Урок 1. Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам
Целевая установка: дать представление о слове как единице языка и речи; о слове как единстве звучания и значения, показать, что в русском языке для называния всего существующего в реальном мире есть великое множество слов, учить различать предметы ( признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учить составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.
План урока
1. Проверка домашнего задания. Сколько заданий выполнили, проверяя свои знания? Какие задания вызвали ваше затруднения?
2.Рассматривание щмуцтитула ( учебник, стр. 17 ). Чтение названия раздела. Определение целевой установки изучения раздела « С какими словами будем знакомиться на уроках при изучении данного раздела?».
3. Определение учебной познавательной задачи урока Что такое слово? ( учебник, стр. 18). Выслушивание мнений детей.
4. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 1, стр. 18) Рассуждение о том, является ли сочетание слов «плим» словом.
5.Чтение сведений о языке ( учебник, стр. 18) и ответы на вопросы: Что такое слова? Для чего они нам нужны?
6. Комментированная запись слов под диктовку: стол, воробей, ворона. Ответы на вопросы: Можно ли назвать словами то, что вы записали? Что называет каждое слово? Какое слово является лишним? ( слово стол –это название мебели, другие слова- названия птиц). Названия каких других птиц вы знаете?
7. Обсуждение: для чего нужны слова? Слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явлений, их признаков и действий.
8.Чтение высказывания К.Г. Паустовского о слове (учебник, упр. 2), выявление главной мысли этого высказывания и подтверждение ее подбором примеров слов.
9.Чтение стихотворения (рабочая тетрадь, упр. 1, стр.10). Сопоставление мыслей, заключенных в высказывании К.Г. Паустовского и строках стихотворения А. А. Шибаева.
10. Определение значений слов, выделение тематических групп слов, которые можно объединить темой весна (зима, лето)
· Чтение слов (учебник, упр. 3). Соотнесение слова и образа, вызванного словом.
· Ответы на вопросы: что или кого называет каждое из слов? К каким словам можно задать вопросы к т о?, а к каким — ч т о?
· Отбор слов, которые можно объединить темой «Весна» («Зима», «Лето»).
· Составление (устно) предложений с любым словом.
· Задание на выбор: списать два «весенних» слова или записать предложение с любым из «весенних» слов.
11. Рассматривание рисунка (рабочая тетрадь, упр. 2, стр.11)), подбор к нему названия. Дописывание букв в словах и проверка написания слов (учебник, упр. 3). Объяснение, почему словам даны такие названия: подснёжник, ледоход.
12. Сопоставление реально существующего предмета ( признака, действия) и слова-названия этого предмета (признака, действия) Рассматривание рисунка (учебник, упр. 4). Выполнение заданий. (Учитель обращает внимание на то, что предмет (его признак или действие) и слово, называющее этот предмет (его признак или действие), не одно и то же.) Например, учитель может вести беседу так: «Что за предмет вы видите? (Сосуд (аквариум), в котором живут рыбки.) А что можно сделать с этим стеклянным сосудом? (Передвинуть с места на место, налить в него воды, нечаянно разбить...) А как называют этот предмет? (Аквариум.) Проговорите это трудное слово по слогам. Что можно сделать со словом аквариум? (Произнести, написать, определить, на какой вопрос отвечает это слово, составить с этим словом предложение...) Слово аквариум и предмет, который называется этим словом, — это одно и то же или нет? Почему?» И т. д.
13.. Составление текста ( устно) по рисунку и опорным словам (учебник, упр. 5). Примерный текст: «В аквариуме плавают маленькие рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик-коток!»
14. Итог урока: когда слово является словом? Для чего нужны слова в речи? Что могут называть слова? Предмет и слово-название предмета – это одно и то же?
15.Домашнее задание: Запись слов (рабочая тетрадь, упр. 1, стр. 10).
Урок 2. Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов.
Целевая установка: приобретать опыт в различении слов, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам; учить правильно ставить к словам вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? и др.; развивать умение классифицировать слова, называющие предметы, признаки; учить соотносить текст и рисунок., составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка, ввести в активный словарный запас слова-термины «слова-названия предметов», слова-названия действий предметов», слова-названия признаков предметов»
План урока
1.Определение учебной познавательной задачи урока Что могут называть слова? ( учебник, стр. 21). Обсуждение мнений детей.
3. Наблюдение над словами - названиями предметов и явлений, названиями признаков предметов и явлений, названиями действий предметов и явлений (учебник, упр. 6, стр. 21.):
· Рассматривание таблицы, чтение названия таблицы, чтение трёх групп слов и вопросов, на которые отвечают слова каждой группы.
· Анализ слов каждой группы, например слов-названий предметов: чтение слов ( ворона, дождь, снег, яблоко, ребята), постановка вопросов к каждому слову кто? или что?
· Обобщение: к словам-названиям предметов мы будем относить не только слова, обозначающие предметы (стол, стул, ковер), но и слова, обозначающие людей (мальчик, учитель, дети), животных (еж, бабочка, акула, утка), явления природы (град, снег), события (праздник, митинг); эти слова отвечают на вопрос к т о? или ч т о?
· Аналогично проводится работа со словами-названиями признаков и словами- названиями действий предметов.
· Подбор своих примеров слов каждой группы. Составление предложения с любым словом из таблицы.
4. Упражнение в различении слов, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам (учебник, упр. 7). Чтение слов. Ответы на вопросы: по какому признаку распределены слова в три группы? Определение, какие из этих слов называют предметы, какие — действия предметов, какие — признаки предметов? Соотнесение слов-названий с вопросами: какие слова отвечают на вопрос к т о? или ч т о?, какие — на вопрос что делает? и др. Составление предложений с использованием данных слов и запись одного из них.
5.Упражнение в классификации слов по группам ( рабочая тетрадь, упр. 3, стр.12.) Выполнение устных заданий. Подготовка к выполнению письменных заданий (домашняя работа).
6. . Подбор слов, называющих признаки любого из записанных слов. Определение по заданному признаку слов, называющих предмет (учебник, упр. 10). Постановка вопросов к каждому из заданных слов. Составление предложения с любым словом и его запись. (Возможно другое задание: составить и записать словосочетания с данными словами: зеленая лента, доброе утро... .)
7. Проведение игры: учитель называет слово, обозначающее действие: идет (ловит, играет, думает, живет, плывет...). Дети подбирают слова-названия предметов, которые могут совершать эти действия.
8. Чтение текста (учебник, упр. 11). Ответы на вопросы: то, что вы прочитали, это текст? Устный или письменный? Из какой он сказки? Сколько предложений в тексте? О ком и о чем говорится в каждом из предложений? Назовите в тексте слова-названия предметов. Какие из этих слов отвечают на вопрос к т о? или ч т о? Есть ли в тексте слово, которое называет признак и отвечает на вопрос к а к и е? Прочитайте слова, называющие действия жар-птицы и действия Ивана-царевича. Запись первого предложения из текста.
9. Рассматривание рисунка (учебник, упр. 12). Ответы на вопросы: подходит ли текст к рисунку? Какими художник изобразил главных героев? Опишите их внешний вид и действия. Как художнику удалось передать чувства главных героев? Заинтересовал ли вас этот рисунок? Выскажите свое мнение. Составление ответа на вопрос по данному началу «На рисунке художник изобразил Ивана-царевича, жар-птицу и яблоню с яблоками. Иван-царевич схватил птицу за хвост и пытается её удержать.)
10.Итог урока: что могут обозначать( называть) слова? Приведите примеры таких слов. На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет? действие предмета? признак предмета? Назовите лишнее слово: небо, ветер, облако, плывёт?
11.Домашнее задание: ( рабочая тетрадь, упр. 3 и 4, стр.12-13, письменные задания .
Урок 3. Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Целевая установка: классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению ( люди, животные, растения и др)., формировать умение ставить к словам – называющих людей и животных вопрос кто? к другим словам, названиям предметов, вопрос что? и различать эти слова по данным вопросам; различать вежливые слова и использовать их в речи, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы, ввести в активный запас учащихся вежливые слова,
План урока
1. Воспроизведение знаний о роли слов в речи, о словах, называющих предметы ( признаки, действия), и вопросах, на которые они отвеают.
2. Упражнение в классификации и объединении слов – названий предметов по лексическому значению в тематические группы.
· Проверка домашнего задания ( упр.4, рабочая тетрадь, стр.13) (учебник, упр. 8); проведение игры «Кто больше подберет других слов на любую из данных тем»: «Школьные принадлежности», «Мебель», «Посуда».
· Нахождение лишнего слова и обоснование правильности своего ответа (учебник, упр. 8): в первой группе слов лишнее слово - тетрадь ( отвечает на вопрос что?, во второй группе слов – лишнее слово море ( отвечает на вопрос что?) Выполнение письменного задания и ответ на вопрос, к каким словам нужно поставить вопрос кто? и что?. Чтение сведений о языке.
· Распределение слов по тематическим группам (учебник, упр.9, стр. 23): чтение слов, выяснение значений слов, постановка к каждому из слов вопроса к т о? или ч т о? Обоснование: почему к одним словам ставится вопрос к т о?, а к другим — ч т о?. Письменная запись по выбору слов любой тематической группы.
3.Постановка новой познавательной задачи Какие слова мы называем вежливыми? Обсуждение вопроса-задачи.
4.Выразительное чтение стихотворений и выполнение заданий упр. 13 ( учебник, стр.25) и упр. 6 ( рабочая тетрадь, стр.14) Выделение из стихотворений слов-приветствий, слов- прощаний. Подбор к этим словам других слов и выражений, которые мы используем в речи при приветствии и прощании:
Здравствуйте. Доброе утро (день, вечер);
До свидания. До встречи. Прощайте. До завтра и др.
5. Чтение слов-благодарения и слов, которыми начинается просьба о чём-либо (учебник, упр. 14, стр. 25). Подбор слов, близких по значению: Спасибо. Большое спасибо, Благодарю Вас;
6. Работа в группах: подготовка к составлению и разыгрыванию сценки ( как ты обратишься к товарищу с какой-либо просьбой). Заслушивание составленных диалогов.
7. Чтение сведений о языке ( стр. 25, учебник). Выяснения понимания смысла научного текста. Ответы на вопросы: Какие слова делают нашу речь вежливой? Как часто мы используем в речи вежливые слова?
8. Итог урока: что нового о словах узнали на уроке? Какие вежливые слова ты используешь в речи? При каких обстоятельствах?
9. Домашнее задание: рабочая тетрадь, упр. 5, стр. 14.
Урок 4. Однозначные и многозначные слова. Слова , близкие и противоположные по значению Словари русского языка.
Целевая установка: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи; познакомить со словарями учебника: толковым и словарями близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», «слова, близкие и противоположные по значению», слова с непроверяемыми написаниями пенал, карандаш; формирование представлений о хороших и плохих качествах человека на основе работы над содержанием текста «Ленивый и прилежный», вызвать интерес к происхождению слов пенал, здравствуйте, благодарю.
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Обсуждение: где можно узнать, что означает слово? (учебник, упр. 15). Знакомство с Толковым словарем русского языка и толковым словарем в конце учебника. Нахождение (под руководством учителя) слов невежа и невежда в толковом словарике учебника и знакомство со значением данных слов.
3. Постановка познавательной учебной задачи урока: сколько значений может иметь слово? Обсуждение возможных ответов на этот вопрос.
4. Наблюдение над значениями однозначных и многозначных слов: (учебник, упр. 15):
· Определение по рисункам слов, которые имеют одно значение ( карандаш, грач), введение термина «однозначные» слова;
· определение по рисункам слов, которые имеют несколько значений ( кисть, колокольчик), введение термина «многозначные» слова; обсуждение, чем похожи предметы, которыми названы многозначным словом ( по внешним признакам).
· Нахождение значений слов ( грач, колокольчик, кисть, карандаш) в толковом словаре учебника и уточнение их значений.
· Обобщение: многозначные слова получили своё название по какому-либо сходству предметов(признаков, действий), которые они называют., например, по внешнему сходству.
· Чтение сведений об однозначных и многозначных словах ( учебник, стр. 27 ) и выяснение понимания прочитанного.
5. Картинно-комментированный диктант (дети называют предмет, изображенный на рисунке, определяют его значение и записывают слово-название, комментируя его написание ( воробей, ворона, пенал, карандаш). Перед записью слов пенал и карандаш учитель обращает внимание детей на запись этих слов в учебнике, выясняет, почему в этих словах выделены буквы.
6. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 17), обсуждение выбора значения слова золотой для объяснения смысла выражений золотая рожь, золотые руки. Нахождение в стихотворении диалога и его выразительное прочтение.
7. Проверь себя! Проверка умения распознавать однозначные и многозначные слова ( упр. 7, рабочая тетрадь, выполнение задания устно)
8. Наблюдение над словами близкими и противоположными по значению в словарях близких и противоположных значений слов в учебнике.( стр.141,142)
9. Выразительное чтение текста ( учебник, упр. 19) (языковой материал упр. 19 позволит учителю формировать представление о хороших и плохих качествах человека и воспитывать у детей ответственность за своё отношение к имеющимся у них обязанностям Выяснение значений слов ленивый и прилежный. Обсуждение, подходит ли заголовок к тексту. Выполнение заданий упражнения.
10.Итог урока: где можно узнать, какое слово многозначное, а какое однозначное? Что вы узнали о словарях русского языка? Когда мы обращаемся к словарям? Что надо знать о написании слов пенал и карандаш. ( Знакомство со страничкой для любознательных – учебник, стр. 29)).
11.. Домашнее задание: познакомиться со Страничкой для любознательных (учебник, стр. 29) и подумать, сможете ли выполнить задания «Проверь себя» ( учебник, стр. 30) ; упр. 7, 8, 9 (рабочая тетрадь, стр.15.)
СЛОВО и СЛОГ. УДАРЕНИЕ (6ч.)