Расспрос больных с заболеваниями органов дыхания. расспрос. общий осмотр. осмотр и пальпация грудной клетки
Болезни органов дыхания, прежде всего, неспецифические, широко распространены и занимают одно из первых мест среди причин заболеваемости и смертности населения.
Этим объясняется их медицинская и социальная значимость, необходимость овладения методами обследования больных для своевременной и правильной диагностики заболевания.
Помимо методов исследования, студент должен привыкнуть к системному и тщательному обследованию больного, чтобы иметь полное представление о его жалобах. О том, как началось и протекало заболевание. Об окружающей его внешней среде (экология, региональные особенности), условиях быта, труда, профессии, вредных привычках и других внешних факторах, которые могут способствовать возникновению заболевания или быть его причиной.
2. Учебные цели:
В результате освоения темы занятиястудент должен уметь:
1. провести опрос больного с заболеваниями органов дыхания;
2. выявить основные жалобы, детализировать их;
- специфические для заболеваний органов дыхания жалобы - одышка, удушье, кашель, мокрота, кровохарканье, боль в грудной клетке;
- неспецифические - лихорадка, потливость, снижение работоспособности, головные боли и другие
3. собрать анамнез заболевания;
4. выявить в анамнезе жизни факторы, способствовавшие заболеванию (условия труда и быта, вредные привычки, перенесенные ранее заболевания, наследственность).
- перенесенные травмы грудной клетки; аллергия в анамнезе (к лекарствам, пищевым продуктам, бактериальным антигенам);
- наследственность (врождённые формы патологии грудной клетки, лёгких, бронхов, наклонность к хроническим заболеваниям лёгких);
5. при проведении общего осмотра - выявить признаки, характерные для патологии органов дыхания;
6. проводить осмотр грудной клетки и давать клиническую оценку полученным данным;
7. проводить пальпацию грудной клетки и давать клиническую оценку полученным данным.
Для формирования умениястудент должен знать:
1. основные жалобы при заболеваниях органов дыхания (кашель, наличие мокроты, кровохарканье, боли в грудной клетке, одышка, повышение температуры и др.)
2. патологические признаки, выявленные при общем осмотре - изменение положения тела, окраски кожных покровов, формы пальцев и ногтей, их диагностическое значение;
3. диагностическое значение асимметричности грудной клетки;
4. резистентность грудной клетки, диагностическое значение;
5. голосовое дрожание, определение понятия и значение в диагностике.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки:
1. Основные жалобы больного с заболеваниями органов дыхания и их патогенез.
2. Факторы из анамнеза жизни, способствующие заболеванию органов дыхания.
3. Основные изменения, выявляемые у больных с заболеваниями органов дыхания, механизмы их возникновения, диагностическое значение.
4. Физиологические и патологические варианты формы грудной клетки. Их диагностическое значение.
5. Симметричность грудной клетки и ее диагностическое значение.
6. Объективные признаки одышки, их диагностическое значение.
7. Резистентность грудной клетки и ее диагностическое значение.
8. Голосовое дрожание, его диагностическое значение.
4.Вид занятия:практическое занятие.
5.Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут.
6.Оснащение занятия:унифицированная схема истории болезни, словарь справочник по латинской терминологии; клинические истории болезни (3-5 больных); больные с различными заболеваниями; приложения 1,2 (набор тестов, задач).
Содержание занятия.
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
- Задания для самоконтроля:
Тесты (см. приложение 1):
Задание (тест) 1.
Задание (тест) 2.
Задание (тест) 3.
Типовые задачи (см. приложение 2).
7.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
Задание №1 - провести опрос больного (жалобы и их детализация, анамнез болезни, анамнез жизни).
Задание №2 - провести общий осмотр больного и осмотр грудной клетки.
Задание №3 – провести пальпацию грудной клетки.
Задание №4 - определить состояние лёгких и плевры с помощью громкой речи пациента (голосовое дрожание).
Задание №5 - провести пробы Генча, Штанге, Тиффно, диагностику симптома Дегио.
Задание №6 - полученные объективные данные доложить и/или показать преподавателю. Сравнить полученные данные с нормой и сделать соответствующее заключение о найденной патологии
Оформить фрагмент истории болезни в учебной тетради.
7.4 – Контроль освоения темы занятия:
- Материалы для контроля уровня освоения темы:
тесты (приложение №1),
ситуационные задачи (приложение №2).
Место проведения самоподготовки:
читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:
1). Отечественные терапевтические школы:
В.П.Образцова – Н.Д.Стражеско;
В.Х.Василенко; Е.м.Тареева; А.М.Мясникова.
2). - Выявление и анализ "пропедевтических ошибок" в истории болезни "лёгочных" больных: при описании жалоб, истории развития настоящего заболевания и жизни; общего осмотра больного, осмотра и пальпации грудной клетки
- самостоятельное составление следующих схем:
· кашель - перечислить все состояния и болезни при которых встречается этот симптом;
· одышка - перечислить все состояния и болезни при которых встречается этот симптом;
· кровохарканье - перечислить все состояния и болезни при которых встречается этот симптом;
- самостоятельный разбор текущих и архивных историй болезней стационара для анализа "пропедевтических ошибок".
Литература.
Основная:
- Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
- Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html
Дополнительная:
- Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты / Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.
- Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с.
- Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум / В.Т. Ивашкин, В.К. Султанов. – М., Литтерра, 2007. - Т.1, 3-е издание. – 560с.
- Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2012. - 111 с.
- Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.