Алгоритм диагностики и лечения переломов позвоночника у детей
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Тестовые задания. Тема: «Переломы позвоночника у детей»
1. Позвоночник наиболее подвижен в отделах:
а) шейном
б) грудном
в) поясничном
2. Для детей характерны переломы позвоночника:
а) осложненные
б) неосложненные.
3. Спинной мозг заканчивается у ребенка 7 лет на уровне:
а) L1, б) L2 , в) L3
4. Для рентгеноанатомии позвоночника у детей характерны:
а) широкие межпозвоночные промежутки
б) наличие апофизов тел позвонков
в) наличие борозды питающей артерии
г) все перечисленное.
5. Компрессионный перелом тел позвонков возникает при механизме:
а) разгибательном
б) сгибательном
в) хлыстовом
г) все перечисленное
6.Для компрессионного перелома тел грудных позвонков характерны:
а) сглаженность кифоза
б) локальная боль
в) выступание остистых отростков позвонков
г) а и б
д) б и в
7. При вывихе между С3 и С4 позвонками, вывихнутыми считается:
а) вышестоящий,
б) нижестоящий.
8. При остро возникшей кривошее у ребенка можно предполагать:
а) миозит мышц шеи (болезнь Гризеля),
б) шейный лимфаденит,
в) спастическую кривошею,
г) ущемление капсулы,
д) ротационный подвывих суставов (С1, С2, С3),
е) все названное
9. При подвывихе в шейном отделе позвоночника применяют:
а) воротник Шанца
б) вытяжение за подмышечные впадины
в) вытяжение петлей Глиссона
10. У детей при лечении неосложненных компрессионных переломов тел позвонков применяется:
а) одномоментная реклинация
б) функциональное лечение
в) оперативное лечение
г) постепенная реклинация
11. У детей наиболее частыми механизмами компрессионных переломов тел позвонков являются:
а) падение с небольшой высоты,
б) кувырок через голову,
в) падение на ровном месте,
г) сдавление большим грузом,
д) транспортные происшествия.
12. Тяжелые компрессионные переломы тел позвонков возникают при:
а) падение с небольшой высоты
б) кувырке через голову
в) падении на ровном месте
г) сдавлении большими грузами
д) падении с большой высоты
13. При компрессионном переломе тел позвонков наблюдается:
а) синдром асфиксии
б) синдром кратковременного апноэ
в) менингеальный синдром
г) синдром двигательного возбуждения
14. Установить соответствие:
Диагноз | Симптом |
1) болезнь Гризеля, | а) кратковременное апноэ |
2) шейное ребро, | б) шейный лимфаденит |
3) перелом Th 10 | в) выбухание в надключичной области |
4) кривошея мышечная | г) укорочение кивательной мышцы |
Занятие 3
ПЕРЕЛОМЫ И ВЫВИХИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ У ДЕТЕЙ
I. Актуальность. У детей переломы плеча составляют 8%, переломы предплечья - 21% от всех переломов.
Анатомические и функциональные особенности определяют разнообразие локализации и характера переломов верхней конечности, что определяет актуальность темы.
Пример из клинической практики:
Больной В., 13 л., доставлен в хирургическое отделение ЦРБ. При попытке закрытого сопоставления выявлена интерпозиция мягких тканей, смещение отломков не устранено. Проведено открытое сопоставление отломков с фиксацией пластиной АО. Отломки на рентгенограмме хорошо сопоставлены и фиксированы. Однако у больного возник парез лучевого нерва, ребенок направлен в нейрохирургическое отделение.
На операции выявлено высокое (на уровне с/3 плеча) разветвление лучевого нерва на двигательную и чувствительную ветви. Одна ветвь запаяна рубцами - освобождена (невролиз) от рубцов, другая ветвь с дефектом нерва на протяжении примерно 4 см. Ушить не удалось, концы нерва соединены аллотрансплантатом.
Приведенный пример иллюстрирует необходимость хороших знаний топографии нервов и сосудов при переломах, чтобы при их лечении не наносить дополнительных повреждений.
II. Учебные цели практического занятия: усвоение методов диагностики и лечения переломов верхней конечности. Для этого необходимо уметь (конкретные цели):
1. выявлять из жалоб и анамнеза характерный механизм перелома;
2. составлять план обследования больного,
3. выбрать наиболее информативные признаки перелома из клинического и дополнительного исследований,
4. выявлять информативные признаки вывиха,
5. выявлять клинические и рентгенологические признаки конгруэнтности и неконгруэнтности элементов плечевого и локтевого сустава,
6. уметь выявлять осложнения переломов,
7. выбрать и обосновать метод лечения,
8. составить план реабилитационного лечения.
III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
3.1Лекции по курсу детской хирургии.
3.2.Алгоритм диагностики и лечения.
3.3.Тесты и задачи по теме.
3.4.Вопросы для самоподготовки:
- Определение биомеханизма повреждений верхней конечности;
- Классификация переломов и вывихов плечевого пояса;
- Классические признаки перелома и вывиха;
- Клинические методы исследования, применяемые для диагностики переломов и вывихов верхней конечности: что находим при внешнем осмотре, пальпации, исследовании движений;
- Возможные осложнения переломов верхней конечности,
- Методы лечения в зависимости от локализации перелома: внутрисуставный, около суставный;
- Выправление вывиха плеча по Джанелидзе, Кохеру.