Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Я вынул из ящика стола т..жёлые списки романа и ч..рновые тетради и начал их жеч(?). Это страшно трудно де­лать потому (что) исписа(н, нн)ая бумага горит (не) охотно. Ломая ногти я разд..рал тетради стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой тр..пал листы. Пепел по врем..нам одолевал меня душил пламя но я боролся с ним и роман упорно сопротивляясь все же погибал. Знакомые слова м..лькали предо мной. Они проп..дали лишь тогда когда бумага чернела и я кочергой ярос(?)но доб..вал их.

(По М. Булгакову.)

Билет № 4

1. Группы слов по употреблению и происхожде­нию.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Что (бы) завоевать, заслужить, приобрести — глагол мо­жете выбрать на свой вкус — настоящий авторитет, соверше(н, нн)о (не) обходимо быть (во) первых добр..желательным к людям и (во) вторых предельно справедливым.

Если вы отчетливо понимаете что эти качества развиты у вас (не) достаточно я бы рекомендовал (ни) когда (не) сп..шить с оценкой поступков событий людей (не) торопит..ся высказы­вать свое отношение к кому (то) или чему (то). Очевидно преж­де, чем принимать чью (то) сторону в споре (по) видимому надо т..рпеливо взвесить все доводы и все «за» и «против».

(По А. Маркуше.)

Билет № 5

Фразеологизм: его лексическое значение, функция в предложении и тексте.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

Статья 1.

Р.ссийская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с р..спубликанской формой правления.

Наименования «Российская Федерация» и «Россия»(равно) значны.

Статья 2.

Человек, его права и св..боды ..вляются высшей це(н, нн)остью в Российской Федераци. Пр.,знание со­блюдение и защита (не) отъемлемых прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3.

Носителем суверенитета и единстве..ным источником власти в Российской Федераци.. ..вляется ее (много) национальный народ.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть (не) посредстве..но, а так (же) через органы государстве(н, нн)ой власти и органы мес(?)ного (само) управления.

Высшим выражением (не) посредственной власти народа являют..ся референдум и свободные выборы.

(Ни) кто (не) может присваивать власть в Российской Федерации .Узурпация государстве(н, нн)ой власти является особо тяжким преступлением.

Билет № 6

1. Группы морфем (значимых частей слова): корне­вые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные слу­жебные морфемы.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

С чего начинается перевод..ик? Что значит способность воспринимать чужую жизнь, как свою, обмениват..ся не только языками — жизнями?.. Нации народы «языцы» тя­нут..ся друг к другу как двое королевских детей из немец..кой народной ба(л, лл)ады. Те стояли на противоположных бере­гах глубокой реки изнывая от невозможности преодолеть ра..деляющее их пространство. Королевич бросился вплавь когда королева зажгла свечу что (бы) ему был виден берег...

Может быть переводчики лодоч..ники?.. В силу одного своего призвания переводчик обязан вобрать в себя культуру мысль опыт столетий и он же должен себя самого — малень­кое свое, частное, сформирова(н, нн)ое врем..нем человече­ское «я» — как бы отдать вечности (не) прерывному потоку времени.

(Л. Гинзбург.)

Билет № 7

1. Основные способы образования слов в русском языке.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

В это бл..госл..ве(н, нн)ое время от двух до трех часов по­полудни которое может назват(?)ся движущеюся столицею Невского проспекта происходит главная выставка всех луч­ших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром другой греческий прекрас(?)ный нос третий н..сет превосходные бакенбарды четвертая пару хорошеньких глазок и уд..вительную шляпку пятый перс­тень с талисманом на щегольском мизинце шестая но..ку в оч..ровательном башмачке седьмой галстук возбуждающий уд..вление осьмой усы пов..ргающие в изумление. Но б..ет три часа и выставка оканчивает..ся толпа реде..т.

(Н. Гоголь.)

Билет № 8

1. Части речи в русском языке, критерии их выделе­ния. Именные части речи (имя существительное, имя прилагательное), их общие и отличительные признаки.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Золотая моя Журавушка!

Знаеш(?) ли ты моя милая что счас(?)ливей твоего Петьки нет человека на всем белом свете? Да мне теперь сам сата­на — не страшен. Милая родная родн..нькая спасибо тебе за Сере..ку за то что ты есть у меня за твои глаза за твои руки з..л..тые за твое сер(?)це за все за все спасибо. Одна у меня к тебе — самая великая-пр..великая — про..ьба: бер..ги себя и Сере..ку. Сейчас я сменился с дежурства у пул..мета. Всю ночь дежурил. Небо было ясное звез(?)ное. Я облюбовал одну звезду самую яркую и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее разговариваю с тобой моя родная. В блиндаже ра..крыл твою посылку и был у нас дорогая пир на весь мир. По случаю рождения Сере.. ки старшина разрешил нам «изничтожить» НЗ неприк..сновенный запас продуктов какой имеет..ся у каждого красноармейца в вещевом мешке.

Ну, вот, кажись, и все. Обнимаю тебя крепко крепко. А Сере..ку целую в пузо.

До свиданья — Петр. 30.12.41 г.

(По М. Алексееву.)

Билет № 9

Наши рекомендации