Традиционной медицины в бурятии
1Матханов И.Э., 2Корсун В.Ф., 3Бартанова Е.А.
1ФГБОУ Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
2Комитет по охране здоровья Государственной Думы РФ, www.fitokor.ru
3Республиканская клиническая больница восстановительного лечения, Улан-Удэ, [email protected]
MEDICAL AND SOCIAL IMPORTANCE
TRADITIONAL MEDICINE IN BURYATIA
Summary. Presents data on the rationale and use of means of plant origin in the prevention, treatment and rehabilitation of patients, promoting healthy lifestyle.
Научные исследования в области традиционной медицины проводятся во многих странах. В клиническую практику внедряются эффективные и безопасные методы и средства из арсенала традиционной медицины, действует система подготовки специалистов, реализуются рекомендации ВОЗ по интеграции полезного опыта традиционной медицины с достижениями современного здравоохранения (Корсун В.Ф., Куркин В.А., Погорельская Л.В., Лесиовская Е.Е., Ройзман С.А.,2010;).
Однако существует необходимость дальнейшей консолидации исследований в области традиционной медицины, сравнительно-сопоставительного анализа традиций врачевания и активной интеграции с современной медициной, особенно, при профилактике болезней, комплексном лечении и реабилитации больных, пропаганде здорового образа жизни.
Республика Бурятия обладает громадными природными запасами и большим научным потенциалом для разработки и широкого применения средств растительного происхождения в терапии социально значимых заболеваний.
Одним из важных и перспективных направлений в решении данного во-проса является фитотерапия, как основа для более широкого и разностороннего развития традиционной тибетской медицины Бурятии.
Многовековая история становления фитотерапии в Республике Бурятии тесно связана с появлением и развитием духовного наследия страны, в частности, ламаизма и носителей духовной культуры, медицины и фило-софии в лице эмчи-лам (Е.А. Бартанова, А.К. Митина, В.Ф. Корсун, 2014).
Сегодня великое буддийское учение, воплотившееся в понятии "тибетская медицина", является объектом пристального внимания специалистов Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. Сегодня Бурятский научный центр - единственное у нас в стране место, где в полном объеме изучают технику, приемы и методы лечения, используемые в тибетской медицине. Сотрудники центра переводят и расшифровывают ряд древних трактатов с рецептурниками основных лекарственных средств. В таких условиях, изложенные в древних трактатах методы тибетских врачей по укреплению здоровья и повышению его резервов, "очищению" (детоксикации) организма, увеличению продолжительности жизни и многие другие весьма ценные советы представляют несомненный профессиональный интерес для врачей (Корсун В.Ф., Матханов И.Э., Мондодоев А.Г., 2014).
Одной из задач современной традиционной медицины в РБ является введение в медицинскую практику максимально большего количества качественных лекарственных средств растительного происхождения с надежным действием и дозировкой и создание условий для вытеснения из обращения плацебо-фитофармацевтических средств, или так называемых иллюзорных лекарств. Это возможно только при совместной работе представителей всех основополагающих фитонаук (фитохимии, фитотехнологии, фармакогнозии, фитофармакологии, фитотерапии) с врачами-практиками.
В Российской Федерации данную работу активно проводит Отдел биологически активных соединений Бурятского научного центра СО РАН (руководитель – д.м.н., проф. А.Г. Мондодоев). На протяжении более 30 лет научные сотрудники отдела изучили около 50 эндемичных для Бурятии лекарственных растений (шлемник байкальский, бадан толстолистный, десмодиум канадский, солодка уральская, курильский чай, девясил высокий, левзея сафлоровидная, солодка уральская, астрагал перепончатый, бадан толстолистный, рододендрон Адамса, курильский чай, якорцы стелющиеся, кровохлёбка лекарственная, ревень дланевидный, сабельник болотный, красноднев малый, полынь метельчатая, горечавка крупнолистная, грушанка круглолистная, брусника обыкновенная, мерикария даурская, остролодочник волосистый, карагана гривастая, зубчатка поздняя, саган дайля, зизифора и др.). Они предложили для практических целей около 30 средств (Полифитохол, Нефрофит, Фитоуросепт, Эксабол, Гастрофит, Тетрафит, «Защита печени», «Защита почек», «Баданопласт», «Табан-Аршан», «Розобтин», «Алкофоб», «Манушитан», «Пентафитон» и др.) для оздоровления и лечения не только населения Бурятии, но и Российской Федерации в целом.
Важным элементом системы традиционной медицины для населения Республики Бурятия является создания клинического центра, созданного на основе «Центра восточной медицины». В Республиканской клинической больнице восстановительного лечения «Центр восточной медицины» (Улан-Удэ) работают 17 дипломированных врачей, прошедших обучение у настоящих эмчи-лам в Тибете, Монголии и Китае. Каждый врач владеет искусством пульсовой диагностики, игло- и фитотерапии, способен различать более 300 разновидностей трав, разбираться в великом многообразии минералов, животного сырья для составления лекарственных сборов.
На недавно прошедшей IV научно-практической конференции с международным участием (сентябрь, 2014 г.) «Развитие традиционной медицины в России» было отмечено, что использование средств традиционной медицины позволяет получить 94% положительных результатов при лечении самых разнообразных хронических заболеваниях.
Все эти данные указывают на высокую медико-социальную значимость широкого использования средств традиционной медицины для населения Республики Бурятия, повышения качества жизни, снижения как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний.
Выводы: Исторически сложившаяся система тибетской медицины Буря-тии находит всё более широкое внедрение в этническую и государствен-ную систему здравоохранения. Слияние и развитие их воедино служит выполнению государственных задач, направленных на повышение показателей здоровья и качество жизни населения.
Литература
Бартанова Е.А., Митина А.К., Корсун В.Ф. Эмчи-ламы в современной Бурятии//Матер. конф. «Современные аспекты фитотерапии в Республике Беларусь», Минск, 2014, С. 26 - 29.
Корсун В.Ф.,Куркин В.А., Погорельская Л.В., Лесиовская Е.Е., Ройзман С.А. О перспективах развития фитотерапии в Российской Федерации//Матер. III научн-практ. конф. с международным участием «Развитие традиционной медицины в России: опыт, научные исследования, перспективы». – Улан-Удэ, 2010. – С. 31 – 38.
Корсун В.Ф., Матханов И.Э., Мондодоев А.Г. Лекарственные растения в лечении и оздоровлении населения Бурятии. – 2014. – 378 с.
Матханов И.Э., Корсун В.Ф., Бартанова Е.А. Медико-социальная значимость фитотерапии в Бурятии//Материалы III Международной научно-практической конференции 9-10 декабря 2014 г. Улан-Удэ, 2014. – С. 146-147.
Тарнуев В.А., Есаулова И.Н., Доржиева Д.Д., Гармаева О.Ж. Новые направленния в традиционной восточной медицине// Матер. III научн-практ. конф. с международным участием «Развитие традиционной медицины в России: опыт, научные исследования, перспективы». – Улан-Удэ, 2010. – С.57 – 61.
УДК 615.82(072.8)
ВЛИЯНИЕ ЙОГИ ПАТАНДЖАЛИ (ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ) НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА (Обзор литературы)
Рагозин Б.В.
Кафедра Управление сестринской деятельностью медицинский факультет, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва, Россия
Адылбаева А. С.
Кафедра Аюрведы, Институт Восточной медицины, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва, Россия
Summary. This article is providing a review on classical yoga literature composed before the XVIII century. «Yoga-Sutras», «Vijnana Bhairava Tantra», «Yoga-Yajnavalkya-samhita», «Hatha-yoga-pradipika», «Gheranda-samhita» and others compile an imperishable collection of texts on yoga, which remain relevant and ever-popular for centuries and are still serving as resourceful means of wisdom and practical guidance for modern yoga practitioners. These texts are especially valuable because they can provide knowledge on how ancient yoga techniques can contribute to the improvement of the functional condition of the human organism and solve problems related to the physical, mental and spiritual condition of the human body.
Актуальность данного исследования заключается в том, что, несмотря на достаточную степень изученности воздействия йоги на функциональное состояние организма человека, история развития методов оздоровления этой системы, к сожалению, осталась вне поля зрения ученых, а значит, не исследована полностью. Следует иметь в виду, что древнеиндийская школа йоги Патанджали внесла крупнейший вклад в составление и систематизацию фундаментальных текстов по йоге, оказав влияние на становление и формирование всех направлений йоги, включая и школы, созданные в наши дни.
Ключевые слова: йога, йога Патанджали, история йоги, письменные источники йоги, методы оздоровления, влияние йоги на организм, влияние йоги на функциональное состояние организма, востоковедные исследования.
Литература школы йоги Патанджали, обладая огромным материалом по методам оздоровления [17], самодисциплине, психологии и философии Древней Индии, до сих пор остается малоизученной современными учеными. В связи с чем в данной работе, посвященной обзору литературы, которая легла в основу современных школ йоги, мы основывались на материалах средневековых источников по данной тематике.
Предыдущие исследования, посвященные йоге, в частности школе Патанджали, можно условно разделить на четыре группы: 1) работы написанные учениками или последователями школы йоги Патанджали; 2) изучение древнеиндийского учения йоги как философского направления; 3) работы зарубежных и отечественных исследователей, доказывающих различные аспекты влияния йоги Патанджали (физической нагрузки оздоровительной направленности) на функциональное состояние организма; 4) использование методов йоги в лечении и профилактике заболеваний.
В данной статье представлен анализ основных текстов по йоге, излагающих процесс формирования, функционирования, развития оздоровительных и медицинских традиций; преемственность передачи этих знаний; библиографические и биографические сведения. Эти тексты заслуживают особого внимания современных ученых, так как позволяют получить наиболее верное представление об особенностях йоги и ее влиянии на функциональное состояние организма человека.
«Виджняна Бхайрава тантра»
«Виджняна Бхайрава тантра» (Тантра мудрости) - трактат, написанный более 5000 лет назад, являющийся одним из самых важных в Индийской йоге. «Виджняна Бхайрава тантра» считается главой «Рудраямала-тантры» [11], которая входит в «Бхайрава-Агаму» (один из важных текстов в кашмирском шиваизме). Текст коротко рассказывает о методах медитации и осознанного дыхания [10].
«Виджняна Бхайрава тантра» построена в виде беседы, в которой раскрывается сущность способов сосредоточения, медитации (Дхарана) [14], помогающих в достижении состояния осознанности. Дхараны (способы медитации) описывают варианты осознанного дыхания, концентрацию на различных центрах тела, техники визуализации, воображения и созерцания через каждый из органов чувств [9] для достижения психического здоровья. Излагаются методы индивидуального подбора практики.
«Йога-сутра» Патанджали
Несмотря на наличие огромного количества всевозможных направлений йоги, школа йоги Патанджали остается самой значительной из всех существующих школ, поскольку ее основоположник Патанджали, определяя йогу как контроль тела и устремлений ума, провел огромную работу, чтобы показать, как можно добиться раскрытия глубоких, порой скрытых, способностей ума, интеллекта и сознания.
Свои идеи Патанджали выразил в трактате под названием «Йога-сутры», который на протяжении многих веков считается основополагающим источником классической йоги. Дата написания этого трактата по сей день вызывает противоречия, но большинство исследователей считают, что он был написан не позднее III века н. э. Это произведение написано на санскрите и носит форму кратких философских изречений, сутр (строф), количество которых составляет 196. Текст сутр - монолог, лаконичные и точные выражения, заключающие в себе глубокий смысл, но иногда в комментариях можно встретить и диалоги с потенциальным учеником. Хотя краткость сутр предельна и текст вмещает максимум информации при минимуме слов, строфы содержат суть йоги Патанджали в полном объеме. Строфы являются сущей поэзией, которая сочетается с грандиозной научной точностью. [12]
Рассматривая всевозможные аспекты жизни человека, Йога-сутры глубоко исследуют каждый из них. Трактат Патанджали универсален: описываемые им способы и техники практики йоги подходят любому – и новичку, и продвинутому [16].
Одна из главных идей, высказанных Патанджали, – необходимость достижения контроля над сознанием и здоровьем. Это можно отнести как к физическому, так и к психическому здоровью. Патанджали считает, что для достижения такого состояния здоровья необходимо пройти несколько стадий [18]. Это своего рода ступени, ведущие к здоровью, среди которых : 1) социальный кодекс (Яма), включающий в себя, в том числе ненасилие и правдивость; 2) личный кодекс (Нияма) – правила чистоты, достижения удовлетворенности и практика аскетизма; 3) позы (Асана) – предназначены для уравновешивание нервной системы, улучшения физического состояния и функционирования тела, профилактика заболеваний; 4) управление дыханием (Пранаяма) – для достижения контроля над умом и развития способности к сосредоточению; 5) отвлечение и контроль над чувствами (Пратьяхара) – методы для контроля психических и ментальных состояний и т.д.
«Йога-яджнавалкья-самхита»
«Йога-яджнавалкья-самхита» представляет собой один из классических трактатов по йоге. Его автором считается Яджнавалкья – ведийский мудрец [21]. По поводу времени создания «Йоги-яджнавалкья-самхиты» есть несколько мнений. Так, Прахлад Ч. Диванджи считает, что текст был создан между II веком до н.э. и IV веком н.э. [4], а профессор Университета Индианы Джеральд Джеймс Ларсон называет даты около 13 или 14 век н.э. [6]
«Йога-яджнавалкья-самхита» выстроена в форме беседы между мудрецом Яджнавалкьей и Гарги, его женой [3], и состоит из 12 глав и 504 строф [4]. В трактате представлено несколько уникальных концептов йоги и идей, в значительной мере отличающихся от тех, что представлены в других писаниях того времени. В отличие от «Йога-сутры» здесь есть развенчание мистического концепта кундалини (внутренней энергии). Автор объясняет его с логической точки зрения, соотносит с другими концептами и терминологий Вед [8]. Еще одно важное отличие «Йоги-яджнавалкья-самхиты» от других текстов заключается в том, что в ней подробно и всесторонне описаны дыхательные техники (пранаяма). Примерно пятая часть – около 100 строф – посвящены описанию разных дыхательных техник и их использованию для улучшения функционального состояния организма. Более того, пранаяма рассматривается как лечебный прием: обсуждается ее роль в аюрведе (древняя традиционная медицина Индии, положившая начало развитию медицины в целом) [20]. Автор также приводит методы соединения пранаямы с пратьяхарой, дхараной и другими ступенями йоги, описанной Патанджали [1].
О значении «Йога-яджнавалкья-самхиты» для всех практикующих йогу говорит тот факт, что в более поздних текстах, также получивших большое признание и известность (например, «Йога-таттва упанишада», «Хатха-йога прадипика», «Йога-кундалини упанишада») часто встречаются либо цитаты из «Йоги-яджнавалкья-самхиты», либо ссылки на этот текст [7]. Известный индийский йогин и философ, крупнейший специалист по древним ведийским и йогическим текстам, аюрведе и астрологии Тирумалай Кришнамачарья считал «Йогу-яджнавалкья-самхиту» одним из главных текстов по йоге [8]; в предисловии к своей книге «Йога Макаранда», написанной в 1934 году, он ссылается именно на этот текст [5].
«Хатха -йога прадипика»
«Хатха -йога прадипика» («Хат-Прадипика» [13]) – текст, написанный на санскрите в XV веке Свами Сватмарамой [23]. Это один из немногих древних классических текстов по хатха-йоге, дошедших до нас. Он является частью «трилогии», описывающей традиции этого направления йоги, в которую еще входят более поздние «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита». Слово «прадипика» означает «то, что освещает» или «освещающий сам», поэтому зачастую название трактуют как «Прояснение хатха-йоги». В своем труде Свами Сватмарама не только собрал и обобщил разные техники йоги, описанные до него, но и предложил собственную практику. «Хатха-йога прадипика» подробно описывает позы (асаны), дыхательные упражнения (пранаяму) и методы внутреннего очищения или очистительные процедуры (шат-карму) [22], а также другие упражнения, которые способны привести практикующего к гармонии, осознанности и здоровью. В английской версии [24] текст разделен на 6 частей и состоит из 452 сутр. В русском переводе текст состоит из 4 частей и 382 [23] -390 [19] сутр.
Известно, что Сватмарама изучил многие источники, дающие описание различных направлений йоги, после чего обобщил все существующие знания по хатха-йоге и дополнил их своими техниками. [2]. Судя по многочисленным рукописям, комментариям и ссылкам на эту работу в более поздних средневековых текстах по йоге, его хатха-йога имела большой авторитет и затмила многих предшественников. Для определения этого особенного направления йоги хатха-йога стала родовым термином [19] .
«Гхеранда-самхита»
«Гхеранда-самхита» считается одним из древних и авторитетных источников по хатха-йоге, которые дошли до нас. Как указывалось выше, она является частью «трилогии», посвященной традициям (в которую входят «Хатха-йога прадипика» и «Шива-самхита») этого направления йоги и считается лучшей из всех трех, поскольку носит энциклопедический характер и является подробным руководством для практикующих хатха-йогу.
Считается, что «Гхеранда-самхита» была написана мудреца Гхерандой в в XVII веке. Текст построен в виде поучений наставника йоги Гхеранды своему ученику Чанде Капали, который пришел к учителю услышать о «йоге тела, которая ведет к познанию истины» [19].
Текст состоит из семи частей-ступеней, что обычно не свойственно текстам по хатха-йоге. Похожий подход мы видим у Патанджали, автора знаменитых «Йога-сутр», но он не описывает шат-кармы и мудры (специальные жесты).
В тексте дается подробное описание поз (асан), а также эффект, который та или иная асана оказывает на функциональное состояние организма. Одна из глав посвящена специальным жестам (мудрам) и рассказывает о том, какое значение они имеют для практикующего [19]. В четвертой главе рассказывается о психологических техниках для достижения контроля восприятия (пратьяхаре), благодаря которым «будут уничтожены такие враги, как похоть и ей подобные» [19]. В пятой главе речь идет о пранаяме, за счет которой «человек становится ровным, гармоничным и здоровым» [19]. Гхеранда учит правильной подготовке к пранаяме (выбор места и времени для практики, должного питания), только после которой можно приступать непосредственно к практике под руководством учителя.
Заключение
«Виджняна Бхайрава тантра», «Йога-сутра», «Йога-яджнавалкья-самхита», «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита» и другие древние произведения относятся к тем нетленным текстам по йоге, которые остаются актуальными на протяжении многих столетий и к которым не перестают обращаться практикующие йогу и в наши дни. Их ценность заключается в том, что для человека, занимающегося йогой, они способны осветить, как благодаря древним методам йоги можно воздействовать на функции организма и решать проблемы связанные с физическим, духовным и ментальным состоянием человека.
Литература
1. Bharati, Swami Veda. Yoga Sutras of Patanjali. Delhi, India: Motilal Banarsidass, 2009.
2 . Birch, Jason (2011). The Meaning of haṭha in Early Haṭhayoga. Journal of the American Oriental Society № 131: 527–554. Retrieved 24 March 2014.
3. Desikachar T. K. V. and Krishnamacharya T. Yogayajnavalkya Samhita. The Yoga Treatise of Yajnavalkya. Krishnamacharya Yoga Mandiram, 2004.
4. Divanji Prahlad. Yoga Yajnavalkya: A Treatise on Yoga as Taught by Yogi Yajnavalkya. B.B.R.A. Society's Monograph No. 3. Bombay, India: Bombay Branch of the Royal Asiatic Society, 1954.
5. Krishnamacharya Tirumalai. Yoga Makaranda or Yoga Saram (Part 1) (in Kannada). Translated by C. M. V. Krishnamacharya (Tamil ed.). Madurai, India: C. M. V. Press., 1938.
6. Larson Gerald James. The Encyclopedia of Indian Philosophies: Yoga: India's philosophy of meditation. New Delhi, India: Motilal Banarsidass, 2008
7. Mohan, A. G. Krishnamacharya. His Life and Teachings. Boston: Shambhala, 2010.
8. Mohan, A. G., translator. Yoga-Yajnavalkya. Chennai, India: Ganesh & Co., 2000.
9. Osho. The Book of the Secrets, vols. 1-5. New York: St. Martin’s Griffin, 1998.
10. Paul Reps, Zen Flesh, Zen Bones. A Collection of Zen and Pre-Zen Writings. New York: Anchor Books, 1998.
11. Sharma Ram Karan. Śivasahasranāmāṣṭakam: Eight Collections of Hymns Containing One Thousand and Eight Names of Śiva. With Introduction and Śivasahasranāmākoṣa (A Dictionary of Names). Delhi: Nag Publishers, 1996
12. Swami Satyananda Saraswati. For Chapters on Freedom (Commentary on Yoga Sutras of Patanjali) Lectures delivered by Swami Satyananda Saraswati. The 3rd Edition. Bihar, 1989.
13. University of Vienna. "Svātmārāma - Collected Information". A Study of the Manuscripts of the Woolner Collection, Lahore. University of Vienna. Retrieved 24 March 2014.
14. Vijnana Bhairava:The Manual for Self Realization. Munshirm Manoharlal Pub Pvt Ltd; First India (Third Revised) Edition edition, 2011.
15. Рагозин Б.В., Аюрведическая медицина: методические рекомендации/Б.В. Рагозин, А.С. Адылбаева. – Москва: РУДН, 2015. – 83 с. ISBN 978-5-209-06516-6.
16. Рагозин Б.В. Аюрведа: Целебные свойства пряностей/ Рагозин Б.В. – М.: Философская Книга, 2015. – 384 с.
17. Айенгар Б.К.С. Йога-сутры Патанджали. Прояснение./ Пер. с англ.– 3-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013.
18. Рагозин Б.В., Йога Патанджали: методические рекомендации для занятий физической нагрузкой оздоровительной направленности по системе Йоги Патанджали/Б. В. Рагозин, А. В. Кутенев, К. В. Дилипкумар. – Москва: РУДН, 2015. –53 с. ISBN 978-5-209-06369-8.
19. Рагозин Б.В. Йога для начинающих: Руководство для самостоятельных занятий/Рагозин Б.В.; М.: Философская Книга, 2015.
20. Путь Шивы. Антология древнеиндийских классических текстов / Пер. с санскр. –Киев: Экслибрис, 1994.
21. Рагозин Б.В. Аюрведа: Целебные свойства пряностей. М.: Философская Книга, 2015.
22. Самозванцев А. М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М.: Наука, 1994.
23. Свами Муктибодхананда Сарасвати, Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха Йога Прадипика с комментариями. М.: Саттва, 2002.
24. Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика /Пер. и комментарии О. Полотова. М.: Аслан, 1994.
25. Хатха-йога-прадипика. /Пер. с санскр. А. Парибок. ист. http://ru.wn.com.
Заявка на участие в конференции Параметры, обязательные для заполнения | Автор №1 | Автор №2 |
Фамилия, имя, отчество | Рагозин Борис Владимирович | Адылбаева Асем Светбаевна |
Место работы или учебы | Кафедра Аюрведы. Институт Восточной медицины РУДН, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6 | Кафедра Аюрведы. Институт Восточной медицины РУДН, 117198, Москва, ул.Миклухо-Маклая, д. 6 |
Должность | Заведующий кафедры | Преподаватель |
Ученая степень | Соискатель ученой степени | нет |
Ученое звание | Соискатель ученой степени | нет |
Адрес | 119331, Москва, ул. Кравченко, д. 10, кв 76 (Рагозину Б.В.) | 117198, Москва, ул.Миклухо-Маклая, д. 6 (ИВМ РУДН) (Адылбаевой А.С.) |
Телефон | +79037282112 | +79858728848 |
Е-mail | [email protected] | [email protected] |
Тема доклада | Влияние йоги Патанджали (физической нагрузки оздоровительной направленности) на функциональное состояние организма (обзор литературы) | Влияние йоги Патанджали (физической нагрузки оздоровительной направленности) на функциональное состояние организма (обзор литературы) |
Почтовый адрес на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и Ф.И.О. получателя) | 119331, Москва, ул. Кравченко, д. 10, кв 76 (Рагозину Б.В.) | 117198, Москва, ул.Миклухо-Маклая, д. 6 (ИВМ РУДН) (Адылбаевой А.С.) |
Необходимость в гостинице | нет | нет |