Методика оценки достоверности относительных величин

Оценка достоверности относительных величин проходит также в два этапа:

1.Определение средней ошибки для показателя / mp / по формуле:

Методика оценки достоверности относительных величин - student2.ru

где Р - показатель,

q - обратная величина показателю, если показатель выражен в процентах = 100 - Р; если в промиллях, то 1000 - Р и т.д. n - число наблюдений.

2. Определение доверительных границ для показателей
Р ген. = Рвыб. ± tmp

Р max. = Р выб. + tmp

Р min. = Р выб. – tmp

Вероятность безошибочного прогноза /95%/ будет при t = 2.

Пример: Изучались 1500 случаев брюшного тифа. Нашли, что кишечное кровотечение наблюдалось в 300 случаях. Определить процент кишечного кровотечения у больных (Р) и в каких пределах возможна вероятная ошибка? / при t = 2/

300 x 100%
Р =----------------- = 20%

Методика оценки достоверности относительных величин - student2.ru

Рген. = 20,0 ± 2 х 1,03

Рmах. = 20,0 + 2,06 =22,06%

Pmin.= 20,0 - 2,06=17,94%

Вывод: установлено с 95% вероятностью прогноза, что кишечные кровотечения у больных брюшным тифом в генеральной совокупности наблюдаются не чаще, чем в 22,06% и не реже, чем в 17,94% случаев.

Методика оценки достоверности разности результатов

Исследования

Оценить достоверность разности результатов исследования означает решить вопрос, является ли различие показателей /средних величин/ существенным, обусловленным действием разных факторов или вызвано случайными колебаниями.

При числе наблюдений более 30 достоверность разности средних величин определяется путем расчета критерия t по формуле:

Методика оценки достоверности относительных величин - student2.ru

Достоверность разности относительных показателей определяется по формуле:

Методика оценки достоверности относительных величин - student2.ru

где M1 и М2 - средняя арифметическая

P1 и Р2 - показатели сравниваемых совокупностей,

m1 и m2 - соответствующие ошибки.

Полученный критерий t оценивается по общепринятым правилам:

если t ≥ 2, то разность следует считать достоверной, т.е. она соответствует вероятности безошибочного прогноза, равной 95% и более /Р ≥ 95%/. Если же t < 2, то разность недостоверна /Р < 95%/. Это означает, что для выводов о достоверности разности необходим дополнительный материал.

Пример: Определить, существенно ли отличаются средние величины пульса у 50 больных пневмонией и у 50 здоровых /контрольная группа/.

Таблица 5

Исследуемые контингенты Пульс М /средняя арифметическая/ m /ошибка/
Здоровые   ±10
Больные   ±12

Методика оценки достоверности относительных величин - student2.ru

При t = 2,1 вероятность Р > 95%. Следовательно, наблюдаемое различие в числе пульсовых ударов у больных и здоровых не случайно, а достоверно, существенно.

Пример: Определить эффективность лечения тетрациклином при рожистом воспалении по сравнению с лечением пенициллином:

Сравнение результатов лечения пенициллином и тетрациклином больных рожистым воспалением.

Таблица 6

Вид антибиотика Число больных Имели рецидивы
абс.число проценты
Пенициллин ±15,0
Тетрациклин ±7,6

1 .Вычисляем ошибки /m/ для каждого показателя:

Методика оценки достоверности относительных величин - student2.ru ± Методика оценки достоверности относительных величин - student2.ru

Методика оценки достоверности относительных величин - student2.ru

Методика оценки достоверности относительных величин - student2.ru

Вывод: t < 2, следовательно вероятность безошибочного прогноза Р меньше 95%, что не позволяет признать - разность показателей достоверной. Поэтому эффективность тетрациклина по сравнению с пенициллином при лечении рожистого воспаления нельзя еще считать доказанной. Требуются дополнительные исследования.

Примерный перечень задач

Задача 1.При изучении успеваемости студентов медицинского института - не работающих и сочетающих учебу с работой - были получены следующие данные: у неработающих средний балл - 4,1 / m1 = ± 0,09 /, у сочетающих учебу с работой - 3,65 / m2 = ± 0,05 /.

Определить: достоверна ли разница среднего балла у этих студентов?

Задача 2.При изучении частоты нагноений после аппендэктомии в 2-х группах больных, в одной из которых применялся пенициллин, а в другой не применялся, были получены следующие данные: в первой группе P1 нагноения имели 30% больных / m1 = ± 5,1% /, во 2-й группе Р2 - 40% / m2 = ± 5,4% /.

Определить: достоверна ли разница в показателях нагноений в этих двух группах больных?

Задача 3.При изучении эффективности иммунизации детей против гриппа получили следующие данные: процент заболевших в группе иммунизированных / P1 / составил 44,3 / m1= ± 2,1% /, в группе неиммунизированных Р2 = 48,0 / m2 = ± 1,3% /.

Определить: достоверна ли разница в показателях заболеваемости гриппом в этих группах детей?

Задача 4.При изучении средней длительности пребывания на койке детей в 2-х детских больницах получены следующие данные: в больнице А M1 = 18,2 дня / m1= ± 1,1дня/, в больнице Б М2 = 16,7 дня / m2 = ± 0,9 дня/.

Определить: достоверна ли разница средней длительности пребывания детей в 2-х больницах?

Задача 5. Определить среднюю окружность головы 2-х летних мальчиков и среднюю ошибку по следующим данным:

Окружность головы /У/ Число мальчиков /Р/
n = 110

С точностью безошибочного прогноза в каких пределах будет варьировать средняя величина?

Задача 6.При обследовании 1800 человек выявлено 90 больных гипертонической болезнью. Определить показатель заболеваемости гипертонией /Р/, среднюю ошибку / m / и вероятность заболеваемости в генеральной совокупности с точностью до 95% / Р = 95% 1/.

Задача 7.Вычислить средний возраст городских врачей-психиатров, среднюю ошибку и провести оценку достоверности по следующим данным:

Возраст /V/ Число врачей /Р/
22,5
27,5
32,5
37,5
42,5
47,5
52,5
57,5
62,5
n = 51

Задача 8. Втерапевтическом отделении больницы за год прошло 600 больных, из них умерло 30 человек. Определить детальность в больнице /Р/, среднюю ошибку /m/ и c точностью безошибочного прогноза в каких пределах будет варьировать летальность в генеральной совокупности?

Контрольные вопросы

1.Перечислить критерии, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.

2.Дать определение и привести формулы для вычисления среднего квадратического отклонения при малом и большом количестве наблюдений.

3 . Средняя ошибка средней арифметической и методика расчета.Примеры.

4. Средняя ошибка показателей, методика расчета. Примеры.

5. Доверительный коэффициент. Определение доверительных

границ. Для чего применяется?

6. Оценка достоверности разности результатов исследования.

Заболеваемость населения

Заболеваемость показывает уровень, частоту распространения всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных возрастных, половых, социальных и других группах.

Для изучения и характеристики заболеваемости населения выделяют три понятия: собственно заболеваемость, распространенность (болезненность) заболеваний и патологическую пораженность.

Под собственно заболеваемостью понимают совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году выявленных среди населения заболеваний.

Болезненность /распространенность заболеваний/ - это совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, впервые выявленных в данном году и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больные вновь обратились в данном году.

Патологическая пораженность – это частота патологии /заболевания, преморбидные формы, морфологические или функциональные отклонения/ среди населения, которая устанавливается при медицинских осмотрах.

Различают три основных метода изучения заболеваемости:

1.Заболеваемость по данным обращаемости, в т.ч.

а) общая заболеваемость по данным амбулаторно-поликлинических учреждений;

б) инфекционная заболеваемость;

в) неэпидемическая заболеваемость /туберкулез, венерические болезни, злокачественные новообразования и другие/;

г) заболеваемость с временной утратой трудоспособности;

д) госпитализированная заболеваемость.

2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров.

3.Заболеваемость по данным регистрации причин смерти.

Наши рекомендации