Благотворительный фонд «Аль-Аль ва аль-асхаб»

Благотворительный фонд «Аль-Аль ва аль-асхаб»

Серия третья «Исламское просвещение», книга № 9

Мухаммад Салим аль-Хидр

Директор исследовательского отдела благотворительного фонда «Аль-Аль ва аль-асхаб»

Вечное наставление/ Мухаммад Салим аль-Хидр — Кувейт: Благотворительный фонд «Аль-Аль ва аль-асхаб», 2008. — 97 с. (Исламское просвещение, 11)

ISBN 978-99906-674-6-2

1 — Тавассуль 2 — Дуа и вирды 3 — Заступничество

ISBN 978-99906-674-6-2

Права принадлежат благотворительному фонду «Аль-Аль ва аль-асхаб». Разрешается благотворительное распространение при условии сохранения содержания книги в неизменном виде

Издание первое (на арабском)

2008 г./ 1429 г. х.

Первое русское издание

Кувейт 2010

Ответственный за выпуск Абу ‘Умар Салим аль-Газзи

Благотворительный фонд «Аль-Аль ва аль-асхаб»

Тел.: 25602030, 25522340.

Факс: 2560346

Кувейт, 71655, Аш-Шамиййа, п/я № 12421

www.almabarrah.net

[email protected]

«Бейт ат-тамвиль аль-кувайти», № счёта: 201020109723

Посвящение

Всем, кто любит Ахлю-ль-бейт и его благородных и пречистых сподвижников

Оглавление

Предисловие.......................................................................... 7

«Поистине, ширк — великая несправедливость»....... 10

«Мольба есть поклонение»............................................. 16

Это сказали Пророки, а что говоришь ты?.................. 20

Ахлю-ль-бейт говорили об этом ясно и однозначно.. 25

Тавассуль и испрашивание помощи у творений и обращение к Ним с мольбами — не одно и то же 28

Нет посредников между Аллахом и его рабом............ 34

«О те, которые уверовали! не уподобляйтесь тем, которые не веруют…» 38

Названия разные, а суть — одна.................................... 48

Ахлю-ль-бейт учили своих последователей использовать узаконенные шариатом средства приближения к Аллаху...................................................... 51

Ахлю-ль-бейт просят о помощи Аллаха… а кого просишь о помощи ты? 56

Почему Всевышний Аллах утопил Фараона?................ 65

У кого же просить помощи: у Фатымы и имамов Ахлю-ль-бейт или у Творца? 68

«Разве Аллаха не достаточно для Его раба?»............. 78

Хватит лозунгов!............................................................. 84

Список использованной литературы............................. 86

Предисловие

Хвала Аллаху, Распоряжающемуся в Своём Царстве и в Своих владениях, Единственному Обладателю величия и могущества, создавшему небеса без опор и определившему в них удел для всех Своих рабов, Который отвёл взоры обладателей сердец и рассудков от материальных и иных причин и обратил их к Тому, Кто является Создателем всех причин, и избавил их от устремления к кому-то или чему-то, кроме Него, и желания уповать на иного распорядителя. И они поклонялись только Ему, зная, что Он — Единственный Бог, Единый и Самодостаточный, и демонстрируя, что все творения являются Его рабами, подобно им, и не у них следует искать удел.

Мир и благословения Мухаммаду, уничтожившему ложное и указавшему прямой путь, а также членам его семьи.

Вы преступаете к чтению небольшого послания на тему Единственности Господа миров, которое я написал после встречи с благородным человеком из числа потомков Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье, которых мы почитает и любовь к которым для нас — один из путей приближения к Аллаху.

Я искренне благодарен ему за то, что он подсказал мне написать небольшую книгу, посвящённую единобожию и основанную на текстах Корана и Сунны, а также высказываниях членов семьи Посланника, Аллаха мир и благословение Аллаха ему и его семье, (Ахлю-ль-бейт), чтобы принести пользу мусульманской общине.

Я последовал его совету, хотя мне было неловко браться за столь ответственное дело, поскольку я знал, что есть люди, превосходящие меня в знаниях и богобоязненности. Я понимал, что отказавшись, я добровольно пополню ряды людей, скрывающих полезное знание, потому что к тому времени я уже собрал много достоверных сообщений, передаваемых от членов семьи Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье, и противоречащих тому, что приписывают им люди, называющие себя последователями Ахлю-ль-бейт.

Время, в которое мы живём, — время смут, и обладатели живых сердец приходят в ужас от происходящего вокруг, отказываясь верить своим глазам и ушам и моля Всевышнего о том, чтобы смута не затронула его религию.

Можно ли вообразить смуту большую, нежели отказ от претворения в жизнь смысла, заключённого в двух свидетельствах — свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельстве о том, что Мухаммад — Посланник Аллаха? Сколько людей, сознательно сеющих эту смуту, и сколько людей, слепо подражающих им и подхватывающих её по невежеству.

В подобных обстоятельствах у меня не оставалось выбора: я собрался с силами и приступил к работе, испросив у Всевышнего благословения и содействия, дабы Он помог мне донести мои слова до людей. Если написанное мною произведёт на читателей впечатление, на которое я рассчитывал, то хвала Аллаху, по милости Которого вершатся благие дела, а если нет, то я прошу Всевышнего, чтобы Он не лишал меня награды и сделал так, чтобы этот труд был написан только ради Его Благородного Лика, а не напоказ людям и не из желания прославиться.

Пусть читатель знает: всем людям угодить невозможно, и кто стремится к довольству людей за счёт довольства Аллаха, того Аллах поручит людям, а кто стремится к довольству Аллаха за счёт недовольства людей, тому Аллах дарует Своё довольство и довольство людей.

И наши последние слова: «Хвала Аллаху, Господу миров!»

Автор

«Поистине, ширк — великая несправедливость»

Всевышний Аллах разъяснил в Своей Книге, сколь серьёзное преступление совершает человек, придающий Аллаху сотоварищей и поклоняющийся кому-то наряду с Ним:

ﭽ ﭺ ﭻ ﭼ ﭽ ﭾ ﭿ ﮀ ﮁ ﮂ ﮃ ﮄﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﭼ

«Воистину, кто придаёт Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у несправедливых не будет помощников»[1].

Всевышний также сказал:

ﭽ ﮢ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦ ﮧ ﮨ ﮩ ﮪ ﮫ ﮬ ﮭ ﮮﮯ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘ ﭼ

«Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех».

Всевышний сообщил, что Он не прощает ширк, если человек не покается, тогда как остальные грехи Он, если пожелает, может простить, даже если совершивший их не покаялся.

Имам ‘Али относился к этому аяту с большим вниманием и даже сказал: «Нет в Коране аята, который был бы дороже моему сердцу, чем Слова Всевышнего: “Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает”»[2].

Ширк представляет огромную опасность для рабов Аллаха. Поэтому Всевышний назвал его великой несправедливостью: «Поистине, ширк — великая несправедливость»[3]. Кто придаёт Аллаху сотоварищей, тот поступает несправедливо с собственной душой, подталкивая её к краю пропасти — в отличие от искренних верующих, о которых Всевышний Аллах сказал:

ﭽ ﭑ ﭒ ﭓ ﭔ ﭕ ﭖ ﭗ ﭘ ﭙ ﭚ ﭛ ﭼ

«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем»[4].

Дела того, кто придаёт Аллаху сотоварищей, тщетны и отвергаемы. Они не принимаются Аллахом. Всевышний Аллах не примет от него ни обязательного, ни дополнительного поклонения. Всевышний Аллах сказал: ﭽ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘ ﭼ

«Но если бы они придавали сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали»[5].

Более того, Всевышний сказал Своему Посланнику, мир и благословение Аллаха ему и его семье:

ﭽ ﮯ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﯞ ﭼ

«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь придавать Аллаху сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»[6].

Дабы утвердить чистое единобожие, освободить людей от унизительного рабства и помочь им стать рабами Одного лишь Всевышнего Аллаха, Он направил к людям Своих посланников благими вестниками и предостерегающими увещевателями. Всевышний Аллах сказал:

ﭽ ﭴ ﭵ ﭶ ﭷ ﭸ ﭹ ﭺ ﭻ ﭼ ﭽ ﭾﭿ ﭼ

«Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”»[7].

Каждый посланник Всевышнего начинал исполнение своей миссии с призыва поклоняться Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей.

Нух (мир ему) сказал своим соплеменникам:

ﭽ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﭫ ﭬ ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭴ ﭵ ﭶ ﭷ ﭸ ﭹ ﭼ

«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день»[8].

Худ (мир ему) сказал своим соплеменникам:

ﭽﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﯞﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﭼ

«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Неужели вы не устрашитесь?»[9].

Своему последнему посланнику Мухаммаду, мир и благословение Аллаха ему и его семье, Всевышний Господь также повелел:

ﭽ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝﯞ ﭼ

«Скажи: “Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь”. Никого не приобщайте к Нему»[10].

Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, ходил среди людей, взывая к ним: «Скажите: нет божества, кроме Аллаха, и вы преуспеете!» А его неверующий дядя Абу Ляхаб шёл за ним следом бросал в него камни и оскорблял его.

Обладатель живого сердца отвергает и осуждает притеснение и испытывает отвращение к нему. И он враждебно относится к притеснителям и ненавидит их за их ужасные преступления. А величайшее притеснение и несправедливость — это придавание Аллаху сотоварищей, и придающий Аллаху сотоварищей ещё больше заслуживает ненависти ради Аллаха, потому что он думает об Аллахе дурное и обращает поклонение к кому-то или чему-то помимо Аллаха.

В хадисе ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда t говорится, что однажды он спросил Посланник Аллаха r: «Какой из грехов является самым тяжким?» Посланник Аллаха r сказал: «Когда ты приравниваешь к Аллаху кого-нибудь притом, что Он сотворил тебя!»[11].

Таким образом, остерегаться ширка и отрекаться от придающих Аллаху сотоварищей — одна из важнейших обязанностей. Поэтому Ибрахим (мир ему) объявил, что отрекается от многобожников и того, чему они поклоняются помимо Аллаха:

ﭽ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﯞ ﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣ ﯤ ﯥ ﭼ

«Он сказал: “Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров”»[12].

А в суре «Скот» говорится:

ﭽ ﮞ ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣ ﮤ ﭼ

«сказал: О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете к Аллаху»[13].

Это религия Ибрахима (мир ему), о которой Всевышний Аллах сказал:

ﭽ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﮋ ﮌ ﮍ ﮎﮏ ﮚ ﭼ

«Кто же отвернется от религии Ибрахима [Авраама], кроме недалёкого?»[14].

И Господь побуждает людей следовать этой религии:

ﭽ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦ ﮧ ﮨ ﮩ ﮪ ﮫ ﮬ ﮭ ﮮ ﮯ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﯞ ﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰﯱ ﯲ ﯳ ﯴ ﯵ ﯶ ﯷ ﯸ ﯹ ﭼ

«Прекрасным примером для вас были Ибрахим [Авраам] и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: “Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха”»[15].

«Мольба есть поклонение»

Ду‘а есть поклонение. Любой верующий остро ощущает это, когда воздевает руки к небу, моля Аллаха о благе этого мира и благе мира вечного. И это подтверждает Коран, Сунна и слова Ахлю-ль-бейт (мир им). Мольба — поклонение, и обращение с мольбой к кому-то или чему-то помимо Аллаха означает обожествление этого объекта.

Ан-Ну‘ман ибн Башир t передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллах и его семье, сказал, стоя на минбаре: “Мольба есть поклонение”, а потом он прочитал:

ﭽ ﭝ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﭫ ﭼ

“Ваш Господь сказал: ‹Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными›”»[16].

В «Ас-сахифа ас-саджадиййа аль-камиля» (с. 224–225) приводится обращение имама ‘Али ибн аль-Хусейна (Зейну-ль-абидина, мир ему) к Господу: «Ты сказал:

ﭽﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲﭳ ﭴ ﭵ ﭶ ﭷ ﭸ ﭹ ﭼ

“Вот ваш Господь возвестил: ‹Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки›”. И Ты сказал:

ﭽﭝ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﭫ ﭼ

“Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”. Ты назвал обращение к Тебе с мольбами поклонением, а отказ от него — высокомерием, и пригрозил тем, кто оставляет его, что они войдут в Геенну униженными. И они стали поминать Тебя благодаря Твоим благодеяниям, и стали благодарить Тебя за Твою милость и стали взывать к Тебе по Твоему велению, и стали подавать милостыню в надежде, что Ты одаришь их ещё большим».

Аль-Мирза ан-Навари ат-Табарси приводит в «Мустадрак аль-васаиль»[17] слова аль-Кутба ар-Рава-нди из «Ад-да‘ват». Он утверждал, что Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, сказал: «Лучшее поклонение для моей общины после чтения Корана — обращение к Аллаху с мольбами», а затем он прочитал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». Он сказал также: «Разве ты не видишь, что ду‘а — это поклонение?»

Аль-Кулейни сказал в «Аль-кафи»[18], что Абу Джа‘фар аль-Бакыр говорил: «Поистине, Всевышний Аллах говорит: “Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”. Подразумевается обращение к Аллаху с мольбами. Мольба — наилучшее поклонение».

Аль-Кулейни в «Аль-кафи» и аль-Хурр аль-‘Амили в «Васаиль аш-ши‘а» приводят слова имама Джа‘фара ас-Садика: «Поистине, мольба есть поклонение».

Они также приводят слова Абу Джа‘фара аль-Бакыра: «Наилучшим поклонением является обращение к Аллаху с мольбами»[19].

Ат-Туси приводит в «Тахзиб аль-ахкам» слова Ибн ‘Аммара: «Я задал Абу ‘Абдуллаху (Джа‘фару ас-Садику) такой вопрос: “Если два человека начали совершать молитву одновременно, но один больше читал Коран, а другой больше обращался к Аллаху с мольбами, и они закончили совершать молитву тоже одновременно, кто из них лучше?” Он сказал: “Каждый из них хорош, и в каждом из них благо”. Я сказал: “Да, я знаю, что каждый из них хорош, и в каждом из них благо”. Тогда он сказал: “Обращение к Аллаху с мольбами лучше. Разве ты не слышал Слова Всевышнего:

ﭽ ﭝ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﭫ ﭼ

‹Ваш Господь сказал: ‘Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными’›”? Клянусь Аллахом, оно и есть поклонение, клянусь Аллахом, оно — лучше. Клянусь Аллахом, оно — лучше. Разве оно не есть поклонение? Оно, клянусь Аллахом, и есть поклонение, оно, клянусь Аллахом и есть поклонение! Разве оно не весомее? Разве оно не весомее? Клянусь Аллахом, оно весомее!»[20].

Судайр передаёт: «Я спросил Абу Джа‘фара аль-Бакыра, какое поклонение наилучшее, и он сказал: “Нет пред Аллахом ничего лучше, чем когда к Нему обращаются с мольбами и просят о чём-то из того, что у Него, и нет для Аллаха человека ненавистнее, чем тот, кто превозносится над поклонением Ему и не просит того, что у Него”».

Абу Хамза передаёт: «Я спросил Абу Джа‘фара аль-Бакыра, что подразумевается под словами:

ﭽ ﯸ ﯹ ﯺ ﯻ ﭼ

“И Ибрахима [Авраама], который выполнил повеления Аллаха полностью?”, и он сказал: “Подразумеваются слова его истовой мольбы”. Я спросил: “Что же это за слова?” Он ответил: “Каждое утро он говорил: ‹Настало утро, и Господь мой хвалим. Настало утро, и я ничего не приобщаю к Аллаху, и не взываю наряду с Ним к другому богу, и не беру себе помимо Него покровителя›”»[21].

А когда его спросили о том, какое поклонение является наилучшим, он ответил: «Нет ничего лучше пред Всевышним Аллахом, чем когда Его просят о чём-то».

Приведённые тексты однозначно указывают на то, что обращение к Аллаху с мольбами — поклонение, и обращение с мольбами к кому-то, помимо Аллаха означает обращение поклонения к кому-то помимо Аллаха.

Фараона?

Ибн Бабавейхи аль-Кумми передаёт от Ибрахима ибн Мухаммад: «Я спросил Абу аль-Хасана ‘Али ибн Мусу ар-Рида, по какой причине Всевышний Аллах утопил Фараона, ведь он уверовал и признал единобожие. Он ответил: “Он уверовал, когда увидел неизбежную смерть, а такая вера не принимается. Это постановление Аллаха касается как предков, так и потомков. Всевышний Аллах сказал:

ﭽ ﯞ ﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱﯲ ﯳ ﯴ ﯵ ﯶ ﯷ ﯸ ﯹﯺ ﯻ ﯼ ﯽ ﯾ ﭼ

‹Когда они узрели Наше наказание, они сказали: ‘Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!’ Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание›[88]. И Всевышний сказал:

ﭽ ﭠ ﭡ ﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﭫ ﭬ ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲﭳ ﭴ ﭵ ﭶ ﭷ ﭸ ﭼ

‹В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не обрела блага, будучи верующей›[89]. Так же и Фараон. Поняв, что тонет, он закричал:

ﭽ ﭬ ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭴ ﭵ ﭶ ﭷ ﭸ ﭹ ﭺ ﭼ

‹Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля [Израиля]. Я стал одним из мусульман›. Но ему было сказано:

ﭽ ﭻ ﭼ ﭽ ﭾ ﭿ ﮀ ﮁ ﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉﮊ ﭼ

‹Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя›”[90]... Всевышний Аллах утопил Фараона ещё и по другой причине — потому что когда он тонул, он воззвал о помощи к Мусе вместо того, чтобы воззвать к Аллаху. После этого Аллах внушил Мусе: “О Муса! Ты не помог Фараону, потому что не ты создал его, а если бы он попросил помощи у Меня, Я бы помог ему”»[91].

Задумайтесь над словами имама ар-Рида (мир ему), который разъяснил вторую причину того, что Фараон утонул и его покаяние не было принято.

Фараон, почувствовав, что тонет, попросил помощи у Мусы (мир ему) и не стал просить помощи у Всевышнего Аллаха. Он просил помощи у благородного пророка из числа твёрдых духом, а не у идола, и тем не менее Всевышний Аллах не принял это от него, и внушил Своему пророку Мусе: «О Муса! Ты не помог Фараону, потому что не ты создал его, а если бы он попросил помощи у Меня, Я бы помог ему».

Что же думают те, которые испрашивают помощи у пророков имамов и праведников, об этих великих словах?

Список использованной литературы

1. Ибн Бабавейхи аль-Кумми и аль-Муфид. Аль-итикадат маа тасхих аль-итикад. Под редакцией Исама Абду-с-сеййида. Издательство «Дару-ль-муфид». Издание второе. 1414 г. х.

2. Мухаммад Бакыр аль-Меджлиси. Бихар аль-анвар. Ассоциация «Аль-вафа». Бейрут (Ливан). Издание второе. 1403 г. х (1983).

3. Мухаммад ибн аль-Хасан ат-Туси (Шейх ат-таифа). Ат-тибйан фи тафсир аль-Куран. Под редакцией Ахмада Хабиба Касыра аль-Амили. Организация «Аль-илям аль-ислями». Издание первое. 1409 г. х.

4. Аль-Фадль ибн аль-Хасан ат-Табарси. Тафсир Джами аль-джавами. Печатный орган группы преподавателей в Кумме. Издание первое 1418 г. х.

5. Ибн Бабавейхи аль-Кумми (Ас-Садук). Ат-таухид. Под редакцией сеййида Хашима аль-Хусейни ат-Тахрани. Печатный орган группы преподавателей в Кумме. Издание первое. 1384 г. х.

6. Ибн Бабавейхи (Ас-Садук). Аль-хисаль. Под редакцией ‘Али Акбара Гифари. Печатный орган группы преподавателей Хузы в Кумме.

7. Имам ‘Али ибн аль-Хусейн. Ас-сахифа ас-саджжадиййа аль-камиля. Печатный орган группы преподавателей Хузы в Кумме.

8. Сеййид Мухаммад, сын сейида Муртада аль-Муваджид аль-Абтахи аль-Асфахани. Под редакцией организации «Аль-имам аль-Махди (алейхи-с-салям)». Издание первое. 1411 г. х.

9. Ибн Бабавейхи аль-Кумми (Ас-Садук). Иляль аш-шараи. Библиотека «Аль-Хайдариййа». 1385 г. х. (1966).

10. Абу аль-‘Аббас ‘Абдуллах аль-Химйари. Курб аль-иснад. Организация «Аль аль-бейт ли-ихйа ат-турас». Кумм. Издание первое. 1413 г. х.

11. Аль-Кулейни. Аль-кафи. Издательство «Дару-ль-кутуб аль-ислямиййа». Издание четвёртое. 1365 г. х.

12. Шейх аль-Муфид. Аль-масаиль ас-сарвиййа.

13. Ан-Навари ат-Табарси. Мустадрак аль-васаиль. Организация «Аль аль-бейт ли-ихйа ат-турас». Издание первое. 1408 г. х.

14. Имам ‘Али. Нахдж аль-баляга. Под редакцией Мухаммада Абдо. Издательство «Дару-ль-марифа». Бейрут.

15. Аль-Хурр аль-Амили. Васаиль аш-шиа. Организация «Аль аль-бейт ли-ихйа ат-турас». Издание второе. Кумм.

[1] Сура 5 «Трапеза», аят 72.

[2] Аль-Кумми, «Ат-таухид», С. 409.

[3] Сура 31 «Люкмaн», аят 13.

[4] Сура 6 «Скот», аят 82.

[5] Сура 6 «Скот», аят 88.

[6] Сура 39 «Толпы», аят 65.

[7] Сура 16 «Пчелы», аят 36.

[8] Сура 7 «Преграды», аят 59.

[9] Сура 7 «Преграды», аят 65.

[10] Сура 6 «Скот», аят 151.

[11] Аль-Бухари; Муслим.

[12] Сура 26 «Поэты», аяты 75-77.

[13] Сура 6 «Скот», аят 78.

[14] Сура 2 «Корова», аят 132.

[15] Сура 60 «Испытуемая», аят 4.

[16] Ат-Тирмизи, хадис №№ 2969, 3147 и 3372.

[17] ат-Табарси, «Мустадрак аль-васаиль», т. 5, с. 159.

[18] Абу Джафар Аль-Кулейни, «Аль-кафи», т. 2, с. 466.

[19] аль-Хурр аль-‘Амили, «Васаиль аш-шиа», т. 7, с. 30.

[20] Ат-Туси, «Тахзиб аль-ахкам», т. 2, с. 104.

[21] «Аль-кафи», т. 2, с. 388.

[22] Сура 21 «Пророки», аят 66.

[23] Сура 7 «Преграды», аят 188.

[24] ат-Табарси, «Джавами аль-джами», т. 1, с. 488.

[25] Магнийа, «Аль-кашиф», т. 3, с. 431.

[26] ат-Туси, «Ат-тибйан», т. 10, с. 157.

[27] ат-Табарси, «Маджма‘ аль-байан», т. 10, с. 153.

[28] Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 25, с. 289.

[29] «Курб аль-иснад», Хадис № 10.

[30] Ибн Бабавейх Аль-Кумми, «Аль-итикадат», с. 99.

[31] Сура 14 «Ибрахим», аяты 10–11.

[32] Сура 12 «Йусуф», аят 67.

[33] Сура 33 «Сонмы», аят 4.

[34] Относительно разрешённости тавассуля с упоминанием человека или его положения, например: «О Аллах, поистине, я ищу приближения к Тебе посредством Мухаммада (или положения Мухаммада)» среди учёных, как ранних, так и современных, существуют разногласия. Порицающие его говорят, что это нововведение, но никто из учёных не утверждает, что это ширк. Как бы там ни было, основа в поклонении — запретность, то есть мусульманин должен поклоняться Аллаху только в соответствии с Кораном и достоверной Сунной.

[35] Сура 2 «Корова», аят 189.

[36] Сура 2 «Корова», аят 215.

[37] Сура 2 «Корова», аят 217.

[38] Сура 2 «Корова», аят 219.

[39] Сура 7 «Преграды», аят 187.

[40] Сура 2 «Корова», аят 186.

[41] «Нахдж аль-баляга», т. 3, с. 47.

[42] «Мин вахйи-ль-Куран», т. 25, с. 65–66.

[43] Сура 43 «Украшения», аят 9.

[44] Сура 23 Верующие», аяты 84–89.

[45] Сура 10 «Йунус», аят 31.

[46] Сура 29 «Паук», аяты 61–63.

[47] Сура 10 «Йунус», аят 18.

[48] Сура 39 «Толпы», аят 3.

[49] Сура 39 «Толпы», аят 8.

[50] Сура 17 «Ночное путешествие», аят 67.

[51] Сура 6 «Скот», аят 40.

[52] Сура 10 «Йунус», аят 22.

[53] Сура 29 «Паук», аят 65.

[54] Сура 31 «Люкман», аят 32.

[55] Сура 6 «Скот», аят 63.

[56] Сура 10 «Йунус», аят 12.

[57] Сура 30 «Румы», аят 33.

[58] «Иляль аш-шара‘и», т. 1, с. 3.

[59] Сура 4 «Женщины», аят 64.

[60] Сура 7 «Преграды», аят 194.

[61] Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 79–80.

[62] Сура 2 «Корова», аят 118.

[63] Сура 5 «Трапеза», аят 35.

[64] «Тафсир аль-Баянь», т. 3, с. 509.

[65] Том 1, с.112.

[66] «Аль-джаухар ас-самин», т. 2, с. 170.

[67] «Тафсир гариб аль-Куран», с. 484.

[68] «Нахдж аль-баляга», с. 163. Проповедь № 110. Из его проповеди, мир ему, о столпах религии.

[69] «Ас-сахифа ас-саджадиййа», с. 214; 411; 67 и 144.

[70] «Ас-сахифа ас-саджадиййа», с. 411

[71] «Ас-сахифа ас-саджадиййа», с. 67

[72] «Ас-сахифа ас-саджадиййа», с. 144

[73] Сура 21 «Пророки», аяты 87–88.

[74] Сура 40 «Прощающий», аяты 44–45.

[75] «Аль-хисаль», с. 218.

[76] «Курб аль-иснад», с. 18.

[77] «Ат-таухид», с. 194. «Аль-хисаль», с. 593.

[78] «‘Уддат ад-да‘и», с. 307.

[79] «Ат-таухид», с. 230.

[80] Сура 6 «Скот», аяты 40–41.

[81] «Ат-таухид», с. 231.

[82] «Ас-сахифа ас-саджадиййа», с. 386.

[83] «Аль-Меджлиси. Бихар аль-анвар», т. 43, с. 217.

[84] «Бихар аль-анвар», т. 91, с. 225.

[85] То есть всё это не мешает тебе видеть и знать всё.

[86] Ат-Табарси, «Макарим аль-ахляк», с. 337.

[87] Аль-Кулейни, «Аль-кафи», т. 2, с. 524.

[88] Сура 40 «Верующий», аяты 84–85.

[89] Сура 6 «Скот», аят 158.

[90] Сура 10 «Йунус», аяты 90–92.

[91] «Иляль аш-шараи», т. 1, с. 59.

[92] Сура 8 «Трофеи», аят 9.

[93] Сура 18 «Пещера», аят 110.

[94] Сура 72 «Джинны», аяты 21–22.

[95] Сура 60 «Испытуемая», аят 4.

[96] Сура 5 «Трапеза», аят 75.

[97] Сура 5 «Трапеза», аят 17.

[98] Сура 47 «Мухаммад», аят 19.

[99] Сура 43 «Украшения», аят 87.

[100] Сура 39 «Толпы», аят 38.

[101] Сура 39 «Толпы», аят 3.

[102] Сура 12 «Йусуф», аят 106.

[103] Сура 10 «Йунус», аят 60.

[104] Сура 26 «Поэт», аят 8.

[105] Сура 43 «Украшения», аят 78.

[106] Сура 12 «Йусуф», аят 106.

[107] Сура 39 «Толпы», аят 7.

[108] Сура 10 «Ибрахим», аят 8.

[109] Книга «Иксир ад-даават».

[110] Сура 46 «Пески», аяты 5–6.

[111] «Аль-кафи», т. 1, с. 123–124.

[112] «Аль-кафи», т. 2, с. 404.

[113] Как пример см. «Васаиль аш-ши‘а», т. 8, с. 185.

[114] Сура 39 «Толпы», аят 36.

[115] Сура 39 «Толпы», аят 38.

[116] «Бихар аль-анвар», т. 94, с. 33.

[117] «Бихар аль-анвар», Т. 94, с. 37.

[118] Сура 27 «Муравей», аят 65.

[119] Сура 29 «Паук», аят 65.

[120] Сура 18 «Пещера», аят 104.

Благотворительный фонд «Аль-Аль ва аль-асхаб»

Наши рекомендации