Для решения задач №№ 2, 5 воспользуйтесь примером
Пример. У новорожденного на 4 день жизни масса равна 3290 г. Вес при рождении – 3600 г.
1. Находим потерю массы:
3600 – 3290 = 310 г.
2. Для того, чтобы определить, сколько это процентов, составим пропорцию:
3600 г – 100%
310 г – х %
(310 · 100): 3600 = 31000 : 3600 = 8,5%
3. Данная потеря массы тела является физиологической, т.к. она меньше 10%.
4. Если потеря составляла бы 400 г, то она была бы патологической, т.к.:
3600 – 100%
400 – х %
(400 · 100): 3600 = 11,1% (больше 10%).
III. ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Для выполнения практических навыков воспользуйтесь алгоритмами, данными в приложении.
Оценка за занятие __________________
Подпись преподавателя _____________
ПРОВЕРЬТЕ, ВСЕ ЛИ ВЫ ЗАПОМНИЛИ!
Доношенный новорожденный имеет массу тела 3500±200 г, рост 50 – 52 см, окружность головы 34 – 36 см, окружность груди 32 – 34 см.
Оценка новорожденного по шкале АПГАР проводится в конце первой и на пятой минуте жизни. Здоровый новорожденный имеет оценку 8 – 10 баллов.
У новорожденного:
· ЧД – 40-60 в мин;
· ЧСС – 120 – 140 в мин;
· Hb – 170-240 г/л.
Первое прикладывание к груди, при отсутствии противопоказаний со стороны матери и ребенка, проводится сразу после рождения (приказ № 372).
Неонатальный скрининг на ФКУ, гипотиреоз, галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром, в соответствии с Национальным проектом «Здоровье», проводится всем новорожденным на 4 день жизни.
Пуповинный остаток отпадает на 3 – 5 день жизни. Пупочная ранка считается зажившей к 7 – 10 дню жизни. Эпителизация (полное заживление) пупочной ранки происходит к концу первого месяца жизни.
Объем желудка у новорожденного ребенка – 30-35 мл.
Количество мочеиспусканий в сутки – до 25 раз.
Стул в неонатальном периоде:
· меконий – первые 2-3 дня;
· переходный – 3-5-й день жизни;
· золотисто-желтый с 4-5-го дня, до 4-х раз в сутки.
Переходные состояния у новорожденных возникают на 3 – 4 день жизни.
Вакцинация БЦЖ проводится на 4 – 5 день жизни внутрикожно!
Выписку новорожденного осуществляют на 5 – 6 день жизни, после отпадения пуповинного остатка и вакцинации.
Первый патронаж к новорожденному осуществляется не позднее 3-х суток после выписки из роддома!
Группы риска периода новорожденности
Задание на следующее занятие
Тема:Недоношенный ребенок.
Доклады, рефераты, беседы:
- «Особенности физического и нервно-психического развития недоношенного ребенка на 1-ом году жизни»
- «Организация выхаживания недоношенных детей»
- «Уход за недоношенным ребенком в домашних условиях»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Недоношенный ребенок.
Цель занятия: изучить понятие «недоношенность» и причины невынашивания, степени и признаки недоношенности, особенности адаптации и пограничных состояний, принципы выхаживания, овладеть навыками ухода за недоношенным ребенком.
В результате подготовки к занятиюстудент должен
знать:
· АФО органов и систем недоношенного ребенка;
· признаки и степени недоношенности;
· особенности адаптации к внеутробной жизни;
· особенности пограничных состояний;
· основные потребности недоношенного ребенка и способы их удовлетворения;
· принципы и этапы выхаживания недоношенных детей;
· особенности наблюдения за недоношенным ребенком в 1-й месяц жизни.
уметь:
· определить признаки и степень недоношенности;
· определить режим и способы кормления;
· рассчитать суточный и разовый объем кормления;
· владеть принципами выхаживания недоношенных в кувезе;
· согреть недоношенного ребенка;
· провести беседу с матерью об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях.
При подготовке к занятию необходимо изучить
алгоритмы выполнения манипуляций:
1. Применение грелки.
2. Работа с кувезом.
3. Кормление через зонд.
4. Обработка пупочной ранки.
Рекомендуемая литература:
1. Запруднов А.М. Детские болезни, с 100 – 114.
2. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение, раздел II, с 59-68.
3. Святкина К.А. Детские болезни, с 25 – 27.
4. Сборник лекций.
5. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок, с 100 – 139.