После усвоения теоретических вопросов ознакомьтесь с графом логической структуроы темы (см. приложение №1)

Ориентировочная основа действия.

С помощью графа логической структуры темы рассмотрите теоретические вопросы темы и выполните следующие задания (эталоны ответов приведены в конце заданий).

Задание №1

Больному с тяжелым заболеванием сердца назначен индивидуальный пост. Какие мероприятия по уходу за больным должна регулярно проводить медсестра?

Следить за пульсом.

Следить за дыханием.

Следить за артериальным давлением.

Следить за температурой.

Все перечисленное.

Задание №2

У больного с недостаточностью кровообращения внезапно возник приступ удушья какие мероприятия должна осуществить медицинская сестра?

Создать больному положение полусидя.

Обеспечить ингаляцию кислорода.

Измерить АД.

Срочно сообщить врачу.

Все перечисленное.

Задание №3

У больного под воздействием резкого эмоционального возбуждения появился приступ сердцебиения. Какие мероприятия должна осуществить медицинская сестра?

Успокоить больного.

Поставить горчичник на область сердца.

Использовать пиявки.

Сделать инъекцию кофеина.

Позвать врача.

Задание №4

У больного с острым инфарктом миокарда появились ускоренные дыхание и сердцебиение. Какие изменения функциональной кровати должна сделать медсестра для облегчения его состояния?

Поднять головной конец.

Поднять ножной конец.

Повернуть кровать с наклоном на правую сторону.

Повернуть кровать с наклоном на левую сторону.

Опустить головной конец.

Задание №5

У больного с хронической сердечной недостаточностью выражен акроцианоз. Что такое акроцианоз?

Синюшная окраска только нижних конечностей.

Сильная окраска только верхних конечностей.

Синюшная окраска только лица и шеи.

Синюшная окраска только носогубного треугольника.

Синюшная окраска периферических частей тела.

Задание №6

На каких артериях чаще всего исследуют пульс у больного?

Локтевых.

Лучевых.

Паховых.

Бедренных.

Артериях тыла стопы.

Задание №7

У больного тяжелая сердечная недостаточность, приступ удушья. Какую первую неотложную помощь должна оказать медсестра?

Ограничить физическую активность и успокоить больного.

Придать полусидячее положение с полуопущенными ногами.

Наложить жгуты на конечности.

Провести оксигенотерапию.

Все перечисленные мероприятия.

Задание №8

У больного пульс 20 ударов/мин, сознание отсутствует, бледность, судороги (приступ Моргани-Адамса-Стокса). Какую первую неотложную помощь должна оказать медсестра?

Приподнять ноги.

Провести искусственное дыхание.

Провести закрытый массаж сердца.

Срочно вызывать врача.

Все перечисленные мероприятия.

Задание №9

Из приведенного перечня состояний выберите те, при которых артериальное давление повышается (в норме):

Физическая нагрузка.

Эмоциональное напряжение.

Вечернее время суток.

Еда.

Все перечисленные.

Задание №10

У больного острая коронарная недостаточность. Укажите характер боли:

Тупые.

Давящие, сжимающие.

Колющие.

Пекущие.

Ноющие.

Эталоны ответов к заданиям:

Задание 1Е; Задание 2Е; Задание 3Е; Задание 4А; Задание 5Е.

Другие задания решите в письменной форме для проверки преподавателем (эталоны ответов не приводятся).

Контролирующие тестовые задания.

Задание №1

У больного возникли боли в области сердца. Что необходимо предпринять?

Уложить больного на кушетку.

Дать таблетку нитроглицерина под язык.

Поставить горчичник на участок сердца.

Срочно вызывать врача.

Все перечисленное.

Задание №2

Какое ограничение употребления жидкости необходимо соблюдать больному с выраженной сердечной недостаточностью?

До 1 л.

До 800 мл.

До 1,200 л.

До 600 мл.

До 400 мл.

Задание №3

У больного во время забора крови из вены внезапно появилась тошнота, резкая слабость, потемнение в глазах. Лицо стало бледным, на коже появились капельки пота. Какие действия должна срочно осуществить медсестра?

Провести искусственное дыхание.

Провести косвенный массаж сердца.

Посадить больного в кресло.

Положить больного на кушетку с поднятым главным концом.

Положить больного на кушетку с поднятым ножным концом.

Задание №4

Выберите признак наиболее характерный для заболеваний сердечно-сосудистой системы?

Метеоризм.

Запоры.

Сердцебиение.

Кашель.

Горечь во рту.

Задание №5

В каких случаях вы используете холодный компресс?

Приступ удушья.

Почечная колька.

Гнойный инфильтрат.

Кровотечение.

Флегмона.

Задание №6

У больного, продолжительно страдающего заболеванием сердца, обнаружен асцит. Что такое асцит?

Накопление транссудата в плевральной полости.

Накопление транссудата в перикардиальной полости.

Накопление жидкости в брюшной полости.

Накопление свободной жидкости в подкожной клетчатке.

Пастозность голеней.

Задание №7

У больного при измерении АД найдено его повышение до 180/90 мм рт ст. Какое систолическое давление считается нормальным?

120-140 мм рт ст.

100-139 мм рт ст.

90-110 мм рт ст.

80-90 мм рт ст.

139-160 мм рт ст.

Задание №8

Больному с застойной сердечной недостаточностью врач назначил мочегонные препараты. Какой из методов может использовать медсестра для контроля за их эффектом?

Подсчет частоты мочеиспусканий.

Сбор мочи через каждые 3 часа.

Сбор мочи через каждый час.

Измерение суточного диуреза.

Оценка цвета мочи после каждого мочеиспускания.

Задание №9

Больному с тяжелым заболеванием сердца назначили индивидуальный пост. Какие мероприятия по уходу за больным должна регулярно проводить медсестра?

Следить за пульсом.

Следить за дыханием.

Следить за АД.

Следить за температурой.

Все перечисленные.

Задание №10

При исследовании пульса на лучевых артериях больного ЧСС 100 в 1 минуту. Какая в норме частота пульса?

60-90 в 1 мин.

50-59 в 1 мин.

70-100 в 1 мин.

100 в 1 мин.

Более 100 в 1 мин.

Занятие №5

Тема: Оценка основных параметров жизнедеятельности больного. Определение основных показателей дыхания. Основные правила определения частоты, глубины, типа, ритма дыхания. Первая доврачебная помощь больным при обмороке, кашле, кровохаркании, одышке, удушье.

Актуальность темы: больные, страдающие заболеваниями органов дыхания, требуют систематического и специального ухода. Благодаря правильно организованному уходу, замедляется прогрессирование недостаточности функции органов, повышается эффективность медикаментозной терапии, улучшается общее состояние больного.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель обучения:владеть навыками проведения и определения основных показателей органов дыхания и оказания первой помощи больным с нарушениями со стороны этой системы.

Конкретные цели: Цели исходного уровня:
1. Определить и усвоить методы и приемы ухода и исследования функционального состояния у больных с патологией органов дыхания. 1. Иметь четкое представление о строении дыхательной системы (кафедра анатомии).
2. Оказать первую медицинскую помощь больным с патологией органов дыхания. 2. Четко представлять функции и процессы, которые лежат в основе деятельности дыхательной системы (кафедра физиологии, биохимии)
3. Определить этапы подготовки больных к лабораторно-диагностическим и инструментальным исследованиям и взятию анализов.  

Для того, чтобы выяснить соответствует ли исходный уровень Ваших знаний необходимому, выполните предложенные задания (эталоны ответов представлены после последнего задания).

Задание №1

Частота дыхательных движений у здорового человека колеблется в пределах:

8-12 в минуту.

12-16 в минуту.

16-20 в минуту.

20-25 в минуту.

25-30 в минуту.

Задание №2

Какие анатомические особенности правого главного бронха способствуют остановке в нем инородного тела?

Короче, шире, продолжение трахеи.

Дольше, отходит от трахеи под прямым углом.

Короче, отходит от трахеи под прямым углом.

Дольше, шире, продолжение трахеи.

Короче, продолжение трахеи.

Эталоны ответов: Задание 1-С; Задание 2-А;

Информацию для обеспечения исходного уровня знаний, можно найти в следующих учебниках:

Магазник Н.А. – Искусство общения с больным. К. Здоров'я 1991 с 10-16, 23-57, 39-47.

Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкевич В.И., Анатомия человека: Учебник. – С.-Петербург: Изд-во «Гиппократ», 1998. – С. 138-153

Физиология человека. За. ред. Р. Шмидта и Г. Тевса.- Москва: Вид-во «Мир». 1986.-С.192-200,205-207,214-216.

Нормальная физиология. За ред. В.И. Филимонова. – К.: Здоровье, 1994.-608 с.

Николаева А.Я. Биологическая химия: Учеб. для мед. вузов.- М.:Высш.

шк., 2000. –495 с.

Содержание обучения

После усвоения исходного уровня знаний переходите к изучению следующих материалов:

Основная литература:

Щулипенко И.М. Общий и специальный уход за больными с основами валеологии, К., 1998.-384 с.

Мурашко В.В. и др.Общий уход за больными.М :Медицина,1988.-252с.

Методические разработки для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Граф логической структуры темы (пиложение 1).

Дополнительная литература:

1.Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. -М.: Медицина, 1999.

2.Пропедевтика внутренних болезней с уходом за терапевтическими больными/ За заг. ред. А.В.Епішина.-Тернопіль: Укрмедкнига, 2001.-768с.

Основные теоретические вопросы, на основании знания которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

Основные приемы общего и специального ухода за больными с заболеваниями органов дыхания.

Определение показателей дыхания: частота, глубина, тип, ритм дыхания.

Навыки пользования функциональной кроватью и предоставление соответствующих положений больному с приступом удушья.

Методика сбора мокроты для общеклинического и бактериологического исследований. Подготовка посуды для взятия анализов мокроты, их доставка в лабораторию и дезинфекция.

Этапы оказания первой медицинской помощи больным при кашле, болях в грудной клетке, кровохаркании, одышке. Ингаляционное введение лекарств.

Практические задания, которые выполняются на занятии:

1.Определение показателей дыхания: частота, глубина, тип, ритм дыхания.

2.Навыки пользования функциональной кроватью и придание соответствующих положений больному с приступом удушья.

3.Отработка приемов общего и специального ухода за больными с заболеваниями органов дыхательной системы.

Наши рекомендации