Алгоритм диагностики и лечения переломов позвоночника у детей

                                             
   
Механизм травмы
 
Падение с высоты Кувырок через голову
 
Падение на спину
 
     
Сгибательный
 
Разгибательный
 
   
Классификация
 
Стабильные
 
Нестабильные
 
     
Компрессионные переломы I-II ст.
 
Перелом суставных отростков, дужек компрессионный перелом 2 ст.
 
 
  Алгоритм диагностики и лечения переломов позвоночника у детей - student2.ru
 
 
Осмотр
 
Уменьшение поясничного лордоза
 
Увеличение грудного кифоза
 
Напряжение мышц спины
 
 
 
Пальпация
  Алгоритм диагностики и лечения переломов позвоночника у детей - student2.ru
 
 
Исследование движений
 
   
Очаговые уплотненные структуры на КТ
 
 
Рентгенологическое исследование, КТ, МРТ
 
Закругление переднего отдела позвонков
 
Исчезновение тени питающей артерии
 
 
  Алгоритм диагностики и лечения переломов позвоночника у детей - student2.ru
 
 
Оперативное
 
При сдавлении спинного мозга
 
 
Иммобилизация
 
Корсеты матерчатые
 
Гипсовые
 
Съемные

Посттравматический остеохондроз
Выздоровление
Исход

Тестовые задания. Тема: «Переломы позвоночника у детей»

1. Позвоночник наиболее подвижен в отделах:

а) шейном

б) грудном

в) поясничном

2. Для детей характерны переломы позвоночника:

а) осложненные

б) неосложненные.

3. Спинной мозг заканчивается у ребенка 7 лет на уровне:

а) L1, б) L2 , в) L3

4. Для рентгеноанатомии позвоночника у детей характерны:

а) широкие межпозвоночные промежутки

б) наличие апофизов тел позвонков

в) наличие борозды питающей артерии

г) все перечисленное.

5. Компрессионный перелом тел позвонков возникает при механизме:

а) разгибательном

б) сгибательном

в) хлыстовом

г) все перечисленное

6.Для компрессионного перелома тел грудных позвонков характерны:

а) сглаженность кифоза

б) локальная боль

в) выступание остистых отростков позвонков

г) а и б

д) б и в

7. При вывихе между С3 и С4 позвонками, вывихнутыми считается:

а) вышестоящий,

б) нижестоящий.

8. При остро возникшей кривошее у ребенка можно предполагать:

а) миозит мышц шеи (болезнь Гризеля),

б) шейный лимфаденит,

в) спастическую кривошею,

г) ущемление капсулы,

д) ротационный подвывих суставов (С1, С2, С3),

е) все названное

9. При подвывихе в шейном отделе позвоночника применяют:

а) воротник Шанца

б) вытяжение за подмышечные впадины

в) вытяжение петлей Глиссона

10. У детей при лечении неосложненных компрессионных переломов тел позвонков применяется:

а) одномоментная реклинация

б) функциональное лечение

в) оперативное лечение

г) постепенная реклинация

11. У детей наиболее частыми механизмами компрессионных переломов тел позвонков являются:

а) падение с небольшой высоты,

б) кувырок через голову,

в) падение на ровном месте,

г) сдавление большим грузом,

д) транспортные происшествия.

12. Тяжелые компрессионные переломы тел позвонков возникают при:

а) падение с небольшой высоты

б) кувырке через голову

в) падении на ровном месте

г) сдавлении большими грузами

д) падении с большой высоты

13. При компрессионном переломе тел позвонков наблюдается:

а) синдром асфиксии

б) синдром кратковременного апноэ

в) менингеальный синдром

г) синдром двигательного возбуждения

14. Установить соответствие:

Диагноз Симптом
1) болезнь Гризеля, а) кратковременное апноэ
2) шейное ребро, б) шейный лимфаденит
3) перелом Th 10 в) выбухание в надключичной области
4) кривошея мышечная г) укорочение кивательной мышцы

Занятие 3

ПЕРЕЛОМЫ И ВЫВИХИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ У ДЕТЕЙ

I. Актуальность. У детей переломы плеча составляют 8%, переломы предплечья - 21% от всех переломов.

Анатомические и функциональные особенности определяют разнообразие локализации и характера переломов верхней конечности, что определяет актуальность темы.

Пример из клинической практики:

Больной В., 13 л., доставлен в хирургическое отделение ЦРБ. При попытке закрытого сопоставления выявлена интерпозиция мягких тканей, смещение отломков не устранено. Проведено открытое сопоставление отломков с фиксацией пластиной АО. Отломки на рентгенограмме хорошо сопоставлены и фиксированы. Однако у больного возник парез лучевого нерва, ребенок направлен в нейрохирургическое отделение.

На операции выявлено высокое (на уровне с/3 плеча) разветвление лучевого нерва на двигательную и чувствительную ветви. Одна ветвь запаяна рубцами - освобождена (невролиз) от рубцов, другая ветвь с дефектом нерва на протяжении примерно 4 см. Ушить не удалось, концы нерва соединены аллотрансплантатом.

Приведенный пример иллюстрирует необходимость хороших знаний топографии нервов и сосудов при переломах, чтобы при их лечении не наносить дополнительных повреждений.

II. Учебные цели практического занятия: усвоение методов диагностики и лечения переломов верхней конечности. Для этого необходимо уметь (конкретные цели):

1. выявлять из жалоб и анамнеза характерный механизм перелома;

2. составлять план обследования больного,

3. выбрать наиболее информативные признаки перелома из клинического и дополнительного исследований,

4. выявлять информативные признаки вывиха,

5. выявлять клинические и рентгенологические признаки конгруэнтности и неконгруэнтности элементов плечевого и локтевого сустава,

6. уметь выявлять осложнения переломов,

7. выбрать и обосновать метод лечения,

8. составить план реабилитационного лечения.

III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1Лекции по курсу детской хирургии.

3.2.Алгоритм диагностики и лечения.

3.3.Тесты и задачи по теме.

3.4.Вопросы для самоподготовки:

- Определение биомеханизма повреждений верхней конечности;

- Классификация переломов и вывихов плечевого пояса;

- Классические признаки перелома и вывиха;

- Клинические методы исследования, применяемые для диагностики переломов и вывихов верхней конечности: что находим при внешнем осмотре, пальпации, исследовании движений;

- Возможные осложнения переломов верхней конечности,

- Методы лечения в зависимости от локализации перелома: внутрисуставный, около суставный;

- Выправление вывиха плеча по Джанелидзе, Кохеру.

Наши рекомендации