Расспрос больных с заболеваниями органов дыхания. расспрос. общий осмотр. осмотр и пальпация грудной клетки

Болезни органов дыхания, прежде всего, неспецифические, широко распространены и занимают одно из первых мест среди причин заболеваемости и смертности населения.

Этим объясняется их медицинская и социальная значимость, необходимость овладения методами обследования больных для своевременной и правильной диагностики заболевания.

Помимо методов исследования, студент должен привыкнуть к системному и тщательному обследованию больного, чтобы иметь полное представление о его жалобах. О том, как началось и протекало заболевание. Об окружающей его внешней среде (экология, региональные особенности), условиях быта, труда, профессии, вредных привычках и других внешних факторах, которые могут способствовать возникновению заболевания или быть его причиной.

2. Учебные цели:

В результате освоения темы занятиястудент должен уметь:

1. провести опрос больного с заболеваниями органов дыхания;

2. выявить основные жалобы, детализировать их;

- специфические для заболеваний органов дыхания жалобы - одышка, удушье, кашель, мокрота, кровохарканье, боль в грудной клетке;

- неспецифические - лихорадка, потливость, снижение работоспособности, головные боли и другие

3. собрать анамнез заболевания;

4. выявить в анамнезе жизни факторы, способствовавшие заболеванию (условия труда и быта, вредные привычки, перенесенные ранее заболевания, наследственность).

- перенесенные травмы грудной клетки; аллергия в анамнезе (к лекарствам, пищевым продуктам, бактериальным антигенам);

- наследственность (врождённые формы патологии грудной клетки, лёгких, бронхов, наклонность к хроническим заболеваниям лёгких);

5. при проведении общего осмотра - выявить признаки, характерные для патологии органов дыхания;

6. проводить осмотр грудной клетки и давать клиническую оценку полученным данным;

7. проводить пальпацию грудной клетки и давать клиническую оценку полученным данным.

Для формирования умениястудент должен знать:

1. основные жалобы при заболеваниях органов дыхания (кашель, наличие мокроты, кровохарканье, боли в грудной клетке, одышка, повышение температуры и др.)

2. патологические признаки, выявленные при общем осмотре - изменение положения тела, окраски кожных покровов, формы пальцев и ногтей, их диагностическое значение;

3. диагностическое значение асимметричности грудной клетки;

4. резистентность грудной клетки, диагностическое значение;

5. голосовое дрожание, определение понятия и значение в диагностике.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. Основные жалобы больного с заболеваниями органов дыхания и их патогенез.

2. Факторы из анамнеза жизни, способствующие заболеванию органов дыхания.

3. Основные изменения, выявляемые у больных с заболеваниями органов дыхания, механизмы их возникновения, диагностическое значение.

4. Физиологические и патологические варианты формы грудной клетки. Их диагностическое значение.

5. Симметричность грудной клетки и ее диагностическое значение.

6. Объективные признаки одышки, их диагностическое значение.

7. Резистентность грудной клетки и ее диагностическое значение.

8. Голосовое дрожание, его диагностическое значение.

4.Вид занятия:практическое занятие.

5.Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут.

6.Оснащение занятия:унифицированная схема истории болезни, словарь справочник по латинской терминологии; клинические истории болезни (3-5 больных); больные с различными заболеваниями; приложения 1,2 (набор тестов, задач).

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

Тесты (см. приложение 1):

Задание (тест) 1.

Задание (тест) 2.

Задание (тест) 3.

Типовые задачи (см. приложение 2).

7.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

Задание №1 - провести опрос больного (жалобы и их детализация, анамнез болезни, анамнез жизни).

Задание №2 - провести общий осмотр больного и осмотр грудной клетки.

Задание №3 – провести пальпацию грудной клетки.

Задание №4 - определить состояние лёгких и плевры с помощью громкой речи пациента (голосовое дрожание).

Задание №5 - провести пробы Генча, Штанге, Тиффно, диагностику симптома Дегио.

Задание №6 - полученные объективные данные доложить и/или показать преподавателю. Сравнить полученные данные с нормой и сделать соответствующее заключение о найденной патологии

Оформить фрагмент истории болезни в учебной тетради.

7.4 – Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы:

тесты (приложение №1),

ситуационные задачи (приложение №2).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1). Отечественные терапевтические школы:

В.П.Образцова – Н.Д.Стражеско;

В.Х.Василенко; Е.м.Тареева; А.М.Мясникова.

2). - Выявление и анализ "пропедевтических ошибок" в истории болезни "лёгочных" больных: при описании жалоб, истории развития настоящего заболевания и жизни; общего осмотра больного, осмотра и пальпации грудной клетки

- самостоятельное составление следующих схем:

· кашель - перечислить все состояния и болезни при которых встречается этот симптом;

· одышка - перечислить все состояния и болезни при которых встречается этот симптом;

· кровохарканье - перечислить все состояния и болезни при которых встречается этот симптом;

- самостоятельный разбор текущих и архивных историй болезней стационара для анализа "пропедевтических ошибок".

Литература.

Основная:

  1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
  2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

Дополнительная:

  1. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты / Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.
  2. Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с.
  3. Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум / В.Т. Ивашкин, В.К. Султанов. – М., Литтерра, 2007. - Т.1, 3-е издание. – 560с.
  4. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2012. - 111 с.
  5. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

Наши рекомендации