Требования к результатам освоения учебной дисциплины
2.3.1.Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:
- Профилактическая.
- Диагностическая.
- Организационно-управленческая.
- Научно-исследовательская.
2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
№ п/п | Номер/ индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | |||
Знать | Уметь | Владеть | Оценочные средства | |||
1. | ОК-1 | способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности | научные данные о процессе умирания и смерти, классифика-цию смерти; трупные явления, их классифика-цию; повреждения, их классифика-цию; основные заболевания, являющиеся причиной скоропости-жной смерти | диагностировать наступле-ние смерти; описывать трупные явления; описывать поврежде-ния, определять механизм и давность их образова-ния диагности-ровать скоропости-жную смерть от заболева-ний | процедурой осмотра трупа; методами определения давности наступления смерти, правилами описания повреждений и определения механизма и давности их образования; методами исследова-ния применя-емыми в судебной медицине при диагностике скоропости-жной смерти от заболевания | собеседование |
2. | ОК-8 | способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну | правила проведения судебно-медицинской экспертизы трупов при различных категориях смерти; правила и порядок судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и др. лиц. | интерпретировать результаты проведен-ных исследова-ний, данных медицин-ской документа-ции; обосновы-вать диагноз; обосновы-вать объектив-ными данными свое мнение при составле-нии судебно-медицин-ских выводов | навыком составления «заключения эксперта». | собеседование |
3. | ОПК-1 | способен и готов решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности | критерии определения степени тяжести вреда причиненного здоровью человека (приказ минздравсоцразвития №194н) | проводить осмотр потерпев-ших, обвиняе-мых и др. лиц в судебно-медицин-ской амбулато-рии с описанием поврежде-ний, определе-нием механизма и давности их образова-ния, степени тяжести вреда причинен-ного здоровью человека. | оформлять «заключение эксперта» по итогам проведен-ного осмотра | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
4. | ОПК-2 | способен и готов к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности | понятие о судебно-медицин-ской экспертизе половых состояний, судебно-медицин-ских экспертиз по определе-нию возраста и половой зрелости | определять половые состояния, определять возраст | методами исследова-ния применяе-мыми при проведении экспертизы половых состояний, определения половой зрелости, возраста | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
5. | ОПК-3 | способен и готов использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности | задачи специалиста в области судебной медицины при работе на месте происше-ствия в составе оперативно-следствен-ной группы | проводить осмотр трупа на месте его обнаруже-ния | навыками описания трупных явлений, навыками описания телесных поврежде-ний | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
6. | ОПК-4 | способен и готов реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности | порядок и правила проведения судебно-медицин-ской экспертизы детской смерти. наиболее часто встреча-ющиеся причины ненасильственной смерти новорож-денных. понятие живорож-денности. | провести судебно-медицин-ское исследование трупа новорож-денного в соотве-тствии с установленным порядком. собрать материал для проведе-ния лабораторных исследований | владеть методами исследования принятыми в судебной медицине при экспертизе трупов новорожденных | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
7. | ОПК-5 | способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок | современ-ные научные данные по судебно-медицин-ской экспертизе поврежде-ний от воздействия различных физических факторов | определять по характеру поврежде-ния вид травмати-ческого воздействия и травми-рующий фактор | методами забора материала для проведения лаборатор-ных исследова-ний, необходи-мых для подтвержде-ния или определения воздействующего фактора | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
8. | ОПК-6 | способен и готов к ведению медицинской документации | лаборатор-ные методы исследования применяемые в судебной медицине | интерпретировать результаты лаборатор-ных методов исследова-ния и использо-вать их для обоснова-ния диагноза, выводов эксперта, идентификации личности | методами забора материала для лаборатор-ных исследова-ний от трупов и живых лиц. | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
9. | ОПК-7 | способен и готов к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач | виды судебно-медицин-ских исследова-ний, виды судебно-медицин-ских экспертиз, основные направления исследований в судебной медицине | интерпре-тировать результаты лаборатор-ных методов исследова-ния; работать с медицин-ской документа-цией; критически оценивать данные медицин-ских документов; системати-зировать полученные данные | навыком анализа результатов исследова-ния, данных медицин-ской документа-ции, использова-ния полученных данных для обоснования собственного мнения по медицин-ским (судебно-медицин-ским) вопросам | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
10. | ОПК-9 | способен и готов к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач | принципы построения судебно-медицин-ского диагноза и экспертных выводов | пользо-ваться между-народной классифика-цией болезней для кодирова-ния причин смерти | навыком обосновы-вать объективными данными судебно-медицин-ский диагноз и выводы при оформлении «заключения эксперта» | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
11. | ПК-1 | способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками | этические принципы общения с потерпевшими, обвиняемыми и другими лицами, сотрудниками правоохранительных органов. | проводить опрос и обследование потерпевших, обвиняемых и др. лиц в соответствии с принципами медицинской этики. | навыком общения с пациентами, их родственниками, коллегами, сотрудниками правоохранительных органов. | собеседование |
12. | ПК-4 | способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность | знать наиболее часто встречающиеся у детей патологические состояния, которые могут вызвать смерть (врожденный иммунодефицит, структурные изменения цнс, патологии развития) | уметь проводить исследования трупов детей с полным описанием микро- и макроскопических изменений органов и тканей, опреде-лять причину смерти | владеть методами исследования принятыми в судебной медицине при экспертизе трупов детей | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
13. | ПК-5 | способен и готов проводить и интерпретировать, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков | причины и генез смерти взрослых и детей в случае насильст-венной и ненаси-льственной смерти. | констатировать факт наступле-ния биологической смерти и ориентировочно опреде-лять давность ее наступле-ния по трупным измене-ниям. | правовыми и медицин-скими аспектами констата-ции биологи-ческой смерти человека, установле-ния давности ее наступле-ния. правилами и порядком судебно-медицин-ской экспертизы трупа в случаях насильственной и ненасильственной смерти человека. | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
14. | ПК-6 | способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно-половых групп | знать признаки, течение и исходы наиболее часто встречающихся видов отравле-ний. знать классифи-кацию ядовитых веществ по типу токсичес-кого воздей-ствия на организм человека | уметь дифференцировать ядовитое вещество, или группу к которой оно принадле-жит по результа-там секцион-ного и лабораторных исследований. | методами исследования трупов при подозре-нии на отравле-ние. | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
15. | ПК-7 | способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций, владеть техникой ухода за боль- ными детьми и подростками | знать показания для посттравматической реабилитации в учреждениях курорт-ного профиля | уметь работать с медицин-ской документацией и пациентом с целью установления наличия отдален-ных послед-ствий травма-тизации | владеть методами обследования живых лиц с целью определения отдален-ных послед-ствий травмы | собеседование |
16. | ПК-18 | способен и готов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности | непосредственную причину и генез смерти при различных патологичес-ких состояниях, различных видах поврежде-ний (насильственная смерть) | определять объем необходи-мых исследова-ний при различных видах, родах смерти | основными приемами секционного исследова-ния трупа; методами забора материала для лаборатор-ных исследова-ний | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
17. | ПК-20 | способен и готов назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями | правила проведения судебно-медицин-ской экспертизы трупов при различных категориях смерти; правила и порядок судебно-медицин-ской экспертизы потерпев-ших, обвиняемых и др. лиц. | интерпре-тировать результаты проведен-ных исследова-ний, данных медицин-ской документа-ции; обосновы-вать диагноз; обосновы-вать объектив-ными данными свое мнение при составле-нии судебно-медицин-ских выводов | навыком составления «заключе-ния эксперта» | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
18. | ПК-21 | способен и готов осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке | знать механи-змы наступле-ния смерти, определе-ние давности наступле-ния смерти, знать критерии и признаки наступления смерти | уметь проводить пробы определе-ния наступле-ния смерти (офтальмоскопия, пробы магнуса, икара и др.) | владеть навыками работы врача специали-ста в области судебной медицины на месте происшес-твия в составе оператив-но-следственной группы | тестовые задания собеседование |
19. | ПК-22 | способен и готов назначать и использовать основные принципы при организации лечебного питания у детей и подростков, страдающих различной патологией | основные методы исследова-ния, применя-емые в судебной медицине для диагностики причины смерти, определения механизма, давности образования и прижизнен-ности телесных поврежде-ний | определять механизм образова-ния телесных поврежде-ний, прижизнен-ность и давность их образова-ния, устанавли-вать причинную связь между телесными поврежде-ниями и смертью | навыком составления и обоснования судебно-медицинс-кого диагноза, выводов | тестовые задания собеседование ситуационные задачи |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ