Таким образом, функции страховщика в соответствии с указанным законопроектом будет выполнять Фонд обязательного медицинского страхования

Система медицинского социального страхования, которая предлагается призванна:

♣ обеспечить доступную качественную и бесплатную помощь в медицинских учреждениях любой формы собственности и ведомственного подчинения;

♣ контролировать формирование и использование средств социального медицинского страхования со стороны государства, граждан через профсоюзы и прочие объединения, а также работодателей;

♣ предотвратить чрезмерную коммерциализацию системы социального обеспечения в целом и системы здравоохранения в частности;

♣ предоставить пациенту право самостоятельно выбирать врача и медицинское учреждение;

♣ оказывать содействие реформированию структуры управления и организации системы здравоохранения, исходя из требований рыночной экономики.

Таким образом, предлагается создать условия для экономического стимулирования учреждений здравоохранения и медицинских работников, предоставление качественной медицинской помощи в необходимых объемах, экономической заинтересованности в освоении новых технологий, повышении квалификации. [5, с. 7-8]

Если проанализировать основные моменты, которые изложенны в проекте закона, то выясниться, что данная система влечет за собою такие последствия:

1. Система обязательного медицинского страхования без участия в ней страховых компаний становится сугубо государственной структурой, и как следствие менее гибкой и мобильной, к тому же она неминуемое бюрократизируется, и станет очевидной ее неэффективность.

2. Неминуемо столкновение финансовых интересов двух государственных систем - бюджетного здравоохранения и обязательного медицинского страхования.

3. Неучастие в структуре обязательного медицинского страхования страховых компаний резко заостряет противоречие между добровольным и обязательным медицинским страхованием. Страховые компании, как более слабые партнеры лечебно-профилактических учреждений в сравнении с государственной системой здравоохранения и системой обязательного медицинского страхования, будут постоянно поддаваться давлению со стороны государственных структур. И таким образом страховые компании будут обвиняться в постоянно возрастающей стоимости медицинской помощи и этим самим снижать доверие населения к страхованию.

Отрицательными фактором есть громоздкая структура Фонда. То есть идет речь об увеличении штата бюджетных учреждений, что в конечном случае увеличит налоговую нагрузку бюджета.

Автор полностью разделяет мысль Виктора Нонко, президента Украинского медицинского страхового бюро, о том, что отсутствие в предлагаемой системе обязательного медицинского страхования независимых финансовых структурв лице профессиональных страховщиков, наводит на мысль о нежелании допуска этих структур к контролю и экспертизе качества и полноты объема лечебного процесса, а также лишает население права быть защищенным страховой компанией от неправомерных действий медицинского персонала. [12, с. 59-60]

Вышеназванные факторы значительно усложняют процесс обеспечения финансирование медицинской помощи, появляеться возможность злоупотребления целевыми финансовыми ресурсами Фондов со стороны их руководства.

В предложенном законопроекте Фонды через свою громоздкую структуру и отсутствие мобильности, во-первыхне смогут удовлетворить потребности всех государственных медицинских учреждений по оплате выставленных ними счетов, что повлечет за собой неплатежеспособность Фондов, а, во-вторых, абсолютно исключают возможность участия частных медицинских учреждений в этом проекте, что безусловно, затормозит развитие сектора частной медицины. И в-третьих, самое главное —эта система не изменит взаимоотношений врач - пациент, и"теневой" медицинский бизнес будет продолжать процветать. [13, с. 28]

В целом же, по мнению автора, в этом проекте отсутствуют интересы главного пользователя услугами здравоохранения — гражданина Украины.

Предложенный проект по своей сущности не имеет никакого отношения к страхованию, так как в нем отсутствуют механизмы и принципы страхования, что в целом, дискредитирует основы медицинского страхования.

Закон Украины "О страховании" в Украине предусматривает такой вид обязательного страхования, как "медицинское страхование". В преамбуле этого же Закона говорится, что действие не распространяется на государственное социальное страхование. Вместе с тем, в Конституции Украины предусмотренно право каждого гражданина Украины на медицинское страхование. [8, с. 56]

То есть предлагается принять проект Закона Украины "О общеобязательном государственном социальном страховании"и таким образом подменить уже существующие нормы Закона "О страховании" в части статьи 7 п.1.

С всего этого вытекает то, что по мнению Олега Виноградова, главного консультанта Комитета Верховного совета Украины по вопросам здравоохранения, главной целью данного законопроекта есть ни что иное, как создание монопольного негосударственного Фонда с государственными гарантиями, с четко описанными механизмом фискального сбора "страховых взносов" и механизмом наказания за их несвоевременную уплату - и есть не что иное, как создание монопольной структуры в лице "Фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования", коммерческая направленность которого явным образом замаскирована. [4, с. 29]

Небрежность подготовки этого проекта закона позволяет говорить, что его авторы не ставят своей целью создание новой системы здравоохранения, а преследуют более прагматические цели. Наиболее досадно то, что предлагаемая в проекте закона система фондов не содержит механизмов, которые должны обеспечить адекватное финансирование лечебных учреждений за предоставленные медицинские услуги. При таких обстоятельствах, по мнению автора, речь идет скорее всего о формировании дополнительного сбора (обязательного платежа).

Тем не менее, по убеждению Яхницы И., генерального директора СК “САТИС”, положительный момент в создании внебюджетных фондов присутствует. Он состоит в том, что внебюджетный фонд, в сравнении с бюджетным финансированием, намного проще сделать прозрачным, сформировав систему четких договорных отношений страхователя с фондом, при существовании которой отношения между его субъектами будут четко прописаны законодательно, включая судебные разбирательства. Но строить эту систему взаимоотношений нужно обязательно единым законодательным пакетом вместе с созданием предлагаемых фондов. [18, с. 11 ]

Таким образом, принятие законопроекта в представленной редакции приведет к практически полной монополизации рынка медицинского страхования и возвращения к распределительному принципу финансирования медицинской области со всеми предусмотренными антимонопольным законодательством последствиями. Развитие же существующего рынка добровольного медицинского страхования будет приостановлено.

Поэтому этот вопрос есть стратегическим для государства. Данный законопроект не может быть принятый без тщательного обсуждения, без всестороннего анализа и экспертизы.

Таким образом возникает противоречие между основами Законодательства Украины "О общеобязательном государственном социальном страховании" и Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О страховании" относительно обязательного медицинского страхования.

Автор соглашается с мыслю Олега Виноградова о том, “что обязательное медицинское страхование в редакции Закона "О страховании" более перспективное и предоставляет возможности для содействия развитию и улучшению качества предоставления медицинской помощи, повышению ответственности и профессионального уровня медицинского работника”.

[4, с. 29]

Наши рекомендации