Физиологическая основа формирования певческих навыков
Вокально-хоровыми навыками в методической литературе принято называть основные элементы процесса звукообразования, важнейшими из которых являются:
· певческое дыхание – организация вдоха и выдоха, обеспечивающая опору дыхания в пении;
· звукообразование - процесс образования певческого звука в результате работы голосового аппарата, включающий в себя такие понятия, как атака звука, сглаживание регистров, смешанное резонирование, владение вибрато, выработка кантилены, полетность звука и т.д.;
· дикция – правильность и разборчивость произнесения текста;
· строй – согласованность между певцами в хоре в отношении точности интонирования;
· ансамбль – слаженность совместного исполнения.
. С точки зрения физиологии, певческие навыки являются результатом специально найденного характера работы голосового аппарата, т.е. результатом выработки определенных певческих динамических стереотипов.[1] Процесс их формирования представляет собой сложную взаимосвязь частей голосового аппарата, в котором система дыхания, система резонаторов и гортань со складками, где зарождается звук, взаимно влияют друг на друга. В процесс звукообразования, как и в многие другие, жизненно важные функции организма сознание не вмешивается, мы не можем осознанно управлять всеми мышцами голосового аппарата (Попробуйте пошевелить правой щиточерпаловидной мышцей…). Это управление осуществляется центральной нервной системой через систему обратных связей
Певец представляет себе идеальный звук, который он хочет спеть. Это эталонный звуковой образ, сформированный его вокальным слухом. Эталонный звуковой образ – это представление не только о качестве звучания звука, но и о механизме его формирования. Поэтому он является также регулировочным образом.
ЦНС организует (регулирует) работу голосового аппарата, необходимую для исполнения представленного звука: дает приказ мышцам голосового аппарата, приводит аппарат в определенное состояние (РИС 1),после чего делается попытка воспроизведения звучания.
Результат анализируется вокальным слухом поющего – при этом качества звука, его соответствие эталонному звуковому образу определяются слуховым анализатором, а механизм образования звука уточняется через комплекс ощущений, полученных от голосового аппарата - мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, ощущения давления. Полученный результат анализируется (РИС 2), сравнивается с ожидаемым, в работу мышц вносятся соответствующие коррективы. Затем снова делается попытка воспроизвести звучание.
Таким образом осуществляется механизм обратной связи между центральной нервной системой и голосовым аппаратом, и происходит формирование на основе эталонного звукового образа певческого динамического стереотипа – системы вокальных навыков.
В этом процессе принято выделять следующие этапы:
Первый этап – нахождение верных мышечных движений, правильного звукообразования в удобном участке диапазона, на удобных фонемах. Характерными чертами этого этапа является появление лишних движений, несогласованности в работе органов голосового аппарата и групп мышц. Значительная часть мышц, участвующих в образовании звука, представлена в сознании лишь косвенно, через их воздействие на другие мышцы. Процесс включения в работу этих мышц требует значительного времени, строгой последовательности в работе. Каждый последующий этап должен строится на базе предыдущего, являться усложнением того, что ученик уже умеет делать. Элементы певческого процесса осваиваются отдельно, в виде конкретных мышечных приемов (например, умение правильно вдохнуть, открыть рот, поднять мягкое небо и т.п.), затем соединяются в общий навык. Первый этап является самым ответственным, так как ошибки при формировании певческого навыка при повторении закрепляются, входят в стереотип.
Второй этап – это сохранение и уточнение верных певческих навыков, распространение их на весь певческий диапазон, освоение различных типов звуковедения. Этот этап требует активного внимания поющего к ощущениям, возникающим в процессе пения, осознанности всех его действий.
Третий этап – закрепление двигательных навыков и их автоматизация, что соответствует укреплению динамических певческих стереотипов. Все певческие навыки проявляются слаженно, свободно, не требуют большого внимания поющего. Нюансы звучания голоса определяются уже художественно-исполнительской задачей.
В результате обучения происходит так называемая «постановка голоса». В голосе вырабатываются качества звонкости, полетности, округлого мягкого звучания, достаточно большой силы, ровности. «Такой голос – смешанный, опертый, прикрытый, льющийся на всем диапазоне и на всех гласных – мы называем правильно поставленным» (Дмитриев Л.Б.).