Больной, получающий химиотерапию, должен сообщить

врачу:

о повышении температуры, ознобе, боли в горле;

о появлении кашля или изменении характера мокроты;

о примеси крови в кале или в моче;

о боли или жжении при мочеиспускании;

о появлении слабости, одышки, плохой переносимости хо­лода, болях в грудной клетке;

о кровоточивости десен после еды или чистки зубов;

о появлении синяков или мелких точечных кровоподтеков на коже или слизистой рта;

о длительном кровотечении при небольшом порезе;

о глубоких, особенно загрязненных, повреждениях кожи.

Для профилактики осложнений, связанных снарушениями гемопоэза, врач должен проинформировать больного о правилах, которых пациент дол­жен придерживаться.

Больному, получающему химиотерапию

При лейкопении.

• В течение курса химиотерапии регулярно в одно и то же время измерять температуру.

• Тщательно мыть руки, включая ногтевые ложа и участки между пальцами, теплой водой с мылом.

• Избегать повреждений кожи, так как даже мелкие порезы или царапины во время химио­терапии могут стать входными воротами инфекции. Место случайного пореза, потертость или царапину тщательно вымыть водой с мылом. Неглубокий порез очистить перекисью водорода и закрыть стерильной повязкой.

При тромбоцитопении.

• Чистить зубы мягкой щеткой.

• Не пользоваться бритвой (даже электрической) и не стричь ногти.

• При носовом кровотечении сдавить ноздри и запрокинуть голову, положить на область носа лед или салфетку, смоченную ледяной водой. Если кровотечение не останавливается в течение 30 минут, вызвать скорую помощь.

• При повреждении кожи плотно прижать место кровотечения не менее чем на 10 минут. Если кровотечение не остановилось, нужна экстренная медицинская помощь.

• Избегать натуживания при акте дефекации, чтобы не возникло геморроидального крово­течения. При запоре с помощью диеты или слабительных добиться регулярного стула.

При анемии.

• Уменьшить активность, стараться больше отдыхать.

Тактика врача.При снижении количества нейтрофилов ниже 500 в 1 мл крови резко возрастает вероятность инфекционных осложнений. Присоеди­нившуюся инфекцию на фоне нейтропении называют «фебрильной нейтропенией». Она протекает тяжело, чревата возможностью септического состоя­ния и может привести к летальному исходу.

Первым, и нередко единственным, признаком инфекции является повы­шение температуры. У больных, получающих химиотерапевтическое лече­ние, температура выше 38° на протяжении 2-х дней даже при отсутствии лей­копении, служит показанием для назначения антибиотиков.

При уровне нейтрофилов менее 100 в 1мл антибиотики следует назначить даже при однократном повышении температуры выше 38°.

Параллельно с антибиотиками для стимуляции лейкопоэза используют гемоцитокины (лейкомакс, нейпоген, граноцит). Снижая риск нейтропении, они предупреждают инфекционные осложнения даже у больных пожилого и старческого возраста.

Токсическое действие на тромбоцитопоэз при химиотерапии наблюдается реже. Необходимость в лечебных мерах возникает при снижении числа тромбоцитов ниже 25-50хЮ9 л.

Переливают тромбоцитарную взвесь или тромбоконцентрат и другие компоненты крови. Используют фактор роста и развития мегакариоцитов - тромбопоэтин.

Длительная химиотерапия и кровотечения иногда приводят к анемии. Ле­чение — гемотрансфузии, переливание эритроцитарной массы и назначение рекомбинантного эритроидного фактора роста (эритропоэтина) в сочетании с препаратами железа.

Желудочно-кишечные расстройства.

Мучительные для больных тош­нота и рвота наблюдаются при лечении многими препаратами. Они наибо­лее постоянны при химиотерапии производными платины, дакарбазином, дактиномицином.

В основе возникновения тошноты и рвоты лежит возбуждение рвотного центра, находящегося в области IV желудочка. В зависимости от времени появления различают острую, отсроченную и предварительную рвоту. Они различаются по механизму возникновения и требуют различных подходов к лечению.

Острой считается рвота в течение первых суток после введения препара­та, отсроченной - рвота, появившаяся в течение последующих 2-6 дней, предварительной - рефлекторная рвота, возникшая до начала химиотерапии. Острая и отсроченная рвота обусловлены повышенным выбросом серотонина из клеток слизистой оболочки тонкой кишки.

Для справки

Противоопухолевые препараты стимулируют выброс серотонина. Серотонин через блуждающий нерв действует на рвотный центр, вызывая рвотный реф­лекс. Воздействие серотонина на рвотный центр происходит путем связывания его с рецепторами 5-гидрокситриптамина третьего типа (5-НТз).

Для борьбы стошнотой и рвотой используют многие лекарственные пре­параты, но при химиотерапии наиболее эффективны блокаторы 5-НТ3 серотониновых рецепторов: зофран, навобан, китрил, латран. С их помощью удается предупредить острую рвоту у 40-70% больных при лечении высоко эметогенными препаратами, и у 80-90% пациентов при использовании уме­ренно эметогенных средств.

Назначить противорвотные препараты следует за 30-60 минут до начала химиотерапии и проводить на протяжении всего периода лечения, а при ис­пользовании цисплатина продолжать еще в течение трех последующих дней.

На отсроченную рвоту перечисленные препараты оказывают меньшее влияние. Они мало эффективны и при предварительной рвоте, возникающей У пациентов, у которых предыдущие курсы химиотерапии сопровождались сильной тошнотой и рвотой. Предварительная рвота обычно имеет психоген­ный характер, поэтому для ее лечения используют седативные средства, пси­хотерапию, гипноз и т.д.

Снизить вероятность возникновения и уменьшить интенсивность тошно­ты и рвоты больной может, придерживаясь некоторых простейших правил.

Об этих правилах врач обязан проинформировать пациента.

Наши рекомендации