Вопрос 18. Что представляет собой ИМС? Основные задачи, решаемые ИМС.
Информационная система – это совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских процессов и организаций.
Основными задачами, решаемыми с помощью ИМС, являются:
· Информационная поддержка оказания медицинской помощи населению;
· Информационная поддержка управления здравоохранением.
Рассмотрим вариант классификации ИМС,основанный на иерархическим принципе построения системы здравоохранения и оказания пациенту медицинской помощи:
1) Автоматизированные информационные медицинские системы федерального уровня;
2) Автоматизированные информационные медицинские системы территориального уровня;
3) Автоматизированные информационные медицинские ЛПУ;
4) Информационно-технологические системы;
5) Автоматизированные рабочие места медицинских работников;
6) Медико-технологические системы. Это самые многочисленные из разрабатываемых ИМС. Они обеспечивают обработку и анализ информации для поддержки принятия врачебных решений и информационной поддержки медицинских технологических процессов.
Вопрос 19. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия ИМС.При использовании информационных технологий ключевыми и наиболее сложными для стандартизации являются терминологические проблемы представления и кодирования медицинской информации, а также форматы обмена данными.
Один из самых известных – североамериканский стандарт Health Level Seven (HL7), разрабатывается учеными и экспертами разных стран мира с целью создания единых правил обмена, обработки и интеграции медицинской информации. Стандарт определяет технология обмена данными между различными ИС, структуру медицинской документации, реализацию назначений, формирование заказов и получение результатов исследований, лабораторных тестов и т.п.
Международная систематизированная номенклатура медицинских терминов SNOMED International состоит из 11 связанных взаимными ссылками классификаторов, называемых модулями: топография (детальные термины анатомии); морфология (термины для описания структурных особенностей); функции; микроорганизмы; химические, лекарственные и биологические продукты; физические воздействия; профессии; социальная среда; классы заболеваний и диагнозы; процедуры (административные, диагностические, терапевтические); модификаторы (перечень вспомогательных и служебных слов, используемых для связи или модификации терминов других.
Стандарт DICOM распространяется на передачу растровых медицинских изображений, получаемых с помощью различных методов лучевой диагностики (рентгенография, ультразвуковая диагностика, эндоскопия, МРТ).
Вопрос 20. Организационное обеспечениепредставляет собой совокупность организационно-технологических решений, определяющих порядок взаимодействия работников в условиях функционирования системы.
В процессе создания системы разработчик должен предусмотреть обучение персонала работе с компьютерной системой, разработать технологические инструкции для всех категорий персонала, эксплуатирующих ИМС, которые должны содержать методические указания по действию как в режиме нормальной работы, так и при аварийных ситуациях.
Правовое обеспечениедолжно включать приказы и распоряжения, регламентирующие работу медицинских учреждения в условиях функционирования ИМС. Приказы и распоряжения должны определять:
1) Сроки, формы и порядок представления регулярной входной информации и лиц, ответственных за её представление и достоверность;
2) Перечень лиц и подразделений, имеющих право на запросы с указанием типов и форм запросов;
3) Лицо, ответственное за сохранность архивных данных и выдачу информации из архива;
4) Перечень лиц, отвечающих за меры безопасности, использующиеся для обеспечения сохранности, неизменности и достоверности информации БД.
Вопрос 21. База данных –это организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использования.
Классификация БД.Базы данных классифицируются по:
1) Характеру хранимой информации. По нему БД подразделяются на фактографические и документальные. Первые содержат в себе данные в строго фиксированных форматах и в краткой форме, являясь электронным аналогом каталогов. Вторые БД похожи на архив документов.
2) Способу хранения информации. По нему БД подразделяются на централизованные и распределенные. В централизованных БД вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть отдельный компьютер, но чаще – сервер, к которому подключены клиенты-пользователи. Распределенные БД функционируют в локальных и глобальных сетях. В этих случаях фрагменты БД могут храниться на разных компьютерах или серверах.
3) Структуре хранимых данных. По нему БД подразделяются на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).
Вопрос 22. Иерархические БДв графическом изображении часто сравнивают с деревом, перевернутом кроной вниз. На верхнем уровне находится один объект, на втором – несколько (объекты второго уровня), на третьем еще больше (объекты третьего уровня) и т.п. Между объектами есть связи. Объект, находящийся выше по иерархии («предок»), может быть связан с несколькими объектами более низкого уровня («потомками»), а может и не иметь их. Объект ниже по иерархии может иметь только одного «предка». Объекты, имеющие общего «предка», называются «близнецами». Пример – каталог папок Windows. Верхний уровень (Рабочий стол) – «предок», второй уровень (Мои документы, Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина и т.д.) – «потомки».
Сетевые БДявляются обобщением иерархических за счет допущения объектов, имеющих более одного «предка». В сетевых моделях на связи между объектами никаких ограничений не накладывается. Пример – Интернет, в которой с помощью гиперссылок многие миллионы документов связаны между собой в распределенную БД.
Реляционные БДсостоят из одной или нескольких взаимосвязанных таблиц. Таблицы состоят из записей и полей. Запись БД – это строка таблицы, содержащая информацию об отдельном объекте системы, например, об одном пациенте. Поле БД – это столбец таблицы, содержащий характеристику (свойство, атрибут) объекта, например, пол, возраст, место жительства пациента и т.д. Каждая таблица должна содержать хотя бы одно поле, содержание которого однозначно идентифицирует запись в таблице. Такое поле называется ключем. Возможны составные ключи (фамилия, имя). Для каждого поля задается структура поля, а именно, указывается уникальное имя, тип данных и формат или размер поля. Пример – амбулаторные карты больных и пациентов.
Система управления базами данных (СУБД) – это программное обеспечение, предназначенное для работы с БД. С помощью СУБД пользователь может:
1) Разрабатывать структуру БД;
2) Заполнять БД;
3) Редактировать структуру и содержимое БД;
4) Искать информацию по БД;
5) Осуществлять защиту и проверку целостности БД в ограниченном размере.
СУБД предоставляют специальные средства для разработки БД.
Вопрос 23. Электронная история болезни (ЭИБ) –это информационная система, обеспечивающая автоматизацию ведения медицинской документации, оперативные обмен между участниками лечебно-диагностического процесса (ЛДП) и поддержку их деятельности.
Концептуальная основа ЭИБ заключается в следующих принципах:
1) Единство информации о пациенте, предполагающее однократный ввод данных в систему;
2) Доступность информации о больных для просмотра всеми участниками ЛДП в любой момент времени и в любом месте;
3) Единые классификаторы;
4) Автоматическое вычисление производных показателей (длительность госпитализации, количество дней до и после операции, опасность инфекционных осложнений, наличие шока, необходимый объем инфузионной терапии);
5) Технологически функциональное включение СППР;
6) Диспетчеризация (управление) в вопросах обследования пациентов.
Основные функции ЭИБ:
1) Ввод и корректировка данных;
2) Формирование листа назначений;
3) Формирование учетно-отчетной документации;
4) Формирование эпикризов(выписок);
5) Формирование направлений на исследования;
6) Классификаторы исследований и медикаментов;
7) Нормативно-справочная информация;
8) Обмен данными между подразделениями;
9) Поиск необходимых историй болезни в базе данных;
10) архивация историй болезни.