: студент должен знать содержание учебника и методической разработки кафедры по теме; уметь отвечать на контрольные вопросы; владеть навыками работы на компьютере для подготовки к изучению данной темы;
· работа с методической разработкой кафедры по теме занятия;
· базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах: математические методы анализа явлений;
· вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
1. Что представляет собой вариационный ряд, какие виды вариационных рядов выделяют в статистике, каковы элементы вариационного ряда.
2. Что такое средние величины, возможности их использования в медицине и практической деятельности врача.
3. Виды средних величин: мода, медиана, средняя арифметическая.
4. Методика вычисления средней арифметической и параметров, характеризующих среднюю.
5. Какие математические законы позволяют теоретически обосновать достоверность статистических данных.
6. Как определить среднюю ошибку средней величины.
7. Как определить среднюю ошибку относительной величины.
8. Что понимается под доверительной границей производных величин.
9. Оценка достоверности различий средних и относительных величин при помощи доверительного коэффициента t.
· обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов:
Задача-эталон
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ К ЗАДАЧАМ:
1. Вычислить среднюю арифметическую величину (М) и критерии разнообразия вариационного ряда (s).
2.Оценить полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
3.Сравнить полученные данные с результатами других исследований.
Условие задачи: В районе А. проведено измерение роста 67 девушек 17-летнего возраста (данные представлены ниже). Средний рост девушек 17-летнего возраста района В. М2= 165,4 см, s = ±10,2 см.