Методы обучения и преподавания
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине: «Фармацевтическая терминология»
Специальность: 051103 – «Фармация»
Объем учебных часов: 0,5 кредита
Курс - 2 Семестр – 4
Практические занятия - 6 (часов)
Самостоятельная работа под руководством преподавателя – 3 (часа)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС) - 9 (часов)
Форма контроля: экзамен
Всего – 18 часов
Алматы, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины для преподавателя | ||
Силлабус (рабочая программа для студентов) | ||
Методические рекомендации для практических (семинарских) занятий | ||
Методических рекомендации для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов | ||
Контрольно-измерительные средства для оценки знаний, умений и навыков по дисциплине |
Утверждаю
Проректор по УВР
Профессор Тулебаев К.А.
______________________
«___»___________2012 г.
Рабочая программа
Элективная дисциплина: «Фармацевтическая терминология»
Специальность: 051103 – «Фармация»
Объем учебных часов: 19 часов (0,5 кредита)
Курс - 2 Семестр – 4
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2012 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании модуля «Фармацевт - менеджер __________________
от «___»_________2012 г., протокол №__________
Руководитель модуля, доцент А.Р. Шопабаева
Рабочая программа обсуждена на заседании Комитета образовательных программ ___________ от «___»__________2012г., протокол №_______
Председатель КОП, доцент Г.М. Саякова
Рабочая программа обсуждена на заседании Методического совета
от «___»__________2012г., протокол №_______
Председатель Методического совета К.А.Тулебаев
Общие сведения.
Наименование вуза: Казахский Национальный Медицинский университет
имени С.Д. Асфендиярова
Модуль: Фармацевт-менеджер
Специальность: 5В051103 – «Фармация»
Элективная дисциплина: Фармацевтическая терминология
Объем учебных часов – 19 часов
Курс и семестр изучения - 2 курс, семестр IV
2. Программа «Фармацевтическая терминология»
2.1. Введение. Фармацевтическая терминология — это совокупность терминов, связанных с соответствующей системой понятий. Формирование терминологии обусловлено общественным и научно-техническим развитием фармации, так как всякое новое понятие в сфере лекарствоведения должно обозначаться соответствующим термином. Терминологическая система соответствует уровню современного развития фармацевтической отрасли. Многие базовые фармацевтические термины заимствованы из греческого и латинского языков, химии, биологии, медицине или созданы на национальной основе путем привлечения терминов из других источников. Проблемой упорядочения и унификации фармацевтической терминологии повседневно занимаются Номенклатурные комиссии Государственного фармакологического центра и Фармакопейного комитета МЗ РК. В процессе упорядочения и унификации терминологии отдельные термины официально оформляются в виде государственных стандартов (стандартизация терминов). Однако суть научного понятия термина может раскрыть только специалист.
Терминология по организации, управлению и экономике фармации содержит термины по основам государственного регулирования в области фармации, организации работы товаропроводящей сети фармацевтического рынка, медицинскому и фармацевтическому товароведению, основам экономики фармацевтической торговой организации: планирование, учет, анализ, теории и практике фармацевтического менеджмента и маркетинга.
Фармацевту при изучении дисциплины необходимо знать термины, используемые в законодательстве фармации РК, ГФ РК, отраслевых стандартах и нормативно-правовых документах.
2.2. Цель дисциплины: Сформировать у студентов знания терминов и понятие важности упорядочения и унификации общих и специальных фармацевтических терминов для обозначения различных приемов и операций, используемых в профессии фармацевта.
Задачи обучения
Сформировать у обучающихся знания и понимание общих принципов упорядочения фармацевтической терминологии:
· Сформировать знания по взаимосвязи базовых терминов с терминами, используемых в организации, управлении и экономике фармации;
· научить использовать предлагаемые термины в научной-методической и научно-исследовательской литературе, при составлении официальных документов в области здравоохранения;
· сформировать практические, коммуникативные и правовые навыки самостоятельно разбираться в фармацевтической терминологии и правильно их формулировать;
· ознакомить с проблемами упорядочения фармацевтической терминологии и раскрыть научные подходы в их решении;
· сформировать знания и навыки по усвоению фармацевтической терминологии, используемой в фармации при составлении нормативно-технических документов в фармацевтической деятельности и сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
2.4 Конечные результаты обучения:
Сформировать знания по следующим разделам:
· общие, применяемые в медицине и фармации термины;
· специальные фармацевтические термины;
· принцип унификации общих и специальных терминов;
· критерии к группам терминов, которые характеризуются распространенностью, системностью, актуализацией;
· Международная классификация формирования терминологии лекарственных веществ;
· термины и определения организационных, управленческих и экономических характеристик в фармации;
· общие медицинские и экономические термины и их определения.
· название оптовых и розничных фармацевтических предприятий;
· основные экономические законы и закономерности на фармацевтическом рынке;
· сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Сформировать у студента навыки:
· Использования терминов при профессиональном общении с пациентами, врачами, коллегами по работе.
· Использования терминов в организации деятельности аптечных учреждений ;
· Использования терминов в работе с нормативно-правовыми, руководящими, справочными и научными документами.
2.5 Пререквизиты: неорганическая химия, латинский язык, ботаника
2.6 Постреквизиты: организация и экономика фармации, фармацевтическая химия, фармакогнозия, токсикологическая химия технология лекарственных форм
2.7 Тематический план практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Тематический план практических занятий по элективной дисциплине «Фармацевтическая терминология»
№ | Темы | Продолжительность занятий, часы |
Понятийный и терминалогический аппарат по организации и экономике фармации | ||
Термины, используемые в отраслевых стандартах и нормативно-правовых документах | ||
Термины, используемые в области организации работы товаропроводящей сети фармацевтического рынка. Термины, используемые в теории и практике фармацевтического менеджмента и маркетинга | ||
Всего часов: |
Тематический план самостоятельной работы студента под руководством преподавателя (СРСП)
№ | Темы | Продолжительность занятий, часы |
1. | Термины, используемые в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники | |
2. | Рубежный контроль | |
Итого часов: |
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Темы | Продолжительность занятий, часы |
Кредит 1 | ||
Термины, используемые в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники | ||
Итого часов: |
Методы обучения и преподавания.
· Практические занятия: совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц и т.д.); тестирование; устный опрос.
· Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: Групповое обсуждение с использованием наглядных таблиц, презентацией слайдов.
· Самостоятельная работа студентов - работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов.
2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся: письменный контроль по вариантам заданий, тестовый контроль.
Количество оценок компетенции для студентов 3 курса по элективной дисциплине «Фармацевтическая терминология»
· 60% - 9 практических занятий (6-9, 11-15) – знания;
· 15% практических занятий (6,8) – практические навыки
· 10% - 2 практических зантяия (5,10) - коммуникативные навыки
· 5% - 1 практическое заняти (2) – правовая компетенция
· 2 СРС- самосовершенствование
Оценочный лист знаний студентов 3 курса по элективной дисциплине «Фармацевтическая терминология»
Максимально 100 баллов
а) устный опрос – максимально 80 баллов
- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 74-80 баллов
- правильный но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 60-73 баллов
- неполный ответ с некоторыми неточностями – 52-59 баллов
- неполный ответ, отражающие основные моменты темы – 50-51 баллов
- нет ответа – 0 баллов
б) выполнение заданий в тестовой форме – максимально 20 баллов
- 86 - 100 % - 20 баллов
- 75 - 85 % - 15 баллов
- 60 - 74 % - 7 баллов
- 50 - 59 % - 3 балла
- меньше 50 % - 0 баллов
Оценочный лист практических навыков студентов 3 курса по элективной дисциплине «Фармацевтическая терминология»
- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 90-100 баллов
- правильный но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 75-89 баллов
- неполный ответ с некоторыми неточностями – 50-74 баллов
- неполный ответ, отражающие основные моменты темы – 0-49 баллов
- нет ответа – 0 баллов
Оценочный лист коммуникативных компетенции студентов 3 курса
по элективной дисциплине «Фармацевтическая терминология»
Максимально 100 баллов
№ | Навыки | балл |
1. | Эффективная самопрезентация | |
2. | Открытая поза, демонсрация на невербальном уровне дружеского настроя | |
3. | Соблюдение темпа беседы, внимательное восприятие | |
4. | Уверенность | |
5. | Осознанное восприятие | |
6. | Умение видеть проблему с точки зрения собеседника | |
7. | Формирование способов убеждения | |
8. | Ведение групповой дискуссии, дебатов | |
9. | Понимание и оперирование показателей работы аптечных организации | |
10. | Обратная связь | |
Итого: |
Оценочный лист правовых навыков студентов 3 курса по элективной дисциплине
по элективной дисциплине «Фармацевтическая терминология»
устный опрос – максимально 100 баллов
- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 90-100 баллов
- правильный но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 75-89 баллов
- неполный ответ с некоторыми неточностями – 50-74 баллов
- неполный ответ, отражающие основные моменты темы – 0-49 баллов
- нет ответа – 0 баллов
Оценка СРС (максимально 100 баллов) студентов 3 курса по элективной дисциплине «Фармацевтическая терминология»
№ | Критерии | балл |
1. | Полное выполнение всех требовании соответствующей формы СРС | 90-100 |
2. | Допущены незначительные ошибки, неточное выполнение задания | 75-89 |
3. | Допущены значительные ошибки, неполное выполнение задания | 50-74 |
4. | Допущены принципиальные ошибки, не выполнение задании, несоответствие критериям СРС | 0-49 |
Соотношение СРС в процентах у студентов 3 курса по элективной дисциплине «Фармацевтическая терминология»
№ | Наименование | в % |
1. | Презентация | |
2. | Эссе | |
3. | Реферат | |
4. | Таблицы | |
5. | Обзор литературы | |
Тестовые задания – 10 | ||
Итого: |
Технология проведения контроля знаний студентов
I = R х 0,6 + E х 0,4, где
I – итоговая оценка
R– оценка рейтинга допуска
E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Рейтинг составляет 60% от I,
экзамен -40% от I
Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля.
Первый рейтинг высчитывается по формуле:
t – текущий контроль= средняя оценка за практические занятия (лабораторные, семинар) + средняя оценка за СРСП + средняя оценка за СРС
r - рубежный контроль
Каждое практическое занятие, СРСП, СРС, рубежный контроль высчитываются из 100 баллов, что соответствует 100 процентам
Второй рейтинг высчитывается по формуле:
t – текущий контроль= средняя оценка за практические занятия (лабораторные, семинар) + средняя оценка за СРСП + средняя оценка за СРС
r - рубежный контроль
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, поэтому семестровая оценка по дисциплине обучающихся определяется по формуле
Самостоятельная работа студента
под руководством преподавателя
Обучающийся считается допущенным к экзамену, если его семестровая оценка больше или равна 50%
В случае отсутствия рубежных контролей рейтинг допуска высчитывается только по текущим оценкам.
В случае большего количества рубежных контролей, высчитывается соответствующее количество рейтингов, в конце семестра высчитывается усредненный рейтинг
Технология проведения и оценка экзамена.
Максимальное процентное содержание итогового контроля соответствует 100 %. Экзаменатор выставляет оценки итогового контроля (Е) в экзаменационную ведомость, используя инструменты измерения знаний обучающихся итогового контроля.
Инструмент измерения итогового контроля в виде тестирования
На экзамене студенту предоставляется 50 тестовых заданий, т.е. каждое задание соответствует 2 баллам или процентам.
№ | Качество выполнения работ | Диапазон оценки |
Не выполнено Отсутствие на экзамене без уважительных причин | 0% | |
Оценка за каждый правильный ответ | 2% | |
Итого: | 0-100% |
Доля оценки итогового контроля составляет не более 40 % итоговой оценки знаний по дисциплине, поэтому экзаменационная оценка (Е) по дисциплине умножается на коэффициент 0,4 Ех0,4
Далее высчитывается итоговая оценка
I = R х 0,6 + E х 0,4
Итоговый контроль: экзамен.
2.10 Рекомендуемая литература
1. Указ Президента Республики Казахстан от 6 сентября 1995 года № 2454 «О Конституции Республики Казахстан», см. также дополнения.
2. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III. - Астана-Акорда.
3. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».
4. Указ Президента РК от 29 ноября 2010 года № 1113 «Государственная программа
развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы».
5. Приказ № 565 от 23 октября 2009 года «Об утверждении Положения о Комитете контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан».
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 02 октября 2002 года № 1081 года путем преобразования РГКП «Центр лекарственных средств «Дарі-дәрмек».
7.Государственный стандарт Республики Казахстан «Надлежащая аптечная практика.
основные положения». СТ РК 1615-2006.
8. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 ноября 2009 года № 774 «Об утверждении Номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей»
9. Программа развития фармацевтической промышленности Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Астана, 2010.
10. Стратегический план МЗ РК на 2010-2014 годы. Утвержден постановлением Правительства Республики от 10 февраля 2010 года № 81.
2.11 Приложения:
- форма № 1 «Протокол согласования преподавания с пре, постреквизитами и смежными дисциплинами» - по мере необходимости
- форма № 2 «Дополнения и изменения к рабочей программе» - по мере необходимости
СИЛЛАБУС