Устройстволечебного отделения.
ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМОТДЕЛЕНИЯ.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИПАЛАТНОЙ МЕДСЕСТРЫ
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны ЗНАТЬ:
- виды и устройство лечебного отделения
- функции лечебного отделения
- правила поддержания санитарно-эпидемиологического режима в лечебном отделении
- объем обязанностей при передаче дежурства
- медицинскую документацию
УМЕТЬ:
- приготовить дез. растворы для проведения дезинфекций различных предметов ухода
- провести дезинфекцию предметов ухода и помещений в лечебном отделении
- сдать и принять дежурство на посту
- вести и заполнять медицинскую документацию сестринского поста
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Виды лечебных отделений.
2. Функции лечебно-профилактических отделений.
3. Устройство лечебного отделения.
4. Мероприятия, проводимые по поддержанию санитарно-эпидемиологического режима ЛПУ.
5. Режимы физической активности в ЛПУ.
6. Проведение передачи дежурства медсестры.
7. Медицинская документация сестринского поста.
8. Объем работы и обязанности палатной медсестры.
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Медицинской сестре следует дать пациенту возможность выразить свои мысли, заботы и чувства. Внимательно выслушивая пациента, медицинская сестра может способствовать решению тех или иных проблем пациента.
2. Пациентов следует поощрять к беседам и оказывать им соответствующую поддержку. Медицинская сестра может давать пациентам определенную надежду на каждый новый день и помогать им использовать свои резервы для достижения целей.
3. Установление хорошего контакта между медицинской сестрой и пациентом происходит при условии достаточного времени для общения. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход.
Недопустимы грубость и панибратство!
4. Из всех медицинских сотрудников именно медсестра во время болезни пациента проводит с ним большее количество времени, поэтому она находится в самом выгодном положении с точки зрения оценки потребностей пациента,и необходимо стремиться к наиболее раннему их выявлению.
5. Организация профессионального ухода за пациентом имеет решающее значение для физического и психологического комфорта пациента и его благополучия.
6. Недопустимо на рабочем месте:
- громкая раздраженная речь;
- обращение к пациенту любого возраста на "ты";
- яркая вызывающая косметика;
- грязная одежда (халат, шапочка);
- грязные руки;
- несоблюдение правил личной гигиены;
- обсуждение с медицинским персоналом (другими медицинскими сестрами, санитарками) проблем кого-либо из пациентов.
7. Обувь медицинской сестры должна быть удобной, мягкой, из материала, поддающегося дезинфекции, без каблуков.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Лечебное отделение
Стационар больницы состоит из лечебных отделений. Лечебные отделения могут быть:
а) общего профиля:
- терапевтические (пациенты с патологией сердца, легких, желудочно-кишечного тракта и так далее);
- хирургические (травмы конечностей, операции на органах брюшной полости, сотрясение головного мозга).
Такое разделение чаще всего имеет место в районных, участковых больницах.
б) специализированные - отделения, предназначенные для лечения пациентов с патологией одной системы (кардиологическое, пульмонологическое, травматологическое, нейрохирургическое и так далее).
Функции: |
1. Оказание экстренной медицинской помощи.
2. Диагностика заболевания.
3. Проведение лечения, которое невозможно в домашних или амбулаторных условиях.
Устройство лечебного отделения:
1. Палаты для пациентов.
2. Санузел (туалет, душ, ванна) для пациентов.
3. Буфетная для раздачи пищи.
4. Столовая для приема пищи.
5. Процедурный кабинет.
6. Ординаторская (для врачей).
7. Кабинет заведующего отделением.
8. Кабинет старшей медсестры отделения.
9. Бельевая (для хранения чистого нательного и постельного белья).
10. Помещение для постовой (палатной) медсестры.
11. Манипуляционная (клизменная).
В зависимости от профиля терапевтического отделения выделяют помещения для лечебных и диагностических служб (кабинет ФГС, кабинет ЭКГ).
Палаты лечебного отделения должны быть просторными, светлыми, рассчитанными не более, чем на 6 человек. Стены окрашивают масляной краской, полы покрывают линолеумом. Палаты оборудованы самым необходимым: кровати, тумбочки, столы, стулья. Наиболее удобными являются функциональные кровати. В палате устанавливают холодильник для хранения продуктов. Вся больничная мебель должна быть с гладкой, легко моющейся поверхностью.
В палату на 1-2 человек помещают тяжелобольных пациентов; онкологических пациентов; пациентов с недержанием мочи, кала; пациентов, выделяющих зловонную мокроту.
На каждых 25-30 пациентов существует СЕСТРИНСКИЙ ПОСТ.
На посту должны быть: шкаф для хранения лекарственных средств, стол, стул (кресло), шкаф для хранения предметов ухода, холодильник для хранения скоропортящихся лекарственных средств, передвижной столик для раздачи лекарственных средств, столик для подготовки к различным манипуляциям, раковина с краном.
Пост медсестры располагают таким образом, чтобы медсестре были видны все ее палаты. На посту должна быть связь с тяжелобольными пациентами, должен быть список телефонов всех больничных учреждений.
Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения ^
Этот режим включает: '
1) влажную уборку всех помещений;
2) поддержание в них чистоты и порядка;
3) санитарно-гигиеническая обработка пациентов.
Влажная уборка отделения с применением дезинфицирующих средств проводится не реже 2-х раз в сутки (0,5% раствор хлорной извести, 1% раствор хлорамина).
Весь уборочных инвентарь для палат, комнат, туалетов и других помещений должен быть промаркирован и применяться строго по назначению. После использования инвентарь обязательно дезинфицируют. Медсестра должна следить за соблюдением чистоты и порядка в палатах, регулярно проверять содержимое холодильников, тумбочек. Проветривать помещение необходимо не реже 3-х - 4-х раз в сутки.
Один раз в 7-10 дней пациенты принимают душ или ванну с последующей сменой белья. Санитарную обработку тяжелобольных пациентов проводят способом обтирания и мытья головы и ног. Грязное белье сортируют и в хлопчатобумажных мешках отправляют в прачечную. Пациенты, у которых в приемном отделении выявлен педикулез, должны быть осмотрены палатной медсестрой через 7 дней. При необходимости, они подвергаются повторной санитарной обработке. Пациенты обязаны соблюдать общегигиенические правила: утренний, вечерний туалет, мытье рук перед едой. Сидеть на чужих кроватях другим посетителям не разрешается. Проветривание палат проводится не реже 4-х раз в день.
Поступившему в стационар выделяют предметы ухода (ложка, стакан, поильник, при необходимости- судно, мочеприемник). После выписки пациента эти предметы обязательно дезинфицируют. Во всех больницах проводятся мероприятия по выявлению инфекционных пациентов. С этой целью ведется строгий учет всех лихорадящих пациентов, у которых период повышенной t тела длится более 5 дней.
При выявлении пациента, подозрительного на инфекционное заболевание, его немедленно помещают в отдельную палату или изолятор (дизентерия, вирусный гепатит). При выявлении внутрибольничной инфекции проводится внеочередной осмотр всего персонала отделения.
Из химических дезинфицирующих средств наиболее широко используются растворы хлорной извести, хлорамина (1-5%), перекиси водорода 3-6%.
Контроль качества дезинфекции осуществляется визуально (санитарное состояние помещения), химическими способами (проверка активности дезрастворов) бактериологическим путем (взятие мазков, посев).
Контроль за соблюдением инфекционной безопасности осуществляет старшая медсестра отделения.
Контроль за правильностью проведения и качеством дезинфекции вменен в обязанности СЭС (санитарно-эпидемиологической станции).
Санитарно-эпидемиологический режим буфетной, столовой в лечебном отделении.
Для буфетной и столовой выделяется уборочный промаркированный инвентарь. После каждого приема пищи в помещении столовой и буфетной проводят влажную уборку столов, пола с применением дезинфицирующих средств.
Дезинфекция посуды:
а) кипячение - 15 минут в воде полное
б) хлорамин 0,5% 30 минут погружение
в) сульфохлорантин 0,1% 30 минут с последующим
г) дихлор-1-1% 30 минут ополаскиванием
д) дезоксон-1 - 0,05% 30 минут и высушиванием
Мочалки и ветошь, применявшиеся для протирания столов и мытья посуды, необходимо замочить в 0,5% растворе осветленной хлорной извести или в 1% растворе хлорамина на 1 час, а затем прокипятить в течение 15 минут, просушить и хранить в специально отведенном месте.
Уборка помещений буфетной и столовой входит в обязанности буфетчицы.
Лечебно-охранительный режим лечебного отделения.
Это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического покоя пациентов.
Этот режим включает следующие элементы:
1) обеспечение режима щажения психики пациента;
2) строгое соблюдение правил внутреннего распорядка дня;
3) обеспечение режима рациональной физической активности.
В отделении необходимо поддерживать тишину, разговаривать тихо, не следует разрешать пациентам громко включать радио и телевизор, младший персонал не должен нарушать тишину уборкой помещения во время дневного и ночного отдыха пациентов. Необходимо требовать от пациентов соблюдения распорядка дня в отделении.
Важным условием является строгое соблюдение медперсоналом основных принципов медицинской этики и деонтологии. Нужно всегда помнить, что слово, сказанное пациенту, должно вселять надежду на выздоровление.
В лечебных учреждения используют 4 режима физической активности:
1) Строгий постельный режим - назначают пациентам в начале тяже-, лых острых заболеваний. Этим пациентам необходимо проведение полного комплекса мероприятий по уходу. f
2) Постельный режим - характеризуется несколько большей физической активностью, разрешается поворачиваться, через определенное время - присаживаться на краю кровати, опустив ноги.
3) Палатный режим - разрешают сидеть на стуле рядом с кроватью, вставать и даже определенное время ходить по палате. Туалет, кормление пациента и физиологические отправления осуществляются в палате.
4) Общий режим - разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка на территории больницы. Пациенты самостоятельно обслуживают себя.
Нарушение пациентом режима физической (двигательной) активности, назначенного врачом, может повлечь за собой тяжелые последствия для пациента, вплоть до смертельного исхода.
Передача дежурств.
Передача дежурств производится утром (8.00 - 8.30) и днем (15.00-16.00).
При передаче дежурства обе медицинские сестры (сдающая и принимающая) обходят палаты, проверяют их санитарное состояние, осматривают тяжелобольных пациентов.
Медсестра, сдающая дежурство, передает принимающей медсестре:
1) "Журнал назначений", в который выписывает из истории болезни все назначенные манипуляции, инъекции;
2) инвентарь (шприцы, термометры) и лекарственные препараты, находящиеся на сестринском посту;
3) ключи от шкафчиков с лекарственными средствами списка А и Б (обе медсестры расписываются в "Журнале учета ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств");
4) "Журнал приема и передачи дежурств", в которых отражены общее количество пациентов в отделении, число тяжелобольных и лихорадящих, срочные назначения. В журнале должны быть разборчивые записи.
Медицинская документация сестринского поста (стационарное лечебное отделение)
1. "Журнал учета наркотических и сильнодействующих средств".
2. "Журнал лабораторных и инструментальных методов исследования".
3. "Журнал учета остродефицитных средств".
4. "Журнал сдачи и приема дежурств".
5. "Журнал учета лихорадящих больных".
6. "Журнал регистрации поступивших и выбывших больных".
7. "Журнал движения больных".
8. Температурные листы.
9. Листы назначений врача.
10. "Карта выбывшего из стационара".
11. "Выписка из истории болезни стационарного больного".
12. "Медицинская карта стационарного больного".
13. Рапорт суточного дежурства.
Должностные обязанности палатной медсестры
- Палатная медсестра не имеет права отлучаться из отделения без разрешения врача. Работа медсестры производится по графику, утвержденному заведующим отделением.
- Следит за чистотой палат, ванных комнат, кабинетов, туалетов, прикроватных тумбочек. Проверяет хранение продуктов пациентов в холодильнике, следит за соблюдением больничного режима.
При передаче продуктов пациентам следит за качеством, количеством и соответствием продуктов столу диете, назначенной врачом.
- Своевременно выписывать и подавать старшей медсестре отделения требования на медикаменты.
- Присутствовать при обходе врача, сообщать ему сведения о состоянии пациентов, получить от врача указания по уходу, лечению пациентов.
- Четко вести листки назначений, своевременно сверять их с назначениями, записанными в истории болезни.
- Отвечать за подготовку пациентов к рентгеноскопии, рентгенографии, лабораторным исследованиям.
- Своевременно оформлять истории болезни (подклеивать температурный лист, анализы, ЭКГ и так далее).
- Знакомить вновь поступивших пациентов с установленным режимом в отделении.
- Своевременно составлять требования на питание и подавать их старшей медсестре (диетсестре).
- Ежедневно передавать в оргметодотдел сведения о движениях пациентов, следить за своевременной выпиской и оформлением документации выписанных пациентов (выписка направлений, справок, рецептов).
- Передавать по дежурству все назначения и предписания врача, сведения о пациентах, подлежащих выписке.
- Медсестра должна быть внимательная, чуткая, отзывчивая, всем своим поведением способствовать быстрому выздоровлению пациента. Она обязан знать основы медицинской деонтологии.
- Руководить работой младшего персонала отделения.
- Постоянно проводить санитарно-просветительную работу среди пациентов, организовывать школы здоровья.
- Принимать активное участие в работе Общества Красного Креста и организации санпостов.
- Систематически работать над повышением личной квалификации и совершенствованием своего труда.
МАНИПУЛЯЦИИ
- Проведение дезинфекции различных предметов ухода медицинского назначения, в буфетной, столовой.
- Заполнение медицинской документации сестринского поста.
- Проведение сдачи и приема дежурства на сестринском посту.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
1. Документация:
"Журнал лабораторных и инструментальных методов исследования".
"Журнал учета остродефицитных средств".
"Журнал сдачи и приема дежурств".
"Журнал учета лихорадящих больных".
"Журнал регистрации поступивших и выбывших больных".
Температурные листы.
Листы назначений врача.
"Выписка из истории болезни стационарного больного",
"Рапорт суточного дежурства". I
" Медицинская карта стационарно больного" (для пациентов, поступивших минуя приемное отделение по жизненным показаниям).
2. Оборудование
- раствор хлорамина 0,5%
- раствор хлорамина 1%
- раствор сульфохлорантина 0,1 %
- раствор "Дихлор-1" 1%
- раствор "Дезоксон-1" 0,05%
- ветошь, мочалки
- отдельные емкости (ванночки, банки)
- резиновые перчатки
- мерная посуда
- клеенка
- термометр
- судно
- мочеприемник
- резиновая грелка
- пузырь со льдом
- ножницы
- марлевые салфетки
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 13