ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения роли медицинской сестры в распространенности заболеваний мочевыделительной системы у детей
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..стр.2-3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения роли медицинской сестры в распространенности заболеваний мочевой системы у детей……………………...стр.4-20
1.1. Анатомо - физиологические мочевыделительной системы……....................стр.4-6
1.2. Заболевания мочевой системы у детей…………………………………………стр.6-20
1.2.1.Нефрит………………………………………………………………....................стр.6-9
1.2.2 Гломерулонефрит............................................................................................стр.9-13
1.2.3 Пиелонефрит…………………………………………………………………стр.13-16
1.2.4 Цистит………………………………………………………………................стр.16-20
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование……………………………стр.2-3
2.1. Роль медицинской сестры в распространенности заболеваний мочевыделительной системы у детей……………………………………..стр.2-3
2.2. Описание и результаты эксперимента…………………………..........стр.2-3
Заключение………………………………………………………………….стр.2-3
Список использованной литературы……………………………………...стр.2-3
Приложения………………………………………………………………....стр.2-3
ВВЕДЕНИЕ
Заболевания органов мочевой системы у детей являются одной из главных проблем педиатрии на современном этапе, так как частота данной патологии увеличивается, а несвоевременная диагностика и неадекватная терапия могут приводить к развитию почечной недостаточности.
Главными органами мочевыделительной системы являются почки. Функция почек настолько важна, что нарушение их деятельности вследствие заболевания часто приводит к самоотравлению организма и нередко - к инвалидности.
Почки выполняют роль сложных биологических фильтров. Важнейшая функция почек - выведение из организма ненужных продуктов обмена. Почки регулируют жидкостный баланс и кислотно-щелочное равновесие, поддерживают правильное соотношение электролитов, участвуют в процессе кроветворения, а также обезвреживают ядовитые вещества при нарушениях функции печени. Кроме того, в почках вырабатывается один из основных ферментов - ренин, который играет важную роль в развитии артериальной гипертонии .
В последнее десятилетие, несмотря на успехи теоретической и практической нефрологии, заболеваемость у детей до 14 лет возросла в 1,6 раза, а у детей старшего школьного возраста - в 2 раза.
Распространённость болезней органов мочеполовой системы в различных регионах мира колеблется от 12,0 до 187,0 на 1000 детей. Многие заболевания мочевыделительной системы, ранее впервые диагностируемые в подростковом периоде, в настоящее время выявляют у детей раннего возраста. В основном в лечебные учреждения обращаются больные с инфекцией мочевой системы (пиелонефриты, циститы), дети, страдающие гломерулонефритом, нарушениями водно-солевого обмена и др.
Медицинская наука, к сожалению, не может с точностью установить все причины возникновения заболеваний мочевыделительной системы у детей. На современном уровне развития медицины можно выявить лишь факторы риска, которые могут спровоцировать развитие того или иного заболевания мочевыделительной системы (отягощенная наследственность, пороки внутриутробного развития, осложненное течение беременности и родов, инфекционные заболевания и др.).
Цель:изучить роль медицинской сестры в распространенности заболевания мочевой системы у детей
Задачи:
1. Изучить информационные источники по данной теме.
2. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей
3. Охарактеризовать основные заболевания мочевыделительной системы у детей.
4. Проанализировать роль медицинской сестры в распространенности заболеваний мочевой систему у детей
Объект исследования: заболевания мочевой системы у дете й
Предмет исследования: роль медсестры в распространенности заболеваний мочевой системы у детей.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников
2. Частично-поисковый
Гипотеза:можно предположить, что роль медицинской сестры в распространенности заболеваний мочевой системы у детей поможет обобщить и оптимизировать меры
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения роли медицинской сестры в распространенности заболеваний мочевыделительной системы у детей
1.1. Анатомо – физиологические особенности мочевыделительной системы у детей
К моменту рождения ребенка органы мочевыделения сформированы, но имеют некоторые структурные и функциональные особенности. К органам мочевыделительной системы относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Основным органом выделительной системы являются почки. Почки функционируют уже на 3 – 4-й неделе; к 34-й у плода в каждой из почек уже имеется приблизительно по 800 тысяч нефронов. Процессы мочеотделения начинают формироваться у эмбриона на 9-й неделе развития. Однако во внутриутробном периоде основным выделительным органом плода является плацента.
Важнейшая функция почек - выведение из организма ненужных продуктов обмена. Почки регулируют жидкостный баланс и кислотно-щелочное равновесие, поддерживают правильное соотношение электролитов, участвуют в процессе кроветворения, а также обезвреживают ядовитые вещества при нарушениях функции печени. Кроме того, в почках вырабатывается один из основных ферментов - ренин, который играет важную роль в развитии артериальной гипертонии .
По мере роста почка перемещается из тазовой части (7-я неделя) в брюшную полость. К 9-й неделе почка располагается выше бифуркации аорты. Здесь она поворачивается на 90° таким образом, что ее выпуклый край, вначале направленный дорсально, оказывается обращенным в латеральную сторону.
К 2 годам эти особенности расположения почек исчезают. В по следующие годы рост почек соответствует росту тела.
У новорожденных клубочки почки меньше, их фильтрующая поверхность составляет 30 % нормы взрослого. Канальцы почек уже и короче. Реабсорбция (обратное всасывание) мочи у детей снижена.
К рождению масса почки равна 10 - 12 г; к 5 - 6 мес. ее масса удваивается, а к концу первого года утраивается. В периоде полового созревания вновь наблюдается ее интенсивный рост. В этот период (к 15 годам) масса почек увеличивается в 10 раз. До 7 лет увеличение площади почки за каждый год составляет, в среднем, 1 см, а у детей 7 - 15 лет - 1,5 см.
Увеличение массы почек в первые 5 лет жизни происходит за счет клеточной гиперплазии, а затем уже гипертрофии клеток.
До 7 - 8 лет почки расположены относительно низко, так как они относительно велики, а поясничный отдел позвоночника относительно короток. На фазе вдоха обе почки смещаются вниз: у младших детей - на 1 см, у старших - на 2 см.
Почки у детей имеют дольчатый характер, недостаточно развит корковый слой, соединительнотканные прослойки выражены слабо. В почках новорожденных клубочки расположены компактно. На 1 см поверхности их имеется 50, у 7 - 8-месячных детей – 18 - 20, у взрослых – 7 - 8. До двухлетнего возраста нефрон недостаточно дифференцирован. Малыми размерами клубочков объясняется небольшая фильтрующая поверхность клубочков у новорожденных (около 30% нормы взрослого).
Почечные лоханки развиты относительно хорошо. Особенностью является тесная связь лимфатических сосудов почек с лимфатическими сосудами кишечника. Этим объясняется легкость развития пиелонефрита. У детей младшего возраста наблюдается преимущественно внутрипочечное расположение лоханки. Диаметр мочеточников больше, чем у взрослых. Однако они имеют много изгибов. В среднем толщина мочеточника 0,3 - 0,4 см.
Мочевой пузырь расположен выше, чем у взрослого, поэтому его легко прощупать. Емкость мочевого пузыря у новорожденного 30 мл, 1 год - 35 - 50 мл, 3 лет - 90 мл, 5 лет - 100 - 150 мл, 10 лет - 200 мл, 15 лет - 400 мл.
Длина мочеиспускательного канала у мальчиков 5 - 6 см (у взрослых - 14 - 18 см), в период полового созревания достигает 10 - 12 см. Длина мочеиспускательного канала у девочек короче (всего 1 - 2 см), а его диаметр шире, чем у мальчиков.
Таким образом,своеобразие поражения почек у детей объясняется прежде всего особенностью детского организма, особенностями вегетативной иннервации и сосудистой системы . Известно, что почка особенно богата кровеносными сосудами, содержит большое количество крови, быстрее, чем у взрослого, проходящей через почки.