Основы традиционной китайской медицины

Китайский народ обладает долгой культурной историей и богатейшей сокровищницей медицинских и фармацевтических научных знаний . Разработанные в их рамках методы акупунктурной ( чжэнь - цзю ) терапии - подобны удивительному сверкающему цветку , от которого нельзя оторвать взгляд . На протяжении нескольких тысячелетий применялись металлические иглы , а также полынные конусы и сигары ; с их помощью осуществлялись уколы и прижигания определенных точек на теле человека , что помогало излечивать многие виды болезней . Знаменитые китайские врачеватели древности с большим успехом использовали акупунктурные точки , которые теперь также называют биологически активными точками , на поверхности тела . Китайские медики рассматривают болезнь как нарушение равновесия между инь и ян , а здоровье - как достижение их гармонии в организме , для чего применяется принцип бу - се ( прибавление - отнятие ). В практической акупунктуре для восстановления утраченного равновесия при синдроме недостаточности применяют тонизацию , а при синдроме избыточности - дисперсию ( подавление , рассеивание ).

Учение о плотных и полых органах раскрывает взаимодействие между ними по природному циклу «пяти первоэлементов» ( у - син ), а также - через канальную систему цзин - ло - в большом «небесном» круге циркуляции ци . Именно этими принципами и правилами руководствуются при выборе точек воздействия . В самом раннем китайском классическом трактате по медицине - «Каноне Желтого императора о внутреннем» ( «Хуан - ди нэй цзин» ) - уже детально описано клиническое применение акупунктуры и других методик и указано на их обязательное сочетание между собой ! В нем говорится : «Фармакологические препараты ( травы и минералы ) поражают патогенные факторы .

24. Система и методы обследования больных в Китае. Видные врачеватели Древнего Китая.

Восточная медицина, сложившаяся в глубокой древности в Китае, Индии и Тибете, поражает цельностью своих философских основ, комплексным подходом к лечению и разнообразием терапевтических методов и систем. Основной особенностью этих методов является мобилизация внутренних ресурсов организма человека. Основными источниками сведений о медицине (фармации) Древнего Китая являются: памятники медицинской письменности; данные археологии, этнографии; памятники материальной культуры; ведийский период.

Один из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешествуя по стране, знакомился с опытом народной медицины. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотр, расспрос, прослушивание, исследование пульса и т.п.), он был и терапевтом и хирургом (использовал как лекарственные растения, так хирургические инструменты). Он является автором древнейшей книги о лекарствах «Нань цзинь» (книга о трудном).

В период империи Цинь (3 век до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, из которых 240 - растительного происхождения. Все средства были разделены на 3 группы:

- неядовитые лекарства (омолаживающие) - около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой;

- тонизирующие лекарства - около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил;

- токсические лекарства - около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.

В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.

При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.

25. Древняя Греция и мировая медицина

Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ».

Своеобразие географических и экономических условий. Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия. Одним из выразителей материалистического мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.), утверждавший, что природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступая против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии на острове Кос и полуострове Книд.

По сравнению с древней медициной в других странах медицина в Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина.

В Древней Греции в ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.

26. Врачебные школы в Древней Греции. Жизнь и деятельность Гиппократа. Врачебная этика.

Достоверные сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены. Самые первые биографии Гиппократа (или Иппократа) были написаны не ранее, чем несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы (Соран, II в.; Свида, X в. и другие) не были его современниками, и потому их повествование носит отпечаток той легендарности, которой было окружено имя этого великого врача. Известно, что Гиппократ родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н. э. показывали ее путешественникам.

Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Большинство исследователей считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а возможно, и некоторые другие.

Врачебная этика в древней Греции

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе.

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность ... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»).

27. Основы медицины Древнего Рима. Появление Врачей-профессионалов.

Появление врачей–профессионалов в г. Риме: врачи–рабы, врачи–отпущенники, свободные врачи. Элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела. Философские основы медицины Древнего Рима. Развитие материалистического направления: Асклепиад из Вифинии (128–56 гг. до н.э.) и его методическая система; Тит Лукреций Кар (ок. 98–55 гг. до н.э.) о причинах болезней.

Развитие медицинского дела осуществлялось в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей – архиатров.

При дворе императора служили придворные архиатры, в провинциях - провинциальные, в городах – народные архиатры. В городах назначались по 5-10 врачей в зависимости от количества населения. Первым императорским архиатром в Риме считается грек Ксенофон – личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представил как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа (греческого бога Асклепия).

Архиатры объединялись в коллегии и находились под контролем местных властей и центрального правительства, которое строго следили за их выборами и назначением.

Процедура выборов напоминала строгий экзамен, после которого врач получал звание «Врач, утвержденный государством». Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках и т.д. Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой. Имеются сведенья о привлечении врачей в качестве судебных медиков. В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохи, Берите и др.; в этих школах жалование преподавателям выплачивалось из государственных фондов. Анатомия преподавалась на животных, а иногда – на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.

Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Кроме того, Александр Север отвел для лекций по медицине особые аудитории, дал содержание тем врачам, которые желали посвятить себя педагогической деятельности и устроил стипендии для нуждающихся учеников. Медицинское образование таким образом был впервые признано делом государственного значения.

Положение врачей в Риме со временем укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекли в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате – к узкой специализации (отдельные методы лечения, не говоря уже об определенных группах болезней, стали предметами отдельных специальностей. Наряду с глазными, ушными, зубными врачами, существовали врачи, которые лечили только фистулы или только страдания мочевого пузыря; были врачи, которые производили только одну какую-нибудь операцию, например прокол живота, камнесечение, операцию грыжи и т.п.; были, наконец врачи, и такие, которые всю свою деятельность ограничивали каким-либо одним методом лечения, например, одни лечили водой, другие – вином и т.д.)

Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в Древней Греции, где врач был свободен от обязанностей передгосударством

(в Древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их добровольному согласию).

28.Становление военной медицины Древнего Рима.

Становление профессиональной армии и военной медицины; санитарные команды из посланников — депутати (deputatus), учреждения для больных и раненых — валетудинарии (valetudinarium). Развитие медицинского дела: введение должностей старших врачей — архиатров (archiatros, с I–IV вв.), государственные и частные врачебные школы.

Эпиграфические памятники сохранили названия некоторых должностей и имена медперсонала, задействованного в обслуживании римских воинских частей на нижнем Дунае. На поле боя первую помощь оказывали "капсарии", получившие своё название от сумки "capsa", где хранились перевязочные материалы. При госпиталях трудились "валетудинарии", в обязанности которых, видимо, входило преимущественно грубая работа по приему и обслуживанию доставляемых раненых.

Более широкими способностями и умениями обладали "медики". Как показывают надписи, они находились в составе легионов и вспомогательных частей, выполняя более сложную и квалифицированную медицинскую работу.

Наряду с личным составом легиона, медперсонал делился на ранги, находясь в подчинении префекта лагеря. Во вспомогательных войсках им командовал, видимо, лично сам префект или трибун подразделения. Из Мезии происходят надписи военврачей, относящихся к рядовому и младшему командному составу - "принципалам".

Кроме того, рядовой и офицерский состав мог пользоваться услугами гражданских докторов. Главным образом, они являлись родственниками или вольноотпущенниками военнослужащих, имели греческое происхождение. В Одесосе (совр. г. Варна в Болгарии) во II веке существовала коллегия городских врачей во главе с неким Деметрием.

О медицинских инструментах, использовавшихся военврачами на практике, нам известно преимущественно по сведениям из соседних провинций, связанных с Мезией в военно-политическом отношении. Во второй половине II-го - начале III вв. н.э. вексиляции IV-го Флавиева легиона находились в Аквинке (провинция Нижняя Паннония). Во время раскопок расположенного здесь госпиталя были обнаружены многочисленные медицинские и фармацевтические инструменты. На нижней части надгробной плиты Сатрия Руфа - врача XI-го Клавдиева легиона, дислоцировавшегося с начала II-го века в Дуросторе (совр. г. Силистра в северной Болгарии), обнаруженной в кастелле Бурнум (провинция Далмация) изображены хирургические принадлежности: скальпели, зажим, зонды для исследования ран.

Редкий хирургический инструмент - "тюфлагкистрон", предназначенный для извлечения наконечников стрел и поражающих частей других видов оружия дистанционного боя происходит из самой Мезии. Он был обнаружен ан территории современного болгарского села Байкал, расположенного в нескольких километрах западнее штаб-квартиры V-го Македонского легиона в Эске (совр. - с. Гиген и возможно, использовался военными медиками этой части).

Большое количество надписей от рядового и офицерского состава обращенных к покровителям врачебного дела, дарующим здоровье Асклепию и Гигии, наличие, в том числе и в местах дислокации легионов, храмов, посвящённых этим божествам, свидетельствуют, на наш взгляд, о достаточно эффективной работе медперсонала римских войск, расквартированных в Мезии в период принципата.

Более высокий уровень развития централизованной государственности выразился прежде всего в постоянной армии, что в свою очередь обусловило создание военных госпиталей (валетудинарии— буквально «здравницы»), подготовку лагерных врачей, врачей легионов, врачей трирем (судов) и др. Обычно валетудинарий (около 200 коек) создавался при лагере до трех легионов, т. е. был рассчитан на 12 000—13 000 воинов (от 3500 до 4500 воинов на легион). Одна койка валетудинария приходилась в среднем на 50—60 воинов.

29. Становление христианства и его влияние на развитие медицины. Галенизм.

Церковь и медицина в средневековье

В период классического средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась на западную (католическую) и восточную (православную), после чего каждая из церквей обособилась, и они стали полностью самостоятельными.

Согласно христианской религии, знание имеет два уровня:
сверхъестественное знание, даваемое в "откровении" и содержащееся в текстах "Библии", и естественное — отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и некоторых других античных авторов, признанных или канонизированных христианством. Задача ученых сводилась лишь к подтверждению этих текстов новыми данными.

Схоластика

На этой основе сформировалась средневековая схоластика (от греч. schole—школа) —тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и Ибн Сина. Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными служителями, заучивались наизусть.
Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья.

Галенизм

Таким образом возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

Попытки заново осмыслить или. переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215—1294) — выдающегося мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.
Деятельность Р. Бэкона, получившего прозвище "чудесный доктор", теснейшим образом связана с развитием средневековой алхимии.

30. Медицина Византийской Империи. Больничное дело.

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных ргхтений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Основными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» Феофраста . (Theophrastus, 372—287 гг. до н. э.) и римского врача (грека по. происхождению) Диос-корида (см. с. 127). Его сочинение «О врачебной, материи» на протяжении почти шестнадцати столетий было непревзойденным учебником, по. лекарственному врачеванию.

Со временем приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики. В период средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом красителей и лекарств.

Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия,

Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, ^последствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

Широкую известность получили прописи арабских лекарственных препаратов. Влияние-арабской медицины более ощущается в сочинениях поздних- византийских авторов. Среди них труд о свойствах пищи Симеона Сифа (Seth Simeon, IX в.) и книга по лекарствоведению («Opus medicamentorum») Николая Мирепса (Myrepsus, Nicolaus, XIII в.), использовавшаяся для преподавания в Европе вплоть до XVII в.

Больничное дело

С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. Корни его уходят в начало IV века, когда на территории Египта зародилось пустынножительство — первая форма монашества. Его основатель Антоний Великий, выражая протест против несправедливостей человеческого мира, роздал свое имущество, ушел в пустыню и стал примером для многочисленных подражателей. Первые пустынножители (анахореты) бродили отшельниками по одиночке. Потом трудности жизни заставили монахов-пустынников объединиться. Так возникли монастыри. Первый «общежитейский монастырь» ' (киновия) был основан в Египте в 320 г. Впоследствии монастыри стали появляться в Палестине, Сирии и других областях Византийской империи.

Go временем первоначальное содержание монашества — уход от жизни — расширилось: монахи начали принимать участие в общественных заботах. Постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали и писали книги. Деловая организация и дисциплина монастырей позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксено-дохии (т. е. монастырские приюты для увечных И больных путников) — прообразы будущих монастырских больниц. Василий

Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.

В Византийской империи больницы были распространены повсеместно.

31. Особенности развития медицины в Киевской Руси. Монастырские больницы. Санитарное дело.

Народная медицина: лечцы, волхвы – хранители богатейших медицинских познаний языческих времен. Иоанн Смер (10 в.) и Петр Сириянин (11 в.) самые древние из всех медиков в нашем отечестве. Источники изучения истории медицины – лечебники и травники (250) – первые энциклопедии в отечественной медицине, переводы на славянский язык медицинских сочинений с греческого и латинского языков – «Физиолог» (11 в.), «Сборник Святослава» (11 в.), «Русская правда» Ярослава Мудрого (11 в.), «Мази» (12 в.), «Шестоднев» (13 в.). Представления о причинах болезней в Древнерусском государстве, специфические названия болезней. Санитарно-технические сооружения Древней Руси – водопроводы, бани. Эпидемии, санитарно-гигиенические мероприятия во время эпидемий – изоляция, заградительные линии из горящих костров. Методы лечения – использование целебных трав, ягод. Русская баня как место проведения лечебных мероприятий (простудных заболевания, родов, хирургических операций, лечение оспенных сыпей);
Хирургия – «железная хитрость», одна из важных отраслей древнерусского врачевания, хирурги – лечцы-резальники – успешно проводили трепанацию черепа, ампутацию конечностей, умело применяли хирургические приемы при родовспоможении. В качестве инструментов применялись ножи, бричь (бритвы), писла (пилы), сверла, наборы для кровопускания. При сложных операциях прибегали к наркозу – употребляли вино, мак, мандагору, куколицу. Лечение ран проводилось методом «жежения» (каутеризации) и «мешца» (промывания). Средствами перевязки служили – лен, конопля, крапива, мох с «древес благовонных», мицелии грибов, шерсть, береста. Роль современного шелка, кетгута выполняли суровые конопляные нити и струны из бараньих или телячьих кишок, выделанных особым образом. Транспортировка раненых и больных осуществлялась с помощью «лодия» (сани), «кола» (телега), ручных и конных носилок;
^ Монастырская медицина – в 1091 г. митрополит Киевский и всея Руси Ефрем поставил «строение банное, устроил больницы, в которых подавалось всем приходящим безмездно врачевание» (Никоновская летопись). Первые монастыри и монастырские больницы существовали с 11 века. Монастырь – как очаг науки и культуры, в том числе медицины. Первые монастырские лекари – Антоний Печерский, Агапит, Дамиан, Феодосий (основал Киево-Печерский монастырь), Зосим (основал Соловецкий монастырь) (15 в.).
Древнерусское государство, просуществовав три столетия, распалось на несколько мелких княжеств. Татаро-монгольское нашествие, а затем и длительное иго (1240-1480), вызванное им разорение русской земли, значительно задержало развитие медицины, хозяйственной жизни и культуры Руси в целом. «С этого времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя». Санитарное дело. Бани. Эпидемии

В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.

Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск.

33. Первые доктора медицины у россиян.

В России в XV в. начали появляться первые врачи из Европы, которые начали занимать доминирующее положение. Среди зарубежных врачей, которые были приглашены на русскую службу, можно встретить достаточно известных медиков. Например, в 1621 г. в Москву прибыл Артемий Дия. Он написал большое количество работ по медицине. Многие из этих работ были напечатаны в Париже.

Также в России работали такие зарубежные врачи, как Лаврентий Блюментрост, Роберт Якоб. Отечественные врачи также ездили за границу для обучения. Среди тех, кто успешно прошел обучение, а также защитил за границей диссертацию, можно отметить П. В. Постникова. Он получил звание доктора медицинских наук в Падуанском университете, в Италии. Надо сказать, что Петр Постников был даже ректором Падуанского университета. В 1701 г. Постников вернулся в Россию и был зачислен в Аптекарский приказ.

К сожалению, Петр Постников, вернувшись в Россию, не смог заниматься медициной и физиологией (это его любимая отрасль медицины), поскольку служил российским дипломатом во Франции, Англии и Голландии. Он закупал книги, хирургические инструменты, контролировал обучение российских студентов за рубежом.

Также можно отметить Георгия из Дрогобыча. Он получил звание доктора медицины и философии в Болонском университете, а также написал сочинение «Прогностическое суждение 1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета», которое было издано в Риме. В одно время (1481–1482 гг.) он был ректором Болонского университета. Читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.), работал в Венгрии (1482–1485 гг.). В 1512 г. Франциск Скорина из Полоцка получил звание доктора медицины в Падуанском университете. Затем он работал в Кенигсберге, Праге, Вильне.

41. Передовые научные центры Западной Европы. Становление Анатомии как науки (А.Везалий).

В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление, которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического средневековья.

Все эти черты ярко проявились в период становления анатомии как науки. Одним из ее основоположников был гениальный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (1452—1519). Ему принадлежат ценные технические изобретения в области военно-инженерного дела и гидротехники; своими открытиями он обогатил физику, геометрию, механику, астрономию, геологию, ботанику, анатомию. Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и матки.

Андреас Везалий (1514—1564) учился в трех университетах: в Лувене (Фландрия) по курсу гуманитарных наук, в Монпелье и Париже, где изучал медицину. В 1537 г. в возрасте 23 лет в Падуе он получил степень доктора медицины и вскоре по приглашению Венецианской республики стал профессором Падуан-ского университета — передового научного центра того времени.

Везалий хорошо знал труды Галена, к которому относился с большим уважением, переводил его книги и даже подготовил их к изданию. Анатомируя человеческие трупы, Везалий убедился, что взгляды Галена на строение тела человека, господствовавшие в Европе в течение 14 столетий, во многом ошибочны, так как они основаны на изучении анатомии обезьяны и других животных. Везалий исправил более 200 ошибок ,Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние.органы; установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, через которые, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый и контактировать с пневмой; описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для последующего обоснования кругового движения крови.

Свои наблюдения Везалий изложил в «Анатомических таблицах», ключавших шесть гравюр, выполненных талантливым учеником Тициана Иоганом Стефаном ван Калькаром, который иллюстрировал все книги Везалия. Совершенствуя преподавание анатомии, Везалий издал краткий учебник анатомии «Извлечение» («Epitome», 1543) — сокращенную анатомию для обучающихся в анатомическом театре. В этом же году в издании И. Опорина вышел в свет основополагающий труд Везалия «О строении человеческого тела» в семи книгах. В нем не только обобщались достижения в области анатомии за предшествовавшие столетия,— Везалий обогатил науку собственными достоверными данными, полученными в результате многочисленных вскрытий человеческого тела; исправил большое количество ошибок своих предшественников и главное — впервые привел все эти знания в систему, т. е. сделал из анатомии науку.

Первый том его труда посвящен исследованию костей и суставов, второй — анатомии мышц, третий — кровеносным сосудам, четвертый — периферической нервной системе, пятый — органам брюшной полости, шестой — строению сердца и легких, седьмой—• анатомии головного мозга и органов чувств

Трудами Везалия открывается «золотой век» в истории анатомии.

42. Становление физиологии как науки (Ф.Бэкон).

Рождение физиологии как науки, как правило, связывают с именем выдающегося английского врача, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея (Harvey, William, 1578-1657), которому принадле-жит заслуга создания стройной теории кровообращения.

В возрасте 21 года У.Гарвей окончил Кембриджский университет. В 24 года в Падуе стал доктором медицины. Вернувшись на родину, Гарвей стал профессором кафедры анатомии, физиологии и хирургии в Лондоне.

Основываясь на достижениях своих предшественников — Галена, Везалия, Коломбо, Фабриция — Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходит из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей, — при жизни Гарвея в физиологии еще не применяли микроскопической техники, и он не мог увидеть капилляров. Их открыл Марчел-ло Мальпиги (Malpighi, Marcello, 1628-I694) через четыре года после смерти Гарвея.

После многолетней проверки в эксперименте У.Гарвей изложил свою теорию в фундаментальном сочинении "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных" ("Exercitatio anatomica de motu cordis et sangvinis in animalibus", 1628; рис. 85) и сразу же подвергся ожесточенным нападкам со стороны церкви и многих ученых. Первым теорию Гарвея признал Р.Декарт, затем Г.Галилей, С.Санторио, А.Борел-ли и другие ученые. И.П.Павлов видел в ней не только "редкой ценности плод" научной мысли, но отмечал и "подвиг смелости и самоотвержения" ее автора.

Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии) в этот период истории оказала деятельность англий-ского философа и политического деятеля

Френсиса Бэкона (Bacon, Francis, 1561-1626). Не будучи врачом, Бэкон во многом определил пути дальнейшего развития медицины. Его основной философский трактат «Великое восстановление наук», посвященный вопросам формирования науки и научного познания, не был закончен. Однако вторая его часть — "Новый Органон" ("Novum organum scientiarum") был опубликован в 1620 г. В этом сочинении Ф.Бэкон, в частности, сформулировал три основные цели меди-цины: первая — сохранение здоровья, вторая — излечение болезней, третья — продление жизни. Наука представлялась ему основным средством решения социальных проблем общества — вот почему он был убежденным сторонником союза науки и власти.

сновными орудиями познания Ф.Бэкон считал чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. Гегель писал о нем: "Бэкон полностью отверг схоластический способ рассуждения на основе совсем отвлеченных абстракций, слепоту по отношению ко всему, что мы имеем перед глазами" (Гегель. Соч. — Т. XI. — М., 1932.— С. 215.). Прогнозируя развитие науки, Ф.Бэкон заглядывал вперед на многие столетия. Так, в области медицины он выдвинул ряд идей, реализацией которых занимались многие последующие поколения ученых. К ним относятся: изучение анатомии не только здорового, но и больного организма.; изобретение методов обезболивания; широкое использование при лечении болезней прежде всего природных факторов и развитие бальнеологии. Таким образом, Ф.Бэкон во многом определил пути формирования философского мышления и развитие наук грядущего нового времени.

43. Ятрофизическое направление в медицине (Р.Декард).

Наши рекомендации