Любые разговоры о самоубийстве должны восприниматься серьёзно, и об этом нужно немедленно сообщить врачу
Скрытное поведение (скрытность) часто появляется во время болезни. Оно помогает пациенту беречь психическую и физическую энергию, чтобы справляться со стрессорами и ускорять выздоровление и восстановление. Скрытные пациенты обычно не создают проблем, их часто называют хорошими пациентами. Они нетребовательны, часто обладают низкой самооценкой, поэтому их можно «упустить».
Подозрительность может появиться вследствие ощущения беспомощности, отсутствия контроля над обстоятельствами. Подозрительные пациенты недоверчивы (у некоторых это может быть особенностью характера). Они часто с осторожностью относятся к персоналу, рутинным манипуляциям и процедурам. Разговоры шёпотом в пределах слышимости такого пациента могут вызвать подозрение, что окружающие скрывают что-то важное.
Соматическое поведение - привычная реакция на стресс, которую можно иначе назвать бегством в болезнь. Люди выражают тревожность путём жалоб на множество симптомов (боль, одышка, запор, понос и др.). Расплывчатые жалобы на боль в пояснице, головную боль или усталость используются пациентом, чтобы привлечь внимание. Медработники часто сердятся на пациентов с соматическим поведением, из-за частых и нечётких жалоб. Сестринский персонал может совершить ошибку, не реагируя на жалобы таких пациентов, потому что они вполне могут оказаться непритворными.
9.3. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ
Сестринский персонал, работающий в лечебных учреждениях, постоянно сталкивается со стрессами. Окружающая обстановка часто является стрессовой и для пациента. Например, у пациента в результате травмы или операции ампутирована конечность либо вследствие ожога обезображено лицо. Чтобы справиться с подобными переживаниями, пациентам нужна профессиональная помощь: можно дать пациенту высказаться по поводу своих тревог, помочь ему сформулировать ближайшие и отдалённые цели ухода. Медицинская сестра таким способом помогает пациенту участвовать в организации лечения и ухода.
Первичная оценка
Некоторые люди решают проблемы, не задумываясь надолго, другие, наоборот, делают это очень продуманно. Решение проблем - способ преодоления стрессовой реакции, который будет более эффективным, если придерживаться следующих этапов:
• сбор данных;
• определение проблемы (воздействия стрессора);
• установление факторов, влияющих на проблему (стрессор);
• постановка целей;
• изучение альтернативных целей и последствий их достижения;
• вмешательство;
• оценка эффективности сестринской помощи.
Некоторые поведенческие реакции, свидетельствующие о наличии стресса у человека:
• непрерывное хождение вперёд-назад;
• снижение активности, даже у увлекающихся развлечениями людей (пассивность, длительное пребывание в одной позе и т.п.);
• изменения в повседневной жизнедеятельности (снижение аппетита, запор, понос);
• изменение восприятия реальности и социальных взаимоотношений;
• изменение отношения к работе.
В условиях лечебного учреждения стрессорами могут стать изоляция и невозможность повседневного общения с близкими, большой поток информации, чрезмерный шум, изменение привычного жизненного уклада и т.п. Иногда стрессором становятся манипуляции медсестры, выполняемые без объяснения причин и целей. Поэтому медсестра, пытаясь снять беспокойство пациента, помогает ему противостоять стрессу. Оценивая состояние пациента, надо уметь выявлять физиологические, психологические, а иногда и духовные показатели стресса.
К физиологическим показателям стресса относятся:
• повышение или понижение артериального давления;
• учащение пульса и дыхания;
• расширение зрачков;
• потливость ладоней либо похолодание кистей и стоп;
• поникшая поза, усталость;
• изменение аппетита, тошнота, рвота, понос, вздутие живота;
• изменение массы тела;
• изменение частоты мочеиспускания;
• патологические изменения в результатах лабораторных, инструментальных и аппаратных исследований;
• беспокойство, бессонница.
К психологическим показателям стресса относятся:
• тревожность;
• депрессия;
• вялость;
• злоупотребление психотропными лекарственными средствами;
• изменение привычек, связанных с питанием, сном, любимыми занятиями;
• психическое истощение, раздражительность;
• отсутствие мотивации, эмоциональные вспышки и частая плаксивость;
• снижение работоспособности и качества работы, забывчивость, ухудшение внимания к деталям, рассеянность («грёзы наяву», «витание в облаках»), прогулы;
• учащение болезней, апатия, подверженность несчастным случаям.
Некоторые авторы отмечают и духовные показатели стресса: гнев на высшие силы, восприятие стрессора как наказание свыше, поиск смысла жизни.
Признаки стресса в рамках «Я-концепции»:
• отказ от встречи с друзьями и знакомыми;
• нежелание смотреться в зеркало, прикасаться к пострадавшей части тела или смотреть на неё;
• негативное восприятие упоминаний об ухудшении функции, деформации или уродстве;
• нежелание использовать протезы при отсутствии конечности;
• отказ от усилий, направленных на реабилитацию.
При проведении первичной оценки состояния пациента медицинская сестра должна выявить признаки нарушения «Я-концепции», задав пациенту следующие вопросы:
• каким образом болезнь (насилие, развод и т.п.) повлияла на Вашу жизнь?
• как Вы приспосабливаетесь к переменам, которые произошли к Вашей жизни?
• как Вы и Ваши близкие сможете справиться с произошедшими изменениями?
Проблемы пациента
Сестринский анализ тревожности лучше всего классифицировать по уровням тревожности. Возможные причины беспокойства:
• угроза «Я-концепции»;
• угроза смерти;
• угроза здоровью;
• изменение социально-экономического статуса, ролевого функционирования, окружающей среды или типов привычного взаимодействия.